<<
>>

Существует огромное количество определений религии.

Нет смысла их перечислять. Логичнее систематизировать имеющиеся подходы к вопросу об определении религии. Автор предлагает обозначить три основных подхода: конфессиональный, научный и философский.

Следует отметить, как полагают многие исследователи религии, что этот термин не совсем в полной мере выражает то содержательное наполнение явлений, которое под понятием «религия» подразумевается. Исторически существовали и существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось именно это понятие. Его использование шло по пути синтеза характеристик сущности религии в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры.

Конфессиональный (теологический) подход. В рамках этого подхода религия понимается «изнутри», идет объяснение на основе соответствующего религиозного опыта. Общим в этих объяснениях является то, что представления о религии строятся как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д.

Уместно, учитывая религиозную специфику большинства россиян, обратиться к опыту христианских теологов. Рассмотрим, как объясняют религию христианские исследователи. Несмотря на многообразие христианских конфессий (католицизм, протестантизм, православие и т. д.), есть нечто общее: религия есть «величина sui generis (особого рода)», появляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком.

В христианской теологии изначально сформировалось два подхода к определению религии: супранатуралистический[6] и исторический. Супранатуралистический подход исходил из важности использования понятия «сверхъестественное» для определения религии. Термин «религия» применялся для обозначения воззрения, основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют и что отношения с ними возможны. Однако данный подход вступал в противоречие с фактом зависимости эволюции христианства от развития общества. Связь христианства с различными общественными отношениями была подвергнута обстоятельному анализу представителями исторической школы в теологии.

В связи с этим известный протестантский теолог, историк и социолог религии Э. Трёльч (1865–1923) применил к анализу религии (христианства) исторический подход. Он полагал, что религиозное состояние человека определяется априорным переживанием и в то же время ставит вопрос о том, как соотносится идея самостоятельности и необусловленности религиозной веры с фактом влияния на духовные силы человека различных общественных обстоятельств – государственных, экономических, семейных и других отношений. Для Э. Трёльча религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и объективную историческую реальность. Становление направленности человека на абсолютные цели происходит в контексте достижения целей частных и релятивных, но приобщение индивидуума и коллектива к мировому божественному разуму служит основой самостоятельности и необусловленности христианской веры.

Далее в рамках конфессионального (теологического) подхода сформировались две основные тенденции в понимании религии и ее соотношения с обществом: разделяющая (дихотомическая) и соединяющая (трансцендентно-имманентная).

Представители дихотомической версии исходят из различения религии и общества как «самостоятельных величин», как качественно отличных друг от друга сфер, признают трансцендентность (лат. transcendens – выходящий за пределы) сущности и содержания религии.

Эта сущность религии, выражаемая в догматическом учении, в богослужении и т. д., несоциальна, «неотмирна» и «надмирна»[7].. Специфика религии в ее «вечном истинностном состоянии», в наличии «вневременных принципов». Социальной стороной обладают лишь явления религии, видимые структуры – организации, учреждения и т. д.

Наиболее яркий представитель дихитомического истолкования религии – протестантский теолог и философ Р. Отто (1869–1937). По Р. Отто, религия – это «переживание святого», ее предметом является нуминозное (лат. numen – божественная воля, власть, сила божества). Святое, нуминозное вызывает двойственное чувство. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. – тайное страшащее), то, что вызывает благочестивый страх и трепет, нечто «чуждое» человеческой природе. Человек чувствует присутствие существа, которое принципиально противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга, боязни, трепета, «совершенной зависимости», «чувство твари». С другой стороны, святое, нуминозное предстает как mysterium fascinans (лат. – тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее), оно захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его, держит его в своем обаянии. Переживание святого, нуминозного задано человеку априорно (до опыта), он до некоторой степени предрасположен к тому, чтобы испытать это переживание. Таким образом, понятие святого служит для Р. Отто основой создания всеобщей категориальной системы, с помощью которой может быть объяснена всякая религия.

Трансцендентно-имманентная версия связана с влиянием модернистских течений в теологии. В соответствии с ними христианские принципы используются в «мире», ими пользуются люди, поэтому жестко противопоставлять «божественное» и «мирское» не следует. Это не исключающие друг друга начала.

Один из ярких представителей трансцендентно-имманентного подхода – американский социолог и евангелический теолог П.Л. Бергер (р. 1929). Вместе с Т. Лукманом он изучает религию в контексте дотеоретического «обыденного знания», с которым люди имеют дело в повседневной жизни.

Интерсубъективное человеческое сознание производит «общественную конструкцию действительности», в результате чего создается «жизненный мир» индивидов.

Культура (Бергер ее характеризует как Номос (греч. nomos – обычай, порядок)) жизненно важна и необходима человеку, поскольку она определяет смыслы, позволяя обеспечивать ему возможность ориентации в мире. Такая потребность в смыслополагании особенно остро ощущается в проблематических ситуациях, складывающихся на грани культурной защищенности. Наблюдения смерти другого и связанные с этим переживания в воображении собственной смерти, опыт полусознательного, грезы, экстаз, неудовлетворенность миром, как он дается в повседневном восприятии, и т. д. вызывают дестабилизацию, ощущение хаоса, страдание и страх. Стабилизация Космоса (греч. kosmos – вселенная, мир как упорядоченное целое) не может основываться на переменчивых случайностях повседневной жизни. Действительную стабильность обеспечивает религия. «Религия, – пишет П. Бергер, – есть смелое предприятие человека создать священный Космос. Иначе говоря, религия есть космизация священным способом. Священным мы считаем нуминозную, возбуждающую страх могущественность, которую человек переживает иначе, чем самого себя, и все же – как с ним связанную, и верит, что она господствует в определенных объектах опыта»[8].

В создании «жизненного мира человека» религия играет основополагающую роль, поскольку ей как смыслополагающей инстанции подчинены все другие способы придания смысла. Религия осуществляется в постоянном религиозном действии, которое совершается в контексте социальной связи, тем самым священный религиозный Космос непрерывно приближается к повседневному миру, обеспечивая ему прочность.

Соавтор П. Бергера по некоторым работам Т. Лукман свою трансцендентно-имманентную интерпретацию религии выражает через такую ее дефиницию, как «невидимая религия». Он для объяснения религии исследует структуры «жизненного мира» и социальную реальность как феномен этого мира. Центральное понятие его концепции религии – «трансцендирование», трактуемое как выход за пределы биологической природы человека, как процесс конструирования «смыслового универсума». Трансцендирование представляет собой аспект всякой жизнедеятельности человека, но наиболее отчетливо проявляется в религиозности. Т. Лукман констатирует упадок в современном обществе «церковно ориентированной религии» и утверждает, что в то же время сохраняется и растет внецерковная религиозность. Он различает «специфическую» и «неспецифическую» формы религии, «видимую» и «невидимую» религию, к первой относит церковные формы религиозности, вторую считает всеобщей социальной формой.

Религия придает смысл – всеобщий и индивидуальный – объективным образцам, задаваемым обществом. Она представляет собой способ, которым «закрепляются вышестоящие и трансцендентные смысловые связи». Религия является необходимым компонентом становления человека, ее значение состоит в придании смысла и полагании ценности его существования. Ныне религиозность перестала быть свойственной только церкви, «рассыпалась» по всему обществу. В семьях, коммунах, политических группах, группах общения и т. д. складываются приватизированные механизмы придания смысла. Как раз в этом и находит выражение «невидимая религия».

Научный подход. Специфика научного подхода в исследовании религии заключается в том, что она опирается в большей степени на эмпирический материал, фактические данные, полученные на основе непосредственных исследований мировоззренческих представлений тех или иных народов, их верований, обычаев, организации жизни и т. д. Научное исследование религии предполагает применение исторического метода, что означает изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть реализован в виде генетического подхода, когда исследователь выводит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно используется в религиоведении и сравнительно-историческое исследование.

Наибольшее влияние на формирование научного подхода к религии оказало использование методов антропологии и этнографии (Э. Тэйлор, Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), а также методов социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.), психологии (3. Фрейд, К. Юнг и др.).

Поскольку религию изучают разные науки, а религиоведение является комплексной дисциплиной, в ней используются общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы. На базе использования этих методов формируются пограничные отрасли знания. К этим пограничным отраслям знания следует отнести антропологию религии, социологию религии и психологию религии. Рассмотрим вкратце, как трактуют религию эти науки.

<< | >>
Источник: Ардашкин И.Б. Психология религий: учебное пособие. 2009

Еще по теме Существует огромное количество определений религии.:

  1. 9.3.2. Определенное количество
  2. 9.3.2. Определенное количество
  3. в определенном количестве.
  4. Определённое количество
  5. Определенный плюрализм морально-нравственных норм существует в каждом обществе.
  6. §906. Нравственность – это дух определённого народа, который вбирает в себя его культуру, его историю, его религию, его традиции и законы.
  7. Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.
  8. Одиннадцать разрывов преемственности В шестидесятые годы, когда количество социальных критиков, смотревших вперед, превышало количество критиков, смотревших назад, стало обычным определять, по крайней мере, одиннадцать разрывов
  9. Китайская культура оказала огромное влияние на Японию.
  10. Вся огромная территория России воспринимается как держава
  11. усовершенствования произведут огромное улучшение всего качества жизни.
  12. Американские индейцы также всегда придавали сновиде­ниям огромное значение.
  13. Александрия в последние века античности была огромным городом.
  14. Огромное интеллектуальное напряжение вложено в проро­чества и предсказания.
  15. Освобождение от неуверенности и страха вскрыло прису­щий человечеству огромный творческий потенциал
  16. В работах русских мыслителей XIX–XX вв. обобщён огромный опыт духовно-нравственных оснований российского права.
  17. По широкой, с размытыми, нечеткими обочинами, дороге развития науки и знаний, по многочисленным ее ответвлениям проходят огромные толпы людей.
  18. К особенностям американского законодательства о договоре франчайзинга относят огромный удельный вес норм процессуального права.[77]
  19. Количество
  20. 9.3. Количество