<<
>>

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС «ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» В ТЕЗАУРУСЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

7.

8. Для определения удельного веса тезауруса «эзотерической психологии» в общем языковом поле психологической науки необходимо прежде всего составить словник этого направления.

На основе анализа многочисленной эзотерической литературы, в том числе и литературы по экспериментальным исследованиям в области парапсихологии (издания зарубежных научных учреждений), нами был составлен тезаурус понятий всех тех

подобных явлений, которые нам удалось выявить в литературе, которые имеют отношение к психике человека и при этом не приняты ни академической психологией, ни фрейдовской психологией (при этом был сделан упор на парапсихологическую терминологию).

В общей сложности таких понятий нами выделено 548.

Затем данный тезаурус был сопоставлен с тезаурусом психологии (объемом около тысячи понятий) и произведены соответствующие расчеты для ответа на вопрос: насколько терминология того, что пока условно нами именуется «эзотерической психологией», представлена в языковом поле общепризнанной, официальной психологической науки, и наоборот? (Напомним, что терминология ветви «психология личности» занимает в тезаурусе психологической науки 12,1 %, «дифференциальной психологии» - 2,1 %, ав среднем одна ветвь психологии занимает 3,75 % объема всего тезауруса психологии.)

Результаты сопоставления показали: в тезаурусе психологии терминология «эзотерической психологии» занимает 4,3 % (41 термин из 958; при этом не учитывались такие общие для них термины, как «сознание», «подсознание», «психика» и т.

п.). Много это или мало - все познается в сравнении: это в три раза больше, чем представлено в языковом поле психологии терминологии юридической психологии (1,3 %), в два раза больше, чем терминологии психологии управления (1,8 %); это в четыре раза больше, чем терминологии психологии искусства (0,9 %); это столько же, сколько представлено в общем словнике психологии терминологии патопсихологии (4,5 %), и чуть меньше, чем представлено в психологии терминология медицинской психологии (5,3 %).

Какие же психологические понятия, используемые в эзотерической литературе по психологии (в основном, повторим, это парапсихология), представлены в словниках психологии? Прежде всего это «биоэнергетика», «душа», «йога», «медитация», «парапсихология», «пси», «процесс телепатический», «психотроника», «сновидение телепатическое», «телепатия», «транс» и некоторые другие, а также «интуиция»,

«инсайт», «поток сознания», «субсенсорное восприятие» ит. п. В свою очередь, в эзотерической психологии активно используются такие термины из общей психологии, как «аутогенная тренировка», «галлюцинация», «депривация сенсорная», «личность», «психика», «психологическая защита», «сознание», а также «воля», «восприятие», «гипноз», «мышление», «память», «способности», «тестирование», «раппорт» и др. (а из психоаналитической психологии - «архетип», «бессознательное», «влечение», «катарсис», «коллективное бессознательное», «проекция», «регрессия» и др.). Это дает основание полагать, что основные понятия (а вместе с ними и сущностные элементы) психологической науки определенно представлены в «эзотерической психологии», а терминология самой «эзотерической психологии» представлена в психологических словарях (в отечественных - в меньшей степени, а иностранных - в явно большей).

А если при этом учитывать, что «эзотерическая психология» (как и любая ветвь психологии) имеет собственную структуру (см. схему разработанную на основе составленного тезауруса), использует те же принципы экспериментального исследования, а нередко - те же инструменты, что и в психологии, те же принципы математического анализа получаемых результатов, то что еще нужно было бы, чтобы признать это за ветвь психологической науки? А нужно, как оказывается, решить две проблемы: дать имя этому направлению и преодолеть (хотя бы на рациональном уровне) негативную установку на «эту эзотерику».

К вопросу об имени: каждому профессиональному психологу хорошо известна психологическая (а не только номинативная) функция имени чего-либо: без имени (определяющего и сущность, ядро, и границы явления) любое явление невольно воспринимается как некое аморфное («это вот то, которое.»), туманное, расплывчатое образование.

Нет имени у такого-то пласта психических явлений - значит, нет не самого пласта, а нет пласта как самостоятельной сущности, как отдельного направления. Не случайно древние говорили: потеп est omen - имя уже значение (значимость, сущность).

