Французский солидаризм и философия
Солидаризм не был задуман как философская система. Основной целью солидаристов всегда была и остается перестройка общества на базе научного метода и учения о солидарности. Однако уже первый французский солидарист П.
Леру* свой первый крупный труд «О человечестве...» начинает со следующих слов, которые мы приводим в сокращенном переводе:«Когда мы устаем путешествовать по лабиринтам прошлого, когда мы вдоволь пораздумаем о значении настоящего, мы начинаем чувствовать, что нас тянет в царство будущего. Душа наша говорит: вот прошлое, я его понимаю, но прошлое — это не я. Настоящее тоже не по мне. Я отдаю себе отчет, почему оно меня не удовлетворяет и не соблазняет. Но будущее, будет ли оно моим? Доживу ли я до того времени, когда равенство и справедливость будут царствовать между людьми? Какое отношение, повторяет она, беспрестанно существует между мной и этим будущим, между человечеством и мной?
Душа наша, словно Архимед, ищет точку опоры. Но ничто конечное не может нам ее дать, да ничто конечное не могло бы дать и Архимеду его точку опоры, на которую он хотел возложить рычаг, чтобы заставить действовать свою силу.
И потому мы должны покинуть область политики и истории, чтобы в другом месте, в философии искать эту точку опоры, которая вам необходима».Не будучи философом, Леру, однако, довольно ясно выражает свои философские настроения, и, как мы увидим дальше, они будут повторяться во все новых вариациях у более поздних солидаристов.
Леру Пьер (1797-1871) — французский мыслитель, создатель одной из социальных теорий христианского социализма. Его взгляды получили широкую известность во Франции и за ее пределами в 30-40-х годах XIX века. Основные работы Леру: «Опыт о равенстве» (1838), «О человечестве, его принципах и его будущем» (в 2-х т., 1840).
— Прим. ред.240
Основная идея их — связь между человеком и внешним миром, между человеком и человечеством. Связь эта представляется Леру не просто внешней, основанной на фактах повседневной жизни, но и относящейся к самому существу вещей.
«То, что человек называет свой жизнью, — говорит он, — не принадлежит ему полностью и не пребывает только в нем: она в нем и вне его; она частично пребывает в других людях и в мире, который его окружает... Для того чтобы он существовал и чувствовал себя существующим, необходимо, чтобы некоторое количество существ было сгруппировано вокруг него и гармонизировано определенным образом, чтобы то Я, которое его составляет, воплощаясь в эти объединенные с ним существа, находило бы себя всегда вовне и представлялось бы ему во все моменты его существования».
Более поздние французские солидаристы считали своим философским наставником Шарля Ренувье*, автора многочисленных философских трудов, которого принято относить к неокантианской школе («неокритицизм»). Будучи самым крупным французским философом конца XIX века, Ренувье оказал значительное влияние на дальнейший ход развития как французской, так и американской философии (в частности, на Джемса**). Хотя Ренувье и был последователем Канта, он отбросил ряд основных кантианских идей: веру в конкретное существование «вещи в себе», объявив ее чистой абстракцией, а также учение об «антиномиях». Будучи противником гегельянства, Ренувье, однако, строит свое учение о категориях, пользуясь диалектическим методом. Ренувье считает категории основными законами человеческого восприятия.
«Только о человеческом восприятии мы можем говорить с уверенностью. В нем нам даны некоторые категории, а также материя опыта. Категории определяют формы этой материи, правила нашего восприятия».
Но категории Ренувье не совпадают с категориями Канта. Это — категории отношения, позиции, последовательности, качества, становления, причинности, состояния и персональное. Каждой категории
Ренувье Шарль (1815-1903) — французский философ, глава школы неокритицизма.
— Прим. ред.Джемс Уильям (1842-1910) — крупный американский философ и психолог, один из создателей концепции «потока сознания». — Прим. ред.
241
соответствует триада форм восприятия. Так, основной категории отношения соответствует триада: отличие, тождество, определенность; категории персональное соответствует триада: Я, не-Я, сознание. К своим категориям Ренувье приходит не путем чистого умозрения, но через критический анализ опыта. В них, однако, априорность и эмпирика сливаются воедино без того, чтобы мы могли что-либо сделать по этому поводу, так как всякий анализ, который мы предпринимаем, уже предполагает их как данное.
Особый интерес представляет для нас категория персональное™, или личности; из нее Ренувье выводит свое учение о персонализме. Ренувье — основатель современного персонализма, хотя его идеи и доходят до современного сознания, главным образом, через вторые и третьи руки, за исключением, конечно, Франции.
