<<
>>

Портрет истерической личности в интерьере приходской жизни.

"В настоящее время происходит

странная подмена религиозных

понятий. Эксцентричность

принимают за высшую духовную

силу, простую сентиментальность -

за умиление и любовь".

Еп. Арсений (Жадановский).

Истерические личности - особый контингент верующих, многочисленный и заметный. Конечно, не стоит забывать, что степень выраженности подобных расстройств бывает разная. От заостренности некоторых черт характера до выраженной психопатии - большое расстояние.

"На бытовом уровне истерия часто встречается не как болезнь, а как определенный стиль поведения, для которого характерна сильная эмоциональность, театральность, самолюбование… Истерик очень остро переживает отсутствие внимания и пытается добиться его любыми средствами, нередко предпочитая негативную реакцию на свое поведение - равнодушию. Человек такого склада запросто может испортить окружающим праздник какой-нибудь выходкой, предпринятой для того, чтобы обратить на себя внимание. Он вызовет тем самым злость и раздражение, но, в любом случае, ему это будет приятнее, чем отсутствие внимания вообще.

…Некоторые считают свои истерические проявления признаком оригинальности и непосредственности и не только не стыдятся "истеричности", но, напротив, всячески культивируют в себе эту самую эмоциональность. Так, нередко слышишь, как женщины с гордостью рассказывают о том, что в той или иной ситуации не в состоянии были контролировать свои эмоции. Понятное дело, получая дополнительную подпитку, истерия развивается и в конце концов превращается в действительную и довольно опасную болезнь"[94].

Кто эти люди, выбравшие для себя "истерический стиль"? Каждый из нас может вспомнить людей, которые на просьбу что-то описать говорят примерно так: "Ой, он огромный такой, просто страх!" Или же: "Я его жутко ненавижу!" То есть, ответ на вопрос содержит не столько факты, сколько эмоции[95].

Конечно, это яркие впечатления, связанные с личными переживаниями, но факты и конкретная информация здесь явно отсутствуют, что характерно именно для истерических личностей. Действительно, истерики вспоминают только эмоциями, и ими же, видимо, думают[xliii]. Это разительно отличается от детализированного мышления навязчивых личностей, описанных в очерке "Голос пессимиста".

Коснемся духовной стороны явления.

Сотворенный в гармонии, но несущий в себе последствия первородного греха человек, в основе любого отклонения имеет греховное начало - гордость, в различных вариантах и обличиях. Одним из проявлений этой страсти является тщеславие. Характеризуется оно чрезмерным самомнением, неадекватной самооценкой, завышенными притязаниями, склонностью к хвастовству, жаждой похвал. Тщеславию не чуждо лицемерие, лживость, человекоугодие, ревность и зависть[96]. Как видим, описания страсти тщеславия и истерической акцентуации почти совпадают.

Наш век замешан на тщеславии и вскормлен им. Ребенка чуть ли не с рождения учат казаться лучше и умнее других, выпячивать свои способности и достижения, мечтать о карьере и богатстве. Завышая притязания, не соизмеряя их со своими силами, человек рождает в себе конфликт между "хочу" и "могу". Это - прямая дорога к неврозам, среди которых как наиболее частые выделяют истерию[97].

Митрополит Сурожский Антоний особо отмечает артистичность в поведении истероидов: «В истерии есть момент комедианства, лжи, игры и т.д. Такого рода психические настроения, конечно, губительны для духовной жизни, потому что правды остается очень мало; человек так запутывается в собственной комедии, что трудно добиться, чтобы он правдиво стоял перед Богом. Если он и исповедоваться придет, он, может, даже скажет всю правду, но сам по отношению к этой правде станет как бы любоваться: настолько драматично он описывает, какая он дрянь. И это уже не исповедь, это бесполезно.

Человек не может каяться, когда, исповедуясь, он смотрит краешком глаза и думает: «Какое же впечатление я произвожу? Неужели он не сражен тем ужасом, который я описываю?..»[98].