Как представляется, наиболее подходящим по ряду формализованных критериев было бы название ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: в этом названии, как и в названии других признанных ветвей, есть слово «психология»; кроме того, термин «эзотерический» сегодня чаще ассоциируется с терминами «непознанное», «неизведанное» в большей мере, чем с «таинственным», «доступным посвященным» при буквальном понимании. И тогда эзотерическую психологию следовало бы понимать как ветвь психологической науки, призванной исследовать все те психические явления, по факту существования которых, по характеру которых еще не достаточно знаний, чтобы быть признанными научным сообществом. Значительно труднее решить проблему исходных негативных установок [76

- А эти установки имеют под собой основание - как объективные, так и субъективные. К числу первых относятся противоречие содержания эзотерики (эзотерической науки) общепринятым законам природы и практики человека, внутренняя противоречивость эзотерики (что нормально для ситуации, когда что-то еще не известно до конца); к числу субъективных - утверждение некоторых, что эзотерика претендует на звание «сверхнауки» (и даже среди эзотериков есть такие), а также огромное количество шарлатанов вокруг всего того, что связано с эзотерикой.]. Здесь остается лишь уповать на достоверность экспериментальных исследований существования подобных явлений, уповать на математику - «царицу доказательства».

- Как явствует из названия этой ветви психологии, «эзотерическая психология» является производной от терминов «эзотерика» и «психология».

«Психологическая» часть названия «Эзотерическая психология» восходит к психологической науке - Большой психологии, части фундаментальной науки, которая, в свою очередь, является элементом (наряду с прикладной наукой и паранаукой) института «Наука».

Термин «эзотерика», давший вторую половину названию эзотерической психологии, восходит - по принятой здесь классификации паранауки (см. Паранаука: классификация элементов; схема «А») - к разделу эзотерики человека, который, в свою очередь, является разделом эзотерики - части паранауки наряду с психо-физиогномикой,

психофизиономикой, хирологией и другими, каждая из которых в той части, в какой связана с психологией, тоже питает эзотерическую психологию. А паранаука, как уже отмечалось, является элементом института «Наука».

Таковы источники, питающие эзотерическую психологию. Отсюда: не представляется возможным дать однозначный ответ на вопрос, является ли эзотерическая психология паранаукой или наукой, поскольку она есть образование на их стыке.

В свою очередь, в эзотерической психологии можно выделить разделы связанные с психологией астрологии, психологией графологии и с другими паранауками. Для нас больший интерес представляет та часть эзотерической психологии, которая занимается парапсихическими явлениями, - парапсихология. О структуре парапсихологии как одной из основных частей эзотерической психологии см. в статье Парапсихология. В заключение

9.

<< | >>
Источник: Панасюк Александр Юрьевич. Большая энциклопедия парапсихологии. 0000

Еще по теме УДЕЛЬНЫЙ ВЕС «ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» В ТЕЗАУРУСЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.:

  1. Удельный вес
  2. К особенностям американского законодательства о договоре франчайзинга относят огромный удельный вес норм процессуального права.[77]
  3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
  4. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ*
  5. КРИТЕРИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЕТВИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  6. Оформление юридической психологии как науки.
  7. Становление психологии религии как науки.
  8. 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  9. Поначалу на роль науки, которая может научить взрослеть и мудро жить, претендовала философия, а не психология.
  10. 1.1 Предмет истории психологии и методы историко-психологических исследований
  11. Глава II. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций
  12. Глава II. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций
  13. Практика участия психологов МСПП в работе по оказанию экстренной психологической помощи
  14. Чему противостоит экзистенциальная психология в других психологических системах и с чем она не согласна?
  15. Шабанов В.Б., Лукьянович А.Л.. Психология профессиональной деятельности юриста: учеб. – метод. пособие для студентов психологических, юридических специальностей., 2006
  16. Мера, вес, монета
  17. 2. Юридическая психология как наука. Предмет, цели и задачи курса «Юридическая психология (психология в деятельности следователя)»
  18. Проблема барьеров, как индивидуально психологических затруд- нений человека в различных жизненных контекстах, привлекает внимание педагогов и психологов.