<<
>>

Значение философии Гегеля

в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия.

Завершающим представителем немецкой классической философии является Л.

Фейербах (1804-1872 гг.). В отличие от своих предшественников, он философ-материалист. Л. Фейербах критикует учение Г. Гегеля за его абсолютизм и абстрактное отношение к человеку. Он предлагает абсолютно новый вид философии, основанный на критике христианства. Цель его философии - это изгнание всего трансцендентального из философии и формирование философии повседневности.

Характерной чертой философии Л.Фейербаха был антропологизм. Он понимал человека как высший продукт природы. Пространство и время, материя и движение должны рассматриваться через призму человека. Философия ставит человека конечной целью, смыслом философствования.

Л. Фейербах считает природу (материю) началом мира, она существует вечно. Пространство и время являются формами существования материи, а движение - ее способом существования.

Он выступает против идеи И. Канта о том, что причинность, закономерность конструируются самим разумом и утверждает, что не рассудок диктует свои законы миру, а законы действительности также являются законами мышления, поэтому человеческий разум всесилен. Фейербах считает, что сущность вещей познаваема. Основная роль в познании - у чувств. Мыслить - значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) - образы, копии вещей, их свойств и отношений.

Утверждая силу разума человека, Фейербах представляет человека высшей ценностью, внеисторическим существом с неизменной природой и сущностью. Он возрождает в человеке чувство собственного достоинства и самоутверждения. Человек свободен, чувственен. Его сущность проявляется в общении, в единении с Другим. Другой связывает человека с миром, поэтому он зависит от Другого. Основой общения с Другим выступает Любовь. Любовь - это творчество особого мира Я и Ты, в котором только и возможна самореализация.

В истории философской мысли Фейербах известен как острый критик религии. Религию он определил как совокупность фантастических образов нереального мира. Религия - дочь невежества. Она, по мнению Фейербаха, есть не что иное, как перенесение свойства человека на природу, обожествление природы. Отсюда следует, что человек создает себе по своему подобию бога, а не бог создает человека. Каждый человек другому - Бог.

Фейербаху не удалось раскрыть социальные, классовые основы, порождающие религию. Он считал, что мораль, поднятая до уровня просвещения - главное средство борьбы с религией. Если религия - дочь невежества, то орудие борьбы с ней - просвещение.

Недостатком антропологии Л. Фейербаха является то, что он не рассматривает человека как социальное существо, личность. Этот недостаток будет устранен в философском учении марксизма.

<< | >>
Источник: Агеева, Л.А.. Генезис и история философии . 2010

Еще по теме Значение философии Гегеля:

  1. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  2. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  3. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  4. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  5. 3 Идеализм Гегеля. Философия природы.
  6. Г.В.Ф.Гегель ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  7. ГЛАВА 8. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
  8. ГЛАВА 14. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
  9. ГЛАВА 8. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
  10. ГЛАВА 14. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
  11. Философия Гегеля представляет собой кульминацию всех философских идей немецкого идеализма.
  12. ГЛАВА 11. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики.
  13. ГЛАВА 11. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики.
  14. ГЛАВА 9. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о бытии
  15. ГЛАВА 10. Философия Г. В. Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о сущности
  16. ГЛАВА 9. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о бытии
  17. ГЛАВА 10. Философия Г. В. Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о сущности
  18. Резко критическое, отрицательное отношение русских социалистов 60—70-х годов к Гегелю не означает, что они остались вне влияния его философии