Злая материя
Плотин, объясняя природу зла, прибегает к знаменитому сравнению, которое дано у Платона в «Государстве»[123]. Первопричина всего, идея блага излучает вокруг себя бытие так, как солнце излучает свет.
Свет не распространяется бесконечно далеко; там, где он иссякает, лежит тьма. Как солнечный свет делает предметы видимыми и дает всем существам жизнь, так божественный умопостигаемый свет дает существование вещам и делает их познаваемыми. Огромная сфера, освещенная вполне — это то, что существует на самом деле («умопостигаемый», или «духовный» UYip,xoopog ѵоутод). За ней — небольшое кольцо полусвета — душа. Граница сумерек души и полного внешнего мрака, практически не имеющая толщины, тонкая внешняя оболочка универсума — то, что мы зовем нашей «вселенной», телесный мир. По Плотину, его можно сравнить с иллюзорными образами, мелькающими на поверхности зеркала, — это «фантасматы», слабые отражения подлинно сущих прообразов («Эннеады», 3, 6, 9). Материя же — это тьма, «дно вселенной», куда не достигает божественный свет (1, 8, 14).Если Единое-Благо на самом верху, то материя — в самом низу иерархии, и в этом смысле она противоположна благу. Плотин, рассуждая о зле, полемизирует больше всего с Аристотелем и его учением O противоположностях. СогласноАристотелю, любая пара противоположностей предполагает наличие единого подлежащего: логические противоположности — это два вида одного рода; физические, как, например, тепло и холод, могут существовать только в субстрате, быть свойствами чего-то иного, чем они, а именно — сущности. Сущность (субстанция), по определению Аристотеля, это то, что ничему не бывает противоположно. Поэтому противоположности, и в частности, благо и зло, не могут быть предметом метафизики — науки о сущности. Плотин признает аристотелевское учение верным, но только для нашего дольнего мира, т.е.
пригодным для физики, а не метафизики. Есть настоящие противоположности, не принадлежащие к одному роду, которые не сказываются о подлежащем и не находятся в нем, а сами являются подлежащими — ипостасные противоположности. Таких всего одна пара — добро и зло. Их противоположность означает наибольшую удаленность друг от друга по бытию: одно на самом верху, другое в самом низу (1, 8, 6).Если благо — начало бытия, жизни, смысла (логоса); оно — предел, мера и цель всего сущего, то материя — беспредельность и безмерность кактаковая, начало бесмысленной необходимости, которая обрекает все родившееся тлению и распаду.
Строго говоря, материя не существует. Она — то цу ov, ничто (1, 8, 5). Если благо — «по ту сторону бытия» сверху, то материя — по ту сторону бытия снизу. Плотина можно истолковать так, что у всего сущего — две трансцендентных причины — Бог и ничто, и его действительно так толковали. Тем более что одинаковых метафизических определений у Бога и материи, как ее изображает Плотин, оказывается много. Она — онтологическая тьма, поскольку до нее не достигает свет бытия; но и бога нельзя созерцать, как нельзя смотреть на солнце — источник света слепит глаза; обе крайние ипостаси по Плотину не мыслимы. Материя в известном смысле совершенно проста: она бескачественна, у нее нет акциденций, именно поэтому она годится на роль носителяіметафизичес- кого зла, удовлетворяя строгим платоническим требованиям: она есть чистое зло, и ничего больше. Ho прост по определению и Бог, и вечные божественные идеи. Правда, Бог — предел, а материя — беспредельное, Бог един, а материя бесконечность: множество — это мир сущих между ними. Однако в других трактатах Плотин (первым среди платоников) называет и Бога бесконечным и беспредельным — по силе.
Одним словом, плотиновская концепция зла тоже угрожает исходному положению платонизма о едином и всеблагом Боге — она грозит поколебать единство, то есть единственность первоначала. Материю — ипостась зла, как ее описывает Плотин, нетрудно принять за второй первопринцип всего сущего, что приведет к радикальномудуализму, какой бьиі распространен среди современных Плотину гностиков.
Платонизм же всегда стремился избежать обеих метафизических крайностей—дуализма и пантеизма. Сам Плотин в других своих трактатах старается подчеркивать свои расхождения с пантеистами-стоиками, с одной стороны,идуалистами-гностика- ми,сдругой. Он пишет«Обумопостигаемой материи» (божественном субстрате идей и чисел) (Эннеады 12, 14), о том, что материальный мир благ и прекрасен («Против гностиков», Эннеады, 3,9). И все же в глазах позднейших платоников учение Плотина о злой материи осталось его главным ответом на вопрос о природе зла. Оно в наибольшей степени отвечает всей направленности мысли Плотина: исхождение ипостасного ума из единого и души из ума есть нисхождение, умаление; воплощение души — это несомненное «падение»; пространство как таковое есть манифестация слабости и распада, «чем что больше, тем безобразнее» («О числах», Эннеады, 6, 6, 1); время — это побочный продукт забвения душой Бога: наскучив сосредоточенным созерцанием высшего блага, суетная «многозаботливая» душа обратила взор наружу — к тому, чего нет (то есть к материи); а то, чего еще нет, — это будущее; так время возникло из дурного стремления души прочь от Бога; такдуша пала, а проявилось это в том, что она «отелес- нилась», воплотилась. Тело — это протяжение, а быть протяженным означает не быть самим собой: все твои части врозь, степень твоего единства минимальна. To же самое — существовать во времени: твоего прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеетдлительности («О времени и вечности», Эннеады, 3,7). Быть в пространстве и времени означает не быть, телесное бытие неподлинное, призрачное — «эйдолон» и «фантас- ма». To, что мы считаем нашим миром, — это взор души, брошенный не туда, куда надо: в сторону материи-небытия. A «природа материи, — по Плотину, — зла настолько, что уподобляет себе не только находящееся в ней, но и все то, что лишь обратит к ней свой взор» («Эннеады», I, 8, 4).
Еще по теме Злая материя:
- Материя, таким образом, - возможность; форма - действительность. Вещь же - единство формы и материи: возможность, ставшая действительностью.
- 3.2. МАТЕРИЯ
- 3.2. МАТЕРИЯ
- МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
- Виды материи
- 3.1. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
- Инертная материя
- [Материя не зло]
- Квантуальные гипотезы круговорота материи
- Испытание второе: сущность Материи
- [Материя — зло]
- ПОНЯТИЕ МАТЕРИЛ
- Континуальные гипотезы круговорота материи
- Происхождение материи
- Стороны материи (качество-мера-количество)
- б) НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЯ C МАТЕРИЕЙ