<<
>>

1 Является ли психоанализ философской концепцией?

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог. Понятие «психоанализ» употребляется сегодня в двух смыслах, имеет двойное содержание: во-первых, под ним подразумевается специальный психотерапевтический метод лечения психических заболеваний; во-вторых, это комплекс теорий и гипотез, объясняющих роль бессознательного в жизни человека, мотивации его поведения и деятельности, специфически трактующих функционирование и развитие человеческого общества. Некоторые исследователи, правда, предлагают во втором значении использовать термин «фрейдизм», оставив за психоанализом лишь первое значение, но в большинстве работ сегодня термин «психоанализ» употребляется в двух смыслах.

Есть и другой подход к данному понятию, разделяемый некоторыми врачами-психоаналитиками. Они считают психоанализ чисто научной теорией, не имеющей никакого отношения к социально-философским концепциям, отрицают его философский статус. Однако данная точка зрения безосновательна и касается только первого этапа становления психоаналитической концепции. В своём дальнейшем развитии психоанализ далеко вышел за рамки медицинской концепции, за рамки метода лечения психических расстройств, распространил свои принципы на понимание природы человека и общества. И потому мы вправе рассматривать его как определенную социально-философскую концепцию.

Конечно, если понимать философию в классическом смысле слова, как она трактовалась от Аристотеля до Гегеля, то психоанализ не может

4
рассматриваться в качестве одной из философских систем. Вне поля его внимания остаются такие важнейшие проблемы философии, как проблемы бытия и познания: он не затрагивает проблем бытия природы, а его метод познания (если можно так вообще выразиться) распространяется только на познание мотивации человеческого поведения и деятельности, да и то с большими оговорками. Психоанализ следует отнести к тому направлению неклассической философии, которое начинается философией жизни и сосредотачивает своё внимание на проблемах бытия человека, понимания сущности и смысла этого бытия. При этом вклад психоанализа в эту проблему настолько значителен, что без него просто невозможно представить современный взгляд на человека, культуру, понимание многих общественных явлений.

Проблема человека, как известно, всегда стояла в центре внимания философии. Правда, в разные периоды на первый план выходили разные аспекты этой проблемы. В XIX веке одним из главных аспектов этой проблемы, стоящих в центре философских исследований, является соотношение биологического и социального в человеке. Вклад Маркса и Фрейда в разработку этой проблемы, несомненно, является наиболее значительным. У Маркса именно труд, производственная деятельность, лежит в основе социогенеза, делает человека человеком, является определяющей характеристикой человеческого бытия. А поскольку труд по своей природе выступает как общественное явление, то сущность человека «в своей действительности… есть совокупность всех общественных отношений» Конечно, Маркс не отрицает природных, биологических факторов человека. «Человек является непосредственно живым природным существом, он… наделен природными силами… эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей…»

По-иному к проблеме человека подходит З. Фрейд. Он не отрицает роли социальных факторов, культуры в жизни человека. Более того, он согласен, что культура – качественный признак человеческого бытия. Но главные факторы социогенеза, главные пружины человеческой деятельности, по его мнению, следует видеть в биологических, прежде всего психологических структурах человека.

<< | >>
Источник: Горький В.С.. Курс лекций по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» /для всех специальностей заочного обучения./. 0000

Еще по теме 1 Является ли психоанализ философской концепцией?:

  1. 5. Философские проблемы - суть философских концепций
  2. Наиболее известной субстанциальной концепцией времени является концепция абсолютного времени классической физики.
  3. Схема 11. Философские концепции общества
  4. § 3. Концепция закономерного мирового процесса в советской философской науке
  5. 1.2. Философские основания социально-этической концепции Апеля
  6. Социально-философские концепции эпохи Возрождения
  7. 2. История политической власти, ее социально-философских концепций
  8. Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что философско-историческая концепция русской революционной демократии 40-х гОдов к гегелевской философии истории не сводилась.
  9. Перспективы психоанализа
  10. ‘Ложно, что существует какая-то сущность, которая является нынешним королём Франции и является лысой’.
  11. Психоанализ - угроза для религии?
  12. 14.3 Дальнейшая судьба психоанализа. Неофрейдизм
  13. 14.1 Предшествующее влияние на развитие идей психоанализа
  14. Эрих Фромм.. Психоанализ и религия.2002, 2002
  15. Психоанализ и религия
  16. 10 ФИЛОСОФИЯ «ПСИХОАНАЛИЗА»
  17. 5. экзистенциальный психоанализ э. фромма
  18. наполняет значимостыо рассуждение о ней. 2. СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ B ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФСКОЙ ЭССЕИСТИКЕ И ФИЛОСОФСКОМ ИСКУССТВЕ
  19. 2.6.2. Философские и философско-этические направления поздней Античности
  20. 14.2 Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа