<<
>>

Религиозная магия.

Религиозный культ обычно включает в себя ряд магических ритуалов, часть которых вытекает из содержания данной религии, а другие рассматриваются в качестве противодействия враждебным магическим представлениям.

Например, экзорцизм (изгнание злого духа (дьявола)) – ритуал, широко распространенный в католической церкви. Это своеобразная религиозно-медицинская магия, направленная на борьбу с черной магией. Другим примером может служить теургия, т. е. использование магических средств для поклонения или слияния с богом. Теургия значима в особенности для египетских и индуистских религиозных культов. Однако это далеко не все. Такие стандартные для христианства ритуалы, как крещение, причащение, молитва, покаяние, а также множество праздничных и гастрономических обрядов несут на себе явные признаки магии.

Было бы неверным представлять религиозную магию как «пережиток» архаических языческих культов. Религия постоянно воспроизводит магию и тем больше, чем больше ориентирует человека на самостоятельную активную деятельность. Даже когда Мартин Лютер обрушивается на сатанинское и мирское – средоточие греха и свободной воли (хотя, между прочим, свободная воля есть «лучшее в человеке»), он в первую очередь относит эти упреки к рационализму и скептицизму. К магии же протестантизм, подчеркивающий таинство личного (экстатически-магического?) слияния с божеством, относился как к недавней союзнице, нужда в которой уже отпала. Так нарождающаяся буржуазия относилась к своему временному союзнику в буржуазной революции – крестьянству, опасаясь его силы и изменив ему. И именно английский преуспевающий обыватель, прогоняя от ворот своего дома обезземеленных, нищенствующих крестьян, мучился от неспособности разрешить противоречие между христианским обетом помогать обездоленным и требованием каждому в поте лица добывать хлеб насущный. Снятию чувства вины в этой ситуации служило обвинение в колдовстве, которое предъявлялось навязчивым нищенкам, якобы виновным в неурожае, падеже скота, эпидемии и т. п.

Современные нетрадиционные формы религиозности (неортодоксальные секты, прежде всего) демонстрируют тесную связь религиозного и магического мировоззрений.

<< | >>
Источник: Ардашкин И.Б. Психология религий: учебное пособие. 2009

Еще по теме Религиозная магия.:

  1. Церемониальная магия.
  2. каждое религиозное действие, каждый религиозный знак ориентированы на достижение метаэмпирической реальности.
  3. РЕЛИГИЯ И МАГИЯ
  4. Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно, находится на грани нового религиозного творчества.
  5. Черная магия.
  6. ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ХХ СТОЛЕТИЯ
  7. магия – это искусство «создавать события».
  8. Другой основной тип магии – словесная, или вербальная, магия.
  9. Тема. Структура и особенности современной религиозной жизни. Классификация современных религиозных систем.
  10. Первый тип – магия действия, которая подразделяется на два подтипа.
  11. 19. Музыка и магия
  12. Медицинская магия.
  13. МАГИЯ ОГНЯ
  14. 3. Магия раннего Средневековья
  15. Испанская мистика и магия
  16. § 1. Магия остракизма смерти
  17. МАГИЯ РУССКОГО МАТА
  18. 2. Герметическая магия, алхимия и ислам