У Ренувье нет ничего фатального; прогресс не обязателен, как у Гегеля; всякий шаг человечества сопряжен с риском. Но зато есть свобода, во всяком случае у человека. Ж. Валь так характеризует учение Ренувье о свободе: «Надо выбирать, выбирать свободно — за свободу, выбирать в антиномиях Канта подходящие тезисы и, вопреки как материалистам, так и последователям Спинозы, воздвигать философию личности. В мире Ренувье есть возможности и есть свобода; есть справедливость, которую надо реализовать».
Другим признанным философом французского солидаризма был Альфред Фуйе*. В поисках свободы в мире, где как будто царит детерминизм, Фуйе выдвигает теорию идей-сил. В эпоху вульгарного материализма и примитивного механицизма, Фуйе, как и Ренувье, борется за идею личности и свободы. Он утверждает реальное существование сознания, которое через идеи-силы принимает активное участие в жизни мира. Философия Фуйе есть «философия надежды». Мир есть «огромное общество в стадии формирования». Основа мира ментальна (духовна), и ментальное не только способно, но и должно развиваться.
Материально-механический мир — только способ представлять истинный мир в пространстве и времени, как бы символ истинного мира. Материальная эволюция — лишь отражение эволюции ментальной. Ментальные состояния называются* Фуйе Альфред (1838-1912) — французский философ-солидарист, автор основополагающего солидаристического труда «Критика новейших систем морали» (1883, русск. перев. 1898). — Прим. ред.
242
идеями. Их рождение может быть объяснено научно, как этого хотят детерминисты, но они приносят свободу, когда они начинают действовать. Сила идей — в их ментальном характере. Они способны влиять на индивидуальные сознания и их трансформировать. Вот почему всегда важны общественные идеалы, способные преобразовать социальную среду. Особое положение среди идей занимает идея свободы. Само существование ее показательно, а ее сила — значительна. Свою философию Фуйе считал синтезом натурализма и идеализма. По современной терминологии она находится где-то на грани между отвлеченным и конкретным идеал-реализмом.
Его приемный сын Ж.М. Гюйо*, поэт и философ, выводит из этой доктрины учение о том, что идеи-силы являются выражением присущего личности стремления к жизненной экспансии и «универсальной симпатии».
Нельзя пройти и мимо философской поэзии Сюлли-Прюдома**, которая так часто цитируется основателем французского юридического солидаризма Леоном Буржуа. Например, желая пояснить, в чем заключаются основные философские взгляды французского солидаризма, Буржуа говорит:
«Закон солидарности универсален, малейшие механические изменения структуры далее бесконечно малого тела отражаются на всей совокупности механических комбинаций мира».
Буржуа приводит следующие строки Сюлли-Прюдома: «Бьется сердце мое для добра / И кругом рождает созвучия. / Все, что есть во мне лучшего, — / Только слабое дает колебание, / Но расходится в вечность оно...»
Гюйо Жан Мари (1854-1888) — французский философ и социолог. Его работы оказали заметное влияние на Анри Бергсона, Эмиля Дюркгейма и других мыслителей. Основные работы Гюйо, переведенные на русский язык: «История и критика современных английских учений о нравственности» (1879, перев. 1898), «Нравственность без обязательства и без санкции» (1885, перев. 1923), «Ирре-лигиозность будущего» (1887, перев. 1908). — Прим. ред.
Сюлли-Прюдом (Прюдом Рене Франсуа Арман; 1839-1907) — французский поэт, автор философских поэм «Судьбы» (1872) и «Справедливость» (1878), а также теоретических сочинений «Философский анализ сознания» (1896) и «Психология свободного выбора» (1906). На русском языке изданы сборники «Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина...» (СПб, 1911) и «Избранные стихотворения» (М, 1913). — Прим. ред.
243
Еще по теме Французский солидаризм и философия:
- СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЛИДАРИЗМА
- Немецкий солидаризм и философия
- Русский солидаризм и философия
- //. Философия солидаризма и ее истоки
- Игорь Вощинин СОЛИДАРИЗМ И ФИЛОСОФИЯ
- СОВРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ И ПРЕДСТОЯЩАЯ ЭПОХА (Философия солидаризма)
- Социально-политическая философия французского Просвещения
- ФРАНЦУЗСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1946 г. ЧЕТВЕРТАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
- НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СОЛИДАРИЗМА
- СОЛИДАРИЗМ И ХРИСТИАНСТВО
- 2. Политическая программа солидаризма
- ///. Этическая основа солидаризма