<<
>>

Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.

Этим можно объяснить то, чем вызвана вера человека, его обращенность к запредельному, абсолюту. Сегодня выделяют следующие психологические функции у религии.

Экзистенциальная функция, чья задачи заключается в обозначении того, что религия убеждает в победе добра над злом, жизни – над смертью.

Религия помогает разрешить кризисные ситуации, нивелировать беспокойство, наделить человеческое существование смыслом, преодолеть ощущение пустоты.

Компенсаторная функция призвана восполнить человеческую слабость, дать утешение, гарантировать чувство безопасности.

Интегративная функция способствует единению сообщества, обретению чувства целостности, слитности.

Регулятивная функция дает определенные законы и предписания, нравственные и поведенческие правила и нормы.

Коммуникативная функция помогает взаимодействию индивида и общества.

Религии следует приписать и познавательную функцию, которая направлена на объяснение действительности и указанию человеку его место в ней.

Рассматривая вопрос о формировании религиозной личности, ее особенностей как измерения человеческого многообразия, нельзя не обратиться к вопросу о роли конкретных людей, чья жизнь и деятельность связаны с утверждением религиозных ценностей.

Ведь почти каждая религия связана с описанием жизни и духовных подвигов своих адептов. Роль личного примера в становлении человеческой религиозности просто нельзя переоценить. Во всех мировых религиях, в иудаизме, зороастризме, конфуцианстве и т. д. фигуры основателей этих религий, их последователей лежат на первом месте в плане убеждения в верности отстаиваемых этими религиями представлений. Кроме того, те верующие, которые наиболее последовательно следовали основным канонам учений, жертвовали свою судьбу и жизнь на алтарь веры, получали статус святых. Святые представляли пример мистического опыта, обладали определенными особенностями, позволявшими им напрямую соотносится с Богом, нести «глас и правду божью».

Святые – это всегда необычные люди, окруженные вниманием. Они обогащают людей, их окружающих, расширяют рамки их сознания, при том, что делают это не нарушая нашего духовного равновесия. Надо понимать, что пребывание в качестве святого – это состояние крайности, максимального напряжения духовного и душевного начал, поскольку он пребывает в качестве особой фигуры, по которой и будет рассматриваться божий промысел. Поэтому психология святости – это психология самоотдачи, игнорирования самости, ощущение связи с единым и абсолютным, с Богом. Святой всегда понимает, что его значимость, престиж зависит от его личных заслуг в подвигах веры. За счет такой самоотдачи и велика роль святости в религии. Именно идея святости делает религию, веру привлекательной для людей. Обратимся к некоторым примерам проявления святости. В качестве таких примеров можно привести сектантство, юродство и старообрядчество. Уточним, что это далеко не все примеры проявления святости, но наиболее показательные.

Особый пример святости может продемонстрировать сектантство. По М. Веберу, специфика «секты» состоит в том, что она всегда организуется как замкнутое объединение. Эта замкнутость обусловлена особым состоянием веры (святости) ее членов. Кстати, старообрядцы, смотрите ниже, в этом смысле чем-то похожи на секту (представляли собой закрытые общины). Обычная церковь – учреждение, в котором речь идет о спасении для всех. Для сект же характерна избранность (исключительная избранность: только мы и никто более не ведают истинной веры). Это отчасти характеризует психологию святости как демонстрацию избранности по отношению к данному человеку или группе. Секта несет ответственность за своих членов и исключает тех, кто не выполняет обязательства, добровольно взятые при вступлении в нее. Поэтому принадлежность к секте может служить достаточно серьезной гарантией респектабельности человека, свидетельством того, что с ним можно иметь дело.

Несколько иначе святость представлена у Э. Трельча в его понимании сектантства.

По Трельчу, можно выделить типа религиозных организаций – церковную, сектантскую и мистическую. Цель секты – стремление к жизни в строгом соответствии с этическими установлениями Бога, не спасение общества. Для сект поэтому свойственно неприятие «мира», протест против его «неправды». Святость – это борьба за чистоту религиозной жизни, за избранность этой чистоты. Церковь же стремится «завоевать мир для Христа» и принимает общество таким, как оно есть, демонстрируя социальный конформизм. Когда секты выделяются из церкви, тогда начинается процесс заботы о социальной справедливости и равенстве, который церковь игнорирует (отчасти) во имя сохранения влияния на общество.

