<<
>>

Всемирная история

Понятие всемирной истории человечества в его полном изложении представляет собой отдельную и довольно объёмную науку. Гегель оставил нам её в виде прочитанного им курса лекций, получившего название философии всемирной истории.

Здесь же мы ограничимся лишь тем, что обозначим самые общие подходы к построению её понятия.

§1014. Всё современное человечество вышло из одного биологического корня. Но, вступив на путь собственного развития, оно разделилось на многие части, на базе которых в дальнейшем образовались десятки стран и народов. Соответственно, на протяжении всей своей истории человечество представляло собой мозаику таких отдельных стран-государств. По этой причине каждое из ныне существующих государств имеет собственную историю развития в пределах самого себя. И в этом смысле мы говорим, например, об истории Китая, об истории Франции, об истории России и т.д.

Но, с другой стороны, поскольку каждый народ представляет собой лишь некоторую особенную часть человечества, постольку его история вписана в историю развития всего человечества и неотделима от неё.

В этом смысле мы говорим о всемирной истории как истории развития одного-единственного носителя духа на нашей планете – человечества в целом. Соответственно, история каждого отдельного народа должна рассматриваться лишь в контексте общей истории всего человечества.

§1015. В начале своего пути род человеческий пребывал ещё в естественно природном состоянии. Его численность, по предположениям демографов, составляла не более 2 млн индивидов. Самосознание наших предков в ту далёкую пору ещё было неразрывно связано с их вожделеющим Эго, а образуемая ими общность имела форму первобытного стада. Жили наши далёкие предки в мире животной необходимости и ещё не знали свободы.

В течение последующих 5-6 тыс. лет развитие человечества происходило в условиях господства формы совместного самосознания.

Данная форма обусловливала существование отношений неравенства между людьми, отношений господства и рабства. Но именно благодаря таким отношениям, с одной стороны, развивалось самосознание каждого конкретного человека, а c другой – шло формирование организма общества и его нравственного содержания.

За последние два столетия значительная часть человечества перешла на ступень всеобщего свободного самосознания. Соответственно, государственное устройство тех стран, где это уже произошло, приобрело демократические формы. Общая численность человечества превысила сегодня 6-миллиардный рубеж.

Если теперь мы мысленно соединим то состояние, которое человечество имело в начале своего пути при численности не выше 2 млн, с тем состоянием, которого оно достигло сегодня, имея в своём составе уже более 6 млрд человек, то получим общее представление о содержании его истории. Всемирная история представляла собой переход человечества из мира животной необходимости в мир свободы. Причём человечество само создавало этот мир свободы и само же готовило себя к жизни в нём.

§1016. Каждое приходящее в жизнь новое поколение людей действовало во имя своих ближайших интересов. Заботясь о своём собственном благе, оно, однако, привносило нечто новое в общий ход поступательного развития человечества. Не ведая того, каким станет этот мир через сотни лет, оно творило то, что уготовило ему его время.

Времена не выбирают.

В них живут и умирают.

А это значит, что каждое поколение людей являлось для самого себя и целью, и средством, и результатом своего собственного развития. Но вместе с тем оно (поколение людей) продвигало на шаг вперёд процесс развития всего человечества.

§1017. Сам по себе процесс поступательного развития человечества представлял собой последовательный ряд ступеней. Каждая такая ступень привносила нечто новое как в облик общества, так и в самосознание людей. Продвижение вперёд происходило таким образом, что, взойдя на очередную ступень развития, человечество отстраивало её и осваивалось на ней.

Свыкнувшись с ней, оно отталкивалось от неё и совершало следующий шаг в своём развитии. Поднявшись на новую ступень, оно вновь отстраивало её и, сделав её привычной, осуществляло переход на следующую ступень.

§1018. Каждая такая ступень преодолевалась за счёт усилий какого-то одного народа, национальный характер которого (особенный дух которого) наиболее соответствовал задачам, решаемым на этой ступени. Каждый такой народ, выходя на авансцену мировой истории, своими свершениями вносил определённую лепту в общее развитие человечества. Его достижения в снятом виде воспринимались остальными народами, которые в тот период оставались более или менее пассивными. Конечно, аналогичные процессы могли происходить и у них, но сила и глубина их влияния на всё человечество уступали влиянию ведущего на тот момент народа. Сыграв свою роль, данный народ передавал лидирующую позицию следующему историческому народу. Его собственная судьба протекала в дальнейшем уже под влиянием других исторических народов, последовательно выходящих в авангард мирового развития.