Истерические личности всегда впереди "на белом коне". Они легки на подъем, и уж если что решили, то обязательно этого добьются. "Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и раскованного, перед ними открыты шансы и возможности будущего"[99]. Как видим, эта классическая картина акцентуации (то есть заострения обычных, присущих многим черт характера) встречается довольно часто.

Истерики очень зависимы от мнения окружающих, поскольку тщеславие любит себя демонстрировать. "Мнение о нас других людей - вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, как он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура"[100]..

"У истериков сильно развито чувство мести; они склонны драматизировать разного рода опыты. Божественный опыт легко подменяется личным; собственные желания с легкостью выдаются за желания Господа. Таким людям необходима зависимость, ориентация на сильного собеседника-проводника, который бы придавал бы им выдержку и ограничивал бы их"[101].

Ядром их характера является "эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех взаимоотношений"[102]. Или хотя бы очень близко к центру внимания. В практике церковной жизни это означает стать ближе к батюшке, быть его "правой рукой".

Все феномены истерического характера формируются на основе этой "жажды признания".

"На хвастуна не нужен нож:

Ему немножко подпоешь,

И делай с ним что хошь"... (Б. Окуджава).

Порой такой человек ищет нетрадиционные варианты поведения в обществе.

Причем это не всегда вызывающие поступки или броская одежда. Быть активным членом приходской общины при общем скепсисе к религии также "неплохой" вариант. Главное - гореть поярче, чтобы и другим светить.

Впрочем, есть "еще одна довольно извращенная форма тщеславия - гордость своими недостатками. Так, нередко приходится слышать, как человек говорит с гордостью: "Да я вообще сволочь редкая…"[103]. Еще чаще с этим встречаются священники, когда прихожане (чаще прихожанки) говорят о себе: "Ой, батюшка, грешница-то я какая великая!" Причем стоит за этим вовсе не глубокое покаянное чувство, а все то же тщеславное желание выделиться, обратить на себя внимание. Именно эти люди руководствуются принципом: "Мы согласны, чтобы нас любили или ненавидели, и только равнодушия к своей особе не прощаем"[104].

В одном "человеколюбивом" голливудском фильме главная героиня (выступающая как положительный персонаж, несомненно вызывающая сочувствие) "созналась" в несовершенном ею преступлении лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание. И такое встречается не только в кино. Психотерапевт С.А. Белорусов указывает, что "в анналах судебной психиатрии описаны даже самооговоры в несовершенном преступлении, сделанные такими людьми с одной целью - обеспечить общественный резонанс вокруг собственной персоны"[105].

Эти люди неспособны к легким степеням эмоциональных переживаний. Их чувства всегда накалены и переполнены. Они охотно принимают все "близко к сердцу", при этом не любят переживать в одиночку, но обязательно в окружении сочувствующих взоров.

Особенно часто встречается истерический тип поведения у женщин. Поэтому священнику, особенно молодому, часто приходится несладко. В одном современном романе приводится яркий пример подобного истеричного женского поведения.

Председатель приходского совета Елизавета Ивановна, довольно красивая женщина лет тридцати пяти, с тонкими подведенными бровями, в элегантном костюме, пытается флиртовать с только что приехавшим на приход молодым священником. После отказа от предложенного в доме председателя ночлега она сообщает о наличии в храме помещения для отдыха:

- Видите дверцу? За ней винтовая лестница, она ведет наверх.

Там есть келья… Можете посмотреть. Только, извините, сопровождать Вас туда я не буду. Все-таки я женщина... Это было бы не совсем прилично...

Я вспыхнул.

- Елизавета Ивановна, не будем говорить о приличиях.

- Почему же? - наигранно-наивным тоном спросила она. - Где же еще, как не здесь, поговорить о приличиях?

- Здесь говорят о грехах.

- Можно и о грехах. Я могла бы рассказать Вам много удивительного.

- Все, что Вы можете мне рассказать, старо как мир. И ничего интересного для меня в этом нет.

