ЗАКОНПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ B КАЧЕСТВЕННЫЕ
а) ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА
Каждую полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: co стороны качества и со стороны количества.
Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные способы употребления вещей, есть дело исторического развития. To же самое следует сказать об отыскании общественных мер для количественной стороны полезных вещей. Газличия товарных мер отчасти определяются различной природой самих измеряемых предметов* отчасти жо являются условными.Маркс К. Капитал, т. I.— Маркс K., Энгельс Ф.
Соч., т. 23, С. 43—44
Чтобы выяснить, каким образом простое выражение стоимости одного товара содержится в стоимостном отношении двух товаров* необходимо прежде всего рассмотреть это последнее независимо от его количественной стороны. Обыкновенно же поступают как раз наоборот и видят в стоимостном отношении только пропорцию, в которой приравниваются друг другу определенные количества двух различных сортов товара.
При этом забывают, что различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами.Маркс К. Капитал, т. I.— Маркс K., Энгельс Ф.
Соч., т. 23, с. 58—59
Так как всеобщее рабочее время само допускает только количественные различия, то предмет, который обязан служить в качестве его специфического воплощения, должен обладать способностью выражать чисто количественные различия, что предполагает тождественность, качественную однородность.
Маркс К. K критике политической экономии.—
Маркс K., Энгельс Ф.
Соч., т. 13, с. 135Негели сперва заявляет, что мы не в состоянии познавать действительно качественных различий, а вслед за этим тут же говорит, что подобные «абсолютные различия» не встречаются в природе! (стр. 12).
Во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, например оттенки цветов, жесткость и мягкость, долговечность и т. д., и, хотя они качественно различны, они доступны измерению и познанию.
Во-вторых, существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей. Если мы станем сопоставлять в отдельности друг с другом такие две до крайности различные вещи — например какой-нибудь метеорит и какого-нибудь человека,— то тут мы откроем мало общего, в лучшем случае то, что обоимприсуіцатяжестыідругиеобщиесвойства тел. Ho между обеими этими вещами имеется бесконечный ряд других вещей и процессов природы, позволяющих нам заполнить ряд от метеорита до человека и указать каждому члену ряда свое место в системе природы и таким образом познатъ их. Это призиаёт и сам Негели.
В-третьих, наши различные органы чувств могли бы доставлять нам абсолютно различные в качественном отношении впечатления. B этом случае свойства, которые мы узнаём при посредстве зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, были бы абсолютно различны. Ho и здесь различия стираются по мере прогресса исследования. Давно уже признано, что обоняние и вкус являются родственными, однородными чувствами, воспринимающими однородные, если не тождественные, свойства. Как зрение, так и слух воспринимают волновые колебания. Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать еѳ тактильные свойства.
И, наконец, всегда одно и то же «я» вбирает в себя все эти раэличные чувственные впечатления, перерабатывает их и, таким образом, объединяет в одно целое; а с другой стороны, эти различные впечатления доставляются одной и той же вещыо, выступают как ее совместные свойства и дают, таким образом, возможность познать эту вещь. Объяснить эти различные, доступные лишь различным органам чувств свойства, привести их во внутреннюю Связь между собой как раз и является задачей науки, которая до сих пор не жаловалась на то, что мы не имеем, вместо пяти специальных чувств, одного общего чувства или что мы не способны видеть либо слышать запахов и вкусов.Куда мы ни посмотрим, мы нигде не встречаем в природе подобных «качественно или абсолютно различных областей» [стр. 12]* о которых нам говорят, что они непонятны. Вся эта путаница проистекает из путаницы в вопросе о качестве и количестве. B соответствии с господствующей механической точкой зрения Негели считает, что качественные различия поддаются объяснению лишь постольку, поскольку они могут быть сведены к количественным различиям (об этом в другом месте). Для него качество и количество являются абсолютно различными категориями. Метафизика.
Энгельс Ф. Диалектика природы.—
Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 547—548
Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Ho стакан имеет не только эти двасвойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, Сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс- папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершеннонезависимо оттого, годен ли ондля питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не Совсем, и так далее и тому подобное.
Далее. Если мне иужен стакан сейчас, как инструмент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т. п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т. д.
Ленин В. И. Еіце раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина.— ІІолп. собр. соч., т. 43, с. 289
Еще по теме ЗАКОНПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ B КАЧЕСТВЕННЫЕ:
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- 1. Закон перехода количественных изменений в качественный
- Мера и проблема взаимосвязи качественных и количественных изменений (критика концепции перехода количества в качество)
- 3. Количественные и качественные критерии хаоса.
- Качественные изменения с точки зрения формирования основ политической науки и политической философии произошли с переходом от средних веков к Новому времени.
- ♥ Чтобы врач мог качественно оказать медицинскую услугу, необходимо, чтобы у него было достаточно для этого времени. Мне, чтобы выполнить план приема, нужно в месяц принять примерно 520 человек, по 25 человек в день. Это примерно 15 минут на человека. Как можно за это время качественно что-то сделать?
- Квантитатизм. Ошибка абсолютизации количественных определений
- 2. Количественные признаки преступности
- Количественная теория денег в докейнсовский период
- 3. Качественные признаки преступности
- Количественные отношения
- – количественная школа
- Количественная теория денег в докейнсовский период
- Количественная теория денег. Монетаризм