Если святость во многом имеет мистические черты (как в случае с восточными святыми, со старообрядцами в процессе самосожжения), то у Трельча мистицизм и святость нейтральны по отношению друг к другу. У него мистик отдаляется от мира и стремится к достижению чувства единства с богом. У них другая забота, нежели стремление стать образцом этического совершенства.

Источник сектантства, по Трельчу, – социальная несправедливость, протест униженных и оскорбленных. Святость – это пребывание в лидерах на этом пути сопротивления.

Еще один исследователь – Г. Беккер предложил понятие культа (синоним секты), который также связан с явлением святости. Обычно с культом связывают группу верующих, организованных по подобию секты, которые по отношению к миру не приемлют ценности, существующие в обществе, официальные взгляды и т. д. Это достаточно аморфные объединения, подчас с очень большим числом последователей, которые сплачиваются вокруг какого-либо религиозного лидера харизматического типа. Примерами современных культов могут служить спиритуализм, движение трансцендентальной медитации, вера в астрологию и т. д. Таких организаций сегодня большое количество.

Их жизненность, также как и сектантства, демонстрирует силу и значимость святости как личного примера, убеждающего верующего в вопросе обретения смысла жизни и истины веры.

Тем не менее следует охарактеризовать сектантство как такой пример святости, который имеет социально-организационное значение. Святость сектантства – это святость социального плана, святость, призванная к социальному объединению по принципу противостояния большинству. Отсюда избранность, противопоставление, которое во многом и определяет силу убежденности в своей простоте.

Но есть несколько иной тип святости, который возник в истории России, – это юродство. Юродство – тип святости, отличный от сектантского, несмотря на то, что в этих типах святости есть много общего. Как пишет Н.Д. Тальберг, «людской жажде всевозможных земных благ, пышности – юродивые противопоставили полное к сему безразличие, нищенскими рубищами прикрывая свое изможденное трудами и подвигами поста тело. Торжествующей на земле лжи, страшному притворству, выражающемуся во внешнем проявлении людьми постоянно не существующего чувства приязни, – юродивые противополагали истинную любовь, сочувствие к людям, чистую правду, объявляемую им всем, не считаясь ни с чьим положением»[85].

Юродство – это подвижничество самоотречения, причем абсолютно полного отречения. Эти люди не стремились как в сектантстве активизировать людей по социальному принципу, организуя их в объединения верующих. Юродивые своим личным примером демонстрируют свое религиозное стремление приблизиться к образцу в максимально возможном виде. Главное их проявление – смирение. Даже усмешки в безумии юродивые принимают со смирением. Они выбирали данный путь ради спасения ближних от погибели, заступничества простых людей от «сильных мира сего». Такое смирение еще больше поражает, когда узнаешь, что многие из юродивых были ранее богатыми людьми. К примеру, святой Михаил Клопский был из княжеского рода.

Несмотря на смену статуса, пребывание в качестве юродивого не испугало Михаила Клопского обличать князя Дмитрия Шемяку, боровшегося с великим князем Василием II, требовать от первого подчинения своему сюзерену, предсказать ему смерть. Таких примеров земных и духовных подвигов юродивых много.

<< | >>
Источник: Ардашкин И.Б. Психология религий: учебное пособие. 2009

Еще по теме Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.:

  1. Непреложность и общеобязательность правильно выведенных научных истин для всякой человеческой личности, для всякой философии и для всякой религии.
  2. Уже ранее нередко говорилось, что психология религии своим центральным предметом исследования рассматривает человека, религиозную личность во всем ее многообразии.
  3. Религия представляет из себя такого рода явление, в котором представлены различные проявления индивидуального, социального, культурного и т. д. бытия человека.
  4. Психоанализ - угроза для религии?
  5. Тема. Психология религии как наука.
  6. Экзистенциальная психология религии.
  7. Ислам - это религия, проявляемая через уважение к ее основам
  8. Влияние религии на личность
  9. Влияние религии на личность
  10. Гуманистическая психология религии.
  11. Ардашкин И.Б. Психология религий: учебное пособие.2009, 2009
  12. Тема. Психологические особенности современных религий.
  13. Становление психологии религии как науки.
  14. Личность и религия: грани соприкосновения
  15. Личность и религия: грани соприкосновения