<<
>>

СМЕРТЬ В ПОНИМАНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

3.

4. СМЕРТЬ В ПОНИМАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

5. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И СОЗНАНИЯ.

6. СМЕРТЬ ТЕЛА-КАКОГО?

7. СМЕРТЬ С ПОЗИЦИИ ПАРАПСИХОЛОГИИ.

1. СМЕРТЬ В ПОНИМАНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

С точки зрения этой науки (танатологии) смерть есть прекращение жизни какого-либо биологического объекта; в частности, смерть человека - это прекращение функционирования таких основных систем, как сердечно-сосудистая и дыхательная.

Эти же специалисты различают смерть необратимую и смерть обратимую; в последнем случае хотя жизненно важные функции и прекратили свою деятельность, но специальными методами реанимации их можно снова запустить в работу. Такая смерть называется клинической смертью.

В биологии и медицине ведется длительная дискуссия на тему, что есть критерии клинической (обратимой) и биологической (необратимой) смерти. Эта дискуссия (которую мы по понятным причинам в этой Энциклопедии не будем затрагивать) вполне естественно детерминирована постоянным развитием науки и техники оживления

(реанимации).

Важен лишь факт, что смерть в принципе обратимое явление: с развитием науки все большее и большее число умерших будет возвращено в эту жизнь (и выражение «оттуда еще никто не возвращался» начинает оспариваться).

2. СМЕРТЬ В ПОНИМАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

С точки зрения отечественной психологии - академической психологии - такое психическое явление, как смерть, не существует, о чем нам поведали шесть психологических словарей разных периодов издания и разных авторов и несколько учебников по психологии. С точки зрения их авторов, существует, например, такое психическое явление, как смелость, или такое психическое явление, как смех, но не существует такого психического явления, как смерть. Нет, смерть-то, понятно, существует, а вот психологам тут вроде как и сказать нечего. Что это - подсознательный страх даже мысленного соприкосновения с этим явлением? Вполне возможно (хотя отечественные философы включают в свои словари и энциклопедии анализ этого явления, естественно, с позиции различных философских учений, в том числе и марксизма).

Но вот передо мной один из академических учебников по психологии канадского автора Ж. Годфруа «Что такое психология», который полагает, что психологам есть что по этому поводу сказать. И вдруг оказывается, что говорят они практически то же самое, что и представители другой ветви Большой психологии - специалисты по эзотерической психологии, в частности - специалисты по парапсихологии (о чем речь будет позже).

Зато специалисты другой ветви Большой психологии - фрейдовской психологии - рассматривают смерть в качестве одного из объектов своего анализа (психоанализа в широком смысле этого слова).

Но наибольшее внимание этому феномену уделяется в парапсихологии. Чем же так «заинтересовала» (если можно так выразиться в данном контексте) смерть как явление парапсихологов?

3.

<< | >>
Источник: Панасюк Александр Юрьевич. Большая энциклопедия парапсихологии. 0000

Еще по теме СМЕРТЬ В ПОНИМАНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.:

  1. Б. Е. МЕЛЬНИК, М. С. КАХАНА. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СТРЕССА. 1981, 1981
  2. § 4. Традиция медико-физиологического осмысления смерти
  3. Философ не видит никакого таинства в рождении и смерти (39, с. 32); их чередование в этом мире есть только смешение и разделение элементов (В 52), а вовсе не рождение и смерть в традиционном понимании:
  4. Естественнонаучное понимание смерти
  5. Естественнонаучное понимание смерти
  6. Естественнонаучное понимание смерти
  7. Понимание смерти в православии
  8. Понимание смерти в православии
  9. Понимание смерти в православии
  10. Биологические науки должны стать наравне с физическими и химическими среди наук, охватывающих ноосферу.
  11. Нарушение биологического равновесия и биологического круговорота веществ
  12. § 3. Специфика временной организации биологических процессов и характер взаимосвязи биологического и физического времени.
  13. — Смерть Грациана. — Св. Амвросий. — Первая междоусобная война с Максимом. — Характер, управление и покаяние Феодосия. — Смерть Валентиниана II. — Вторая междоусобная война с Евгением. — Смерть Феодосия. (340–397 гг.)
  14. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти)
  15. 2.1.2. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти)
  16. 2.6. Медико-социальная работа
  17. Смерть - явление естественное в цепи жизни. Смерть одного есть начало жизни другого.
  18. Концепция автопоэзиса: от понимания сущности жизни к пониманию сущности познания
  19. 1.18. Определение науки или «Нет науки, а есть ученые!»
  20. Медико-физиологическое обоснование