>>

ВВЕДЕНИЕ

Перемены, происходящие в России в конце 20 века, в очередной раз "потрясают мир". Изменяется не только экономика, но и сознание, образ мышления, мировидение, то есть менталитет россиян, происходит переоценка ценностей.

Мы пересматриваем всю систему нашей культу­ры. Меняются подходы к понятию и исходным феноменам ментально­сти.

Вступление России в строй цивилизованных народов, появление гражданского общества и правового государства невозможны без свобо­ды мышления, свободы выбора жизненных ориентиров. А они могут возникнуть лишь при существовании в обществе свободы национального духа, при осознании россиянами автономности собственного самосозна­ния, то есть при наличии (уважаемого и законом, и обществом) у каждо­го человека своего менталитета, своего стиля и позиции в мышлении и поведении. России нужен самосознающий, самоконтролирующий и са- мосозидающий индивид.

Сегодня мы широко и свободно используем понятие "mentaliffi". Историки и культурологи многое сделали для его прояснения, но нужны и обобщающие философские работы.

Актуальность исследования проблем Танатоса заключается в том, что смерть никогда до конца непознаваема в силу ее факультативности для каждого человека. Кроме того, человек по своей природе не может мириться с саморазрушением такого совершенства, как он сам. Отсюда, пристальное внимание к себе, к смерти.

Актуальность размышлений о смерти диктуется и тем, что она является для интеллектуалов и верующих "вдохновляющим гением" (Со­крат), "музагетом" (А. Шопенгауэр) философии.

Вместе с проблемой смерти каждое поколение по-своему решает и проблемы этого, посюстороннего мира: смысла жизни, свободы воли, границы свободы воли и т.д.

И наконец, знание форм культуры смерти у различных народов формирует толерантность, уважение к чужим культурам и обычаям.

Целью данной монографической работы является выведение фи­лософского определения ментальности, выяснения истоков этноментали- тета, описания культуры смерти у различных народов, конфессий, выяв­ление ментально-философского подхода к смерти. Данные проблемы в годы тоталитаризма почти не разрабатывались российскими мыслителя­ми, и есть поэтому настоятельная необходимость заполнения этого тео­ретического вакуума.

Книга представляет собой попытку философского исследования проблем ментальности и ее феномена - смерти - с привлечением мате­риалов из истории культуры, фольклора, литературы и истории филосо­фии.

Данная монография является переработанным и дополненным из­данием раннее издававшейся книги: "Смерть как эпифеномен менталь­ности".

Автор благодарит ОПД «Абаза» за помощь при издании данной монографии.

| >>
Источник: Шенкао М.А.. Основы философской танатологии. 2002

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. 8.5. Парентеральное введение антикоагулянтов
  3. § 2. Срок и основания введения наблюдения
  4. Последствия введения евро.
  5. Введение .................................................................... 7
  6. § 2. Порядок и основания введения финансового оздоровления
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА.
  9. Порядок перехода к внешнему управлению и его введению
  10. ВВЕДЕНИЕ 3