<<
>>

ВЫЗОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОМУ ФОРМАЛИЗМУ

Критика нормативной ценности аналитического подхода характерна не только для Хилари Патнэма, она является об­щим элементом для всех постаналитических мыслителей. B философских построениях Роберта Нозика и Артура К.

Данто она принимает формы, которые в некотором смысле можно рассматривать как дополнительные по отношению друг к дру­гу. Для Нозика речь идет о радикальном отказе от той прину­дительной силы, которая неявно содержалась в формализме аналитического способа мышления. Философская аргумента­ция, которую аналитическое направление заключает в опреде­ленные рамки во имя обоснованности и ясности, совпадает для Нозика с репрессивной эпистемологической моделью, про­тив которой необходимо выдвинуть альтернативные модели. Однако, по мнению Данто, критицизм сам по себе приходит к эстетизации формалистского импульса. Хотя и в ослабленном варианте, аналитические концептуальные рамки сохраняются в архитектонике мышления, объединяясь с признанием ценно­сти красоты и гармонии.

Либеральная альтернатива Нозика исходит из критическо­го анализа понятия аргументации, которые пройдя через всю историю западной философии, становится священным сначала благодаря логицистскому духу Венского кружка, а затем влия­нию аналитического направления.

Репрессивный потенциал понятия аргументации неявно содержится в буквальном значе­нии английского слова «argument», т. e. «ожесточенный спор».

Вместе с Патнэмом и многими другими постаналитиче- скими мыслителями, в том числе Кейвлом и МакИнтайром, Нозик не согласен с тем, что философию можно свести просто к науке об аргументации. Он не желает признавать, что если даны некоторые посылки и доказательство, то из них необхо­димо вытекает одно и только одно заключение, ибо именно эта схема приводит аналитическое направление к представлению об истине как о победе над собеседником.

Вместо того, чтобы навязывать кому-то некоторое убеждение с помощью неопро­вержимой аргументации, более нравственно и эпистемологи- чески более плодотворно стимулировать собеседника к аль­тернативным способам мышления.

Из аналитического словаря можно осторожно выделить понятие объяснения и включить его в новую схему ценностей и целей. Противопоставленное принудительной силе аргумен­тации, это понятие представляет оригинальный вклад Нозика в постаналитический поворот. Объективное знание может быть получено не построением неопровержимых доказа­тельств, а нравственным совершенствованием человека, побу­ждающим его вырабатывать собственную, все более глубокую картину мира и все более свободно общаться с другими людьми.

Теоретическая работа Нозика вдохновлялась мечтой вытра­вить из философии дух примитивного и резкого спора и подвес­ти под нее новый, более плюралистический базис понимания. C момента выхода в свет книги «Анархия, государство и утопия» (1974 г.) эта мечта получила выражение в политической фило­софии в форме анархистских и демократических утопий.

Либеральной позиции Нозика, ориентированной на осво­бождение философии от жесткого панциря аналитического формализма, противостоит неоклассическая концепция Данто, который пытается спасти универсум логического анализа с помощью категорий красоты, меры и гармонии.

Для этого философа, работающего в тесном контакте с экспериментальным художественным авангардом послевоенно­го периода, инструментами анализа являются лишь те, кото­рые приводят к «равновесию», неизбежно присущему каждой непротиворечивой концептуальной структуре. Тайна этого равновесия заключена в способности связывать идеи по об­разцу с физиологическим совершенством организма. Логиче­ский анализ достигает своей цели и обнаруживает свою трансцендентальную ценность, сводя ментальные и материаль­ные объекты к их составным частям.

Канонизация аналитического дискурса в Америке объяс­няется академическим консерватизмом, против которого Данто выступает в полном согласии со всем постаналитическим на­правлением. Однако в отличие от Нозика и Патнэма он не ве­дет против него систематической войны. Для Данто анализ является наиболее чистым стилем мышления, «соответствую­щим природе» той философии, цель которой, аналогичная цели искусства, заключается в реконструкции гегелевской «чувст­венной материализации» идей.

<< | >>
Источник: Боррадори Джованна. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтай­ром, Куном. 1999

Еще по теме ВЫЗОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОМУ ФОРМАЛИЗМУ:

  1. Формализм временно-распределенных систем и синергетика
  2. ГЛАВА II. Учение О Корреальной стипуляции В Системе ФОРМАЛИЗМА.
  3. Концептуальное и неконцептуальное сознание
  4. 7. Вызов
  5. Концептуальный анализ
  6. Концептуальный анализ выделенных характеристик войн
  7. Извещения и вызовы
  8. Концептуальные основы глобализации
  9. Извещения и вызовы
  10. Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
  11. I. О вызове на суд
  12. Статья 127. Судебные извещения и вызовы
  13. 2.3.2.Концептуальные подходы к психосоматике
  14. Радикальный концептуальный сдвиг
  15. Что делает вызов чрезмерным?