§1019. Всемирная история представляет собой, следовательно, развивающуюся череду свершений, осуществлённых отдельными народами. Причём в этой эстафете мировых свершений каждый исторический народ играл ведущую роль только на одной из её ступеней. На следующую ступень мирового развития человечество восходило уже посредством усилий другого народа. В этом состоит суть понятия всемирной истории, где всеобщий процесс продвижения человечества вперёд происходил в форме развивающейся преемственности особенных деяний, осуществляемых отдельными народами.

§1020. Роль личности в истории. Во главе всех процессов, имевших всемирно-историческое значение, находились конкретные индивидуумы. Они являлись орудием осуществления независимо от них назревших исторических свершений. Их субъективная деятельность была тождественна субстанциальному содержанию тех исторических деяний народов, которыми они руководили. В силу этого они не знали и не могли знать подлинной сути того, что делали; она оставалась ещё скрытой от всех.

Лицом к лицу – лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

А это значит, что при оценке роли таких исторических личностей мы должны исходить из того, что не они творили историю, а история творила их, и именно поэтому они оказывались во главе её процессов. Если бы они своими действиями препятствовали ходу истории, то она попросту отбросила бы их в сторону.

§1021. Такова в общих чертах суть понятия всемирной истории. Если оставлять историю без её понятия, то в этом случае она будет толковаться по принципу: сколько историков, столько и историй. Перефразируя Ф.М. Достоевского, можно сказать так: "Если нет понятия истории, значит, всё дозволено в отношении неё".

Такие произвольные интерпретации истории выступают сегодня как в форме появления её "новых хронологий", так и в более распространённой форме – беспонятийных комментариев к событиям прошедших эпох. Подобные комментарии состоят в основном из суждений долженствования, согласно которым: одному историческому деятелю следовало сделать то, а он сделал это; другому надо было поспешить, а он промедлил; третьему надо было не бояться, но он струсил; и т.д. Такое отношение к истории, которое по выражению героя фильма "Доживём до понедельника", создаёт впечатление, что в ней "орудовала компания двоечников", свидетельствует о назревшей уже необходимости создания её понятия.

§1022. На этом мы завершает учение о нравственности и вместе с ним – рассмотрение понятия общества в целом.

Вот вязь определений, которую мы здесь проследили.

Право

Собственность

вступление – потребление – отчуждение

Договор

дарения – мены – обеспечения права собственности

Правонарушение

ошибка – обман – преступление

Мораль

Умысел и вина

Намерение и благо

Добро и совесть

Нравственность

Семья

брак – имущество – дети

Гражданское общество

экономика – правосудие – политика

Государство

внутреннее государственное устройство

законодательная власть – исполнительная власть

глава государства

внешняя функция государства

всемирная история

<< | >>
Источник: С.Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА. 2003

Еще по теме Всемирная история:

  1. Всемирная история была история Запада»[382].
  2. A. H. Бадак. Всемирная история. Римский период. 1998., 1998
  3. И. E. Войнич, H. M. Волчёк. Всемирная история: Бронзовый век.2002, 2002
  4. Всемирная история:. Начало возрождения. 1997, 1997
  5. Всемирнаяистория:. Начало колониальных империй., 1999
  6. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Становление государств Азии.2005.., 2005
  7. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек .. Всемирная история: Эпоха английской революции., 2001
  8. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек .. Всемирная история:. Крестоносцы и монголы .1998, 1998
  9. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Век железа 2003., 2003
  10. Всемирная история:. Раннее сред- ‘ невековье. 1998, 1998
  11. А.Н. Бадак.И. Е.Войнич, H.M. Волчек. Всемирная история:. Канун I мировойвойны. 1996, 1996
  12. И. E. Войнич, H. M. Волчек.. · Всемирная история: Эпоха просвещения . 2003, 2003
  13. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек,. Всемирная история:. Национально-освободительные войны XIX века ., 1999
  14. А.И.Бадак, И. H. Войнич, H. M. Волчек.. Всемирная история: Европа под влиянием Франции., 2000
  15. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Итоги первой мировой войны ., 2002