<<
>>

«Злокозненные женщины» были особенно уязвимы со сто­роны обвинений в колдовстве

: даже самые смутные проклятия и угрозы могли быть использованы в качестве свидетельств сверхъестественной недоброжелательности. Одна женщина, например, сказала фермеру по имени Генри Бэтчелор, что не­которые из его коров подохнут, некоторые будут жить, а неко­торые будут посредственны.

Трудно получить предсказание более общего характера, чем это, разве что в современных го­роскопах. Но год спустя Бэтчелор достаточно уверенно свиде-

86

ДэвидА.Уилсон

Джозеф Глэнвим, SADUCISMUS TRILMPHATIS, или Полное

и очевидное свидетельство касательно ведьм и привидений

(Лондон^ 1726 год). Гяэнвилл не сомневался, что ведьмы существовали

и что они заключили договор с дьяволом.

История будущего

87

тельствовал в суде, что как она сказала, так и произошло. Он был убежден, что его коровы были околдованы.24

Среди прочего салемские процессы над ведьмами открыли миру народную магию, которая существовала под официальной культурой пуританской Новой Англии. По крайней мере двое из обвиняемых, Сэмюэль Уордвелл из Андовера и Доркес Хоар из Беверли, принадлежали к хитрецам, которые предсказыва­ли судьбу. 6 июля 1692 года преподобный Джон Хэйл сообщил суду:

У Доркес Хоар... есть гадательная книга. Около двадца­ти двух лет назад она заявила мне о великом раскаянии в грехах своей прежней жизни и [сказала], что она одолжила книгу по хиромантии и что в ней были правила, как узнать то, что должно произойти. Но я сказал ей, что это была злая кни­га и дурное ремесло; мне казалось, что она отвергла или от­клонила все подобные методы.

Но прошлой весной, продолжает Хэйл, его дочь Ребекка сказала ему, что четырнадцать лет назад она видела книгу со «многими иллюстрациями, по которой Хоар.,. могла демонст­рировать и совершать колдовство... Я попросил показать мне эту книгу по хиромантии...

Я спросил Томаса Така, знал ли он, что у Гуди Хоар есть гадательная книга, и он сказал, что да, у нее есть».25 !

Все здесь есть: таинственная книга, которая, очевидно, да­вала магические силы; убеждение христианского священника, что все сверхъестественные силы, не контролируемые церко­вью, должны обязательно исходить от Сатаны; страхи перед гадалкой, в чем священник мог быть действительно пр?.в; ее окончательное решение продолжать тайно заниматься магией и простой способ, как хиромантия могла быть связана с кол­довством. В конце концов Доркес Хоар, мудрая женщина из Беверли, сумела избежать казни; губернатор штата Массачусетс положил конец процессам, когда она все еще была в тюрьме. Сэмюэль Уордвелл, «колдун» из Андовера, не был настолько удачлив: он был признан виновным в колдовстве и возведен на эшафот 22 сентября 1692 года. Открыто заявляя о своей не-

88

Дэвид А. Уилсон

виновности собравшейся толпе, он закашлялся от дыма труб­ки палача. Последнее, что он слышал, были насмешки деву­шек, которые первоначально обвинили его, когда они выкрик­нули, что он поперхнулся словами дьявола.26

В то время как народная магия на деревенском уровне ча­сто входила в напряженные и нелегкие отношения с граждан­скими и религиозными властями, более искушенное искусст­во астрологии оставалось во многом частью основного течения культуры начала нового времени. Фермер в сложной ситуации мог посетить местную мудрую женщину или хитрого мужчи­ну; монарх, такой как Елизавета I или Карл II, обращался к вер­ному приближенному астрологу. Со своими интеллектуальны­ми корнями, которые простирались в глубь веков до Вавилон­ской империи, астрология считала, что движение небесных тел играет важную роль в формировании человеческих судеб. Как астрономия могла рассчитывать в определенных пределах бу­дущие пути движений Солнца, Луны, планет и звезд, астроло­гия утверждала, что ей ведомо, кактакие движения оказывают влияние на будущие паттерны общества и индивидуальные обстоятельства повседневной жизни.

Астрономические про­гнозы были количественными; астрологические предсказания были качественными.