- Не думаю. Впрочем, я вижу, Вы не расположены к разговору о грехах. Позвольте откланяться.

- Странная манера разговаривать со священником…

- То ли еще бывает, батюшка, то ли еще бывает!"[106].

Про таких людей можно также сказать, что у них нет "внутреннего стержня", а поведение "сильно зависит от ситуативных факторов, в частности, от внимания окружающих"[107]. То, что подобные люди быстро попадают под обаяние авторитетных для них личностей, в том числе священников, обусловлено повышенной внушаемостью, склонностью к "мифическому и мистическому осмыслению действительности"[108].

Приходилось видеть, как молодой священник, едва начав служение, становился жертвой окружения, которое формирует из него кумира. Священник не успевает опомниться, попадая в круговорот славы. И часто только Господь, посылая скорби и испытания, может привести его к покаянию.

Наблюдения показывают, что истероиды часто бывают неудержимыми фантазерами. Им "скучно" жить в окружающем мире, они стремятся изменить его своей фантазией. Вот случай, которому мы были свидетелями.

Молодой послушник, явно желая привлечь к себе внимание, стал рассказывать случай якобы из своей жизни, как его едва не укусила собака, и только после краткой молитвы он сумел избежать нападения. Причем повествование это во всех подробностях совпадало с эпизодом из жизни преп. Силуана Афонского[109].

Через несколько минут послушник обмолвился, что недавно прочел книгу об этом святом.

Всегда любопытно слушать, как люди с подобными качествами передают события, искажая очевидные факты в силу своего желания владеть ситуацией, влияя на слушателей.

Один почтенный человек всегда с недоумением относился к подобному качеству своей жены, постоянно интерпретирующей по-своему все события. Он утверждал, что на вопрос: "Сколько времени?", если на часах, к примеру, было 8-30, она отвечала: "Восемь двадцать пять или восемь тридцать пять".

По верному замечанию исследователя, прошли времена, когда истерики в припадках выгибались дугой. "В настоящее время многие психиатры указывают на то, что истерические реакции теперь редко выражаются брутальными (явными и грубыми) проявлениями, они все чаще обнаруживаются в утонченном и дифференцированном виде"[110].

Особенно способствуют развитию тщеславия и демонстративности "публичные" профессии: оратор, актер и т.п.

Элементы публичности есть и в служении священника. Для склонного к тщеславию (истероидному поведению) молодого пастыря есть опасность угодить в собор "младостарцев". Опасными (и самыми ранними) симптомами этого можно считать излишнее внимание к своему одеянию, стремление говорить речи и поучения для людей, (при которых значение имеет не само наставление, а обстоятельства его произнесения), склонность к самолюбованию, нарочитость, зависимость от чужого мнения, излишнее стремление к указам: "это делай, этого не делай". Рукоположение может означать для такого человека удовлетворение высоких притязаний. Такие священники, по слову митр. Антония Сурожского, "воображают, будто рукоположение наделило их и умом, и опытностью, и "различением духов", и ... не обладая еще духовной зрелостью, не обладая даже тем духовным зрением, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и повести от земли на небо"[111].

Следует отметить, что стремление к лжестарчеству чаще всего встречается именно у истероидов. "Некоторые люди, выдающие себя за пророков и драматическим образом воздействующие на среду, оказываются на самом деле скорее истерическими натурами. Тот, кто играет слишком легко и с удовольствием, тем самым обнаруживает скорее психические недостатки, чем подлинное призвание"[112]. Ощущая внутреннее побуждение, иногда отчетливо неосознаваемое, эти люди настойчиво ищут себе проводника. Некоторых искреннее желание измениться спасает от грубых уклонений, многие же находят себе подобных, попадая в сети лжеучителей всех мастей.

Еще один аспект истерической личности - нереальный мир, в котором она пребывает. Психологи знают, как тяжело порой получить детальный ответ от подобного человека, поскольку он не способен к интенсивной умственной концентрации, более полагаясь на свою интуицию и вдохновение.

Стремление слушать внутренний голос (а они склонны ему доверять) и нежелание (невозможность?) проверять все его советы работой разума, может сыграть с ними злую шутку. А если добавить сюда способ познания посредством быстрых, пассивных впечатлений ("Ага, я уже всё понял!"), то становится ясно, какие выводы делают эти люди в результате поверхностного знакомства с аскетической литературой.

Интуитивные предчувствия и поверхностные впечатления являются для таких личностей преобладающими механизмами их познавательной деятельности. Общаться с истероидами непросто из-за их одержимости желаниями, импульсивности, постоянного стремления к моментальному удовлетворению своих потребностей. "Идеальные установки заставляют пренебрегать логичностью и последовательностью своих действий"[113]. Еще труднее им идти по пути духовного восхождения. Привычка жить поверхностными впечатлениями бывает так сильна, что не позволяет глубоко вникнуть в смысл святоотеческого учения о спасении. Им проще начать коллекционировать творения Святых Отцов и книги о них, убеждая себя, что если полки их книжных шкафов заставлены духовной литературой, то уж в этом интерьере и они таковы же.

Еще один психологический феномен, характерный для описываемой категории людей, объясняет окончательно, почему они склонны к поиску "необыкновенных" духовных руководителей. Дело в том, что истероиды склонны к напряженному внутреннему ожиданию своего "принца", который приедет на белом коне и разрешит все их проблемы. При этом они проецируют образы святых подвижников из аскетической литературы на окружающих их людей. А их склонность к романтической любви и привязанности позволяют принимать отдельные похожие черты за целостный образ и не замечать очевидных недостатков[114].

Пастырь грозно предостерегает: "Истерия - есть разложение личности, и оно освобождает огромные, пагубные своей разрушительной силой количества энергии, как в распадающемся атоме"[115]. Тем не менее, избавиться от истероидного стиля не только можно, но и необходимо. Священнику, «назначая такому при­хожанину послушание, следует избегать излишней нагрузки в физиче­ской и психической сфере. Истерику необходимо запретить практику каких-либо излишних религиозных «подвигов», длинных молитвенных правил, послушаний, подогревающих тщеславное чувство значимости, могущих на короткое время вызвать «разгорячение крови», чтобы затем вновь ввергнуть человека во мрак уныния при осознании своего непостоянства.

Твердость и последовательность духовника в руководстве такими людьми дают положительные результа­ты. В процессе общения нужно мягко пресекать капризы, плаксивость и притворство. Однако люди этого склада, видя, что их ухищрения и игра не действуют на священника, легко меняют духовного руководителя»[116].

***

<< | >>
Источник: А.С. Бочаров А.В. Чернышев. Очерки современной церковной психологии. 2003

Еще по теме Портрет истерической личности в интерьере приходской жизни.:

  1. §1.3. Смысл жизни – как самоутверждение личности.
  2. 4.Свобода и ответственность личности. Смысл жизни человека
  3. § 5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности
  4. 4.7. Содержательно-тематическая линия обучения: драпировка – натюрморт – интерьер – вход в здание – пейзаж
  5. 8.6. Психологический портрет террориста
  6. § 2. Класифікація ознак зовнішності людини (словесний портрет)
  7. СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ
  8. НЕРУКОТВОРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
  9. 4.1. Антиутопии: «портрет в социологических тонах»
  10. В.А. Сендеров.. Портрет солидаризма. Идеи и люди.2007, 2007
  11. Габитоскопия. Понятие и система словесного портрета, его использование в следственной и оперативно-розыскной практике
  12. 3. некоторые черты жизни древних людей Пища – основа жизни
  13. 2-2. Понятие жизни. Эволюция — основное содержание жизни.
  14. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  15. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  16. 33 ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
  17. § 1. Личность как человек и гражданин. Связь личности с государством и правом
  18. Смерть - явление естественное в цепи жизни. Смерть одного есть начало жизни другого.