Кейт Томас обратил внимание на то, что одной из причин привлекательности астрологии, по-видимому, было ее соответ­ствие господствующим представлениям о том, как устроен и работает мир. Бог, несомненно, разместил небесные тела в со­ответствии со здравым смыслом, и не могло быть сомнений в том, что'они оказывали влияние на жизнь на Земле. Растения и цветы тянутся к солнцу, а без весеннего и летнего тепла зем­ля осталась бы пустбй и бесплодной. Луна управляет прилива­ми и отливами; отсюда казалось разумным предположить, что она осуществляет подобное передвижение влаги и в человечес­ком теле. В двенадцатом столетии Джеральд из Уэльса объяс­нял, что Луна «до такой степени влияет на все жидкости, что по мере своего роста и убывания она направляет и контроли­рует не только волны моря, но также и костный мозг, и рассу­док всех живых существ, и соки деревьев и растений».

История будущего

89

Так как мозг, как предполагалось, содержит больше влаги, чем любая другая часть тела, то считали, что человеческий ум особенно подвержен влияниям движений Луны. В 1660 году некий астролог объявил, что ребенок, рожденный в полнолу­ние, никогда не будет здоров: такие верования также отраже­ны в использовании слов «помешанный» (англ. Moonstruck) и «лунатический» для обозначения безумия. Если Солнце и Луна оказывают столь решающее влияние на земную жизнь, то от­сюда лишь шаг к воззрению, что планеты и звезды — также влияют на человеческое поведение.37

Независимо от чего-либо астрология предложила объясне­ние очевидного разнообразия личностей: ответ лежит не в на­следственных или вызванных окружающей средой различиях, а в соединении звезд и планет. Эта идея отражена и в нашем языке. Когда мы называем кого-нибудь живым, подвижным (англ, mercurial) или мрачным, угрюмым (англ, saturnine), мы подсознательно принимаем астрологический словарь, в кото­ром переменчивость связана с планетой Меркурий, а мрачный характер — с Сатурном.

Черты характера были, возможно, обус­ловлены состоянием неба в момент рождения: так как карта неба из года в год меняется, так же меняются и ваши личные проек­ции.

Тогда неудивительно, что люди во времена стрессов или неуверенности стекались к астрологам. Парад обычных сомне­вающихся проходил через офисы известных английских астро­логов семнадцатого столетия, таких как Саймон Форман и Укль-ям Лилли. Женщины, которые разрывались между двумя воз­любленными, хотели знать, кого они должны избрать; служан­ки хотели знать, могут ли они выйти замуж за своего хозяина; вдовы хотели знать, вступят ли они в повторный брак; оди­нокие женщины хотели знать, будут ли их друзья успешными. Одинокие мужчины хотели знать, любят ли их подруги, какое приданое они могли бы принести и «не являются ли они в дей­ствительности шлюхами». Женатые мужчины хотели бы уз­нать, были ли у их жен тайные связи, атакже об отцовстве сво­их детей. В то же время внебрачные дети хотели узнать, как они могут разыскать своих родителей. Пары хотели узнать, кто из

90

Дэвид А. Уилсон

них будет жить дольше, дату рождения и пол своих будущих детей. И так далее. Казалось, что астролог функционировал как помесь оракула и руководящего консультанта.28

<< | >>
Источник: Уилсон, Д.. История будущего. 2007

Еще по теме «Злокозненные женщины» были особенно уязвимы со сто­роны обвинений в колдовстве:

  1. изменение обвинения. отказ от обвинения
  2. 2. Какие были особенности возникновения Древнеримского государства?
  3. 2. Какие были основные особенности древних государств Индии и Китая?
  4. Представления милленариан были особенно мощны в пре­делах парламентской армии
  5. 4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты?
  6. При этом были обнаружены весьма интересные особенности этого феномена.
  7. Корреляция между поздними потенциалами и уязвимостью миокарда
  8. Сатана выбрал женщину вначале, чтоб привести мужчину к падению; Бог женщину выбрал наконец, чтобы всех нас возродить.
  9. «СТО ДНЕЙ РЕФОРМ»
  10. «СТО ДНЕЙ»
  11. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте трех лет (ст. 145 УК РФ)
  12. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте трех лет (ст. 145 УК РФ)
  13. Вещи в колдовстве