<<
>>

4. Государство – важнейший элемент политической системы общества

Проблема государства всегда находилась в эпицентре политической мысли. Существуют различные концепции, объясняющие причины возникновения, значение роли государства в жизни общества.

На заре человеческой цивилизации господствующими были представления о том, что земные порядки, в том числе государство, -установление божье. В античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства. По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общения. Цель создания государства - общение между семьями и родами ради благой жизни.

Близка к этой концепции патриархальная теория английского философа XVIII в. Р. Фильмера предполагавшего, что государство представляет собой расширенную форму патриархальной власти во имя всеобщего блага, и возникло в результате объединения родов в племена, племен в большие общности и т.д. Примерно в это же время широкое распространение получила договорная концепция, разработанная многими мыслителями -Т. Гоббсом, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и поданными с целью обеспечения порядка и соблюдения прав граждан. В XIX в. появились теории насилия, авторы которых связывали возникновение государства с насилием и завоеванием слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными.

Следует особо выделить разработанную социально-экономическую концепцию происхождения государства, являющуюся сущностным, интегрирующим фактором в объяснении других концепций. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают) был Платон.

Современный вид эти идеи приобрели у К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Насилия в возникновении государства они не отрицали, но отводили ему второстепенную роль. На первый же план они выдвигали разделение труда в уже зрелом первобытном обществе, последующее возникновение частной собственности на средства производства и вслед за этим деление уже рабовладельческого общества на антагонистические классы в их непримиримой классовой борьбе как источнике развития цивилизации. Ф. Энгельс утверждал, что государство возникло из потребностей "держать в узде противоположность классов", отсюда - оно является государством экономически господствующего класса, который становится также и политически господствующим классом. В.И. Ленин также указывал, что государство - это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Действительно, государство возникает на базе классовых противоречий, борьбы угнетенных классов и для усмирения ее, сублимации (от лат. - возвышаю, переключаю) ее энергии в социально приемлемые действия. Именно поэтому государство в обществе объективно служит не только господствующим, но и угнетенным классам, ибо оно есть орган, управляющий делами всего общества. Всеобщность государства выражается в его сопряженности с жизнедеятельностью, интересами каждого конкретного человека. Государство в этом смысле выражает интересы всех людей, оно является органом, регулирующим взаимоотношения всех, гармонизирующим их отношения, обеспечивающим условия, возможности для жизни, деятельности каждого человека. Именно этот аспект проблемы упускался из виду в марксистской интерпретации данной концепции, в то время как борьба классов, их непримиримость были явно абсолютизированы.

Государство - это организация политической власти экономически господствующего класса управляющего обществом в целях сохранения его целостности и развития, для его защиты от внешних врагов и внутренних социальных противников.

Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка.

Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную "машину", сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политико-, территориально- и структурно-организованную форму общества).

Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первообщинной, родовой) форм общества, являются:

1. деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);

2. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти в соответствии с определенной идеологической программой и опирающихся в большинстве случаев на нормы права;

3. наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

4. налоги, займы и вся денежно-финансовая база, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;

5. государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).

Признаками государства, отличающим его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:

1. суверенитет, как полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене;

2. правотворчество, как возможность государства издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны;

3. монополия на легальное применение насилия.

Функциональная характеристика государства помогает выяснить его сущность, направленность его действий на решение исторических задач.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.

Основные функции государства дифференцируются на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1. Охранительно-правовая, заключающаяся в защите существующего способа производства, экономической и социальной систем, охране общественного порядка и поддержании дисциплины, защите прав и свобод граждан с помощью традиций, нравственности, законов и применения специальной вооруженной силы(полиция, армия, тюрьмы, суды и т.п.).

2. Хозяйственно-экономическая функция включает: выработку экономической политики и ее реализацию в рамках соответствующего законодательства, управление или регулирование деятельности государственных и негосударственных предприятий, организаций и фирм; гарантированное осуществление справедливого распределения доходов; защита и реализация экономических интересов субъектов хозяйствования и граждан в развивающейся системе их взаимодействий; установление правовых основ ценовой политики; регулирование внешнеэкономических отношений.

3. Социальная функция, главное назначение которой - обеспечить общественные гарантии занятости трудом, социальную защиту нуждающихся в ней граждан, управление и регулирование социальными отношениями.

4. Культурно-воспитательная функция представляет собой обеспечении развития материальной и духовной культуры общества; формирование гарантий и постоянный рост образованности граждан, культуры их поведения и жизнедеятельности; воспитание граждан в традициях общества, развитие всех форм общественного сознания и его институтов: науки, нравственности, искусства, религии.

К числу внешних функций государства относится защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами, обеспечение обороны страны, либо военная и политическая экспансия в отношении других государств (агрессивные государства), интеграция в мировую экономику и внешнеэкономическое партнерство, развитие нормальных отношений и сотрудничества с другими странами на основе норм международного права.

При осуществлении своих функций государство может укреплять, развивать демократию, ее принципы, но может и превращаться во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, что ведет к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться, прежде всего, деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности.

Государство уступает, и будет уступать многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, постепенно "уходя" из экономики, социальной сферы, культуры и ослабляя действие своих идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

<< | >>
Источник: С. А. Порозов. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ПРАВА. 2006

Еще по теме 4. Государство – важнейший элемент политической системы общества:

  1. 15. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы
  2. Тема 4. Государство как основной элемент политической системы общества
  3. 14. Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе общества.
  4. Понятие, элементы и функции политической системы общества
  5. Вопрос 2. Г осударство как основной элемент политической системы общества
  6. Взаимодействие государства и права с другими элементами политической системы
  7. Лекция 7. Государство – основной элемент политической системы
  8. Тема 7. Государство в политической системе общества
  9. 9.3. Государство в политической системе общества
  10. Тема 23. Государство в политической системе общества
  11. Тема 8. Государство в политической системе общества
  12. Тема 8. Государство в политической системе общества
  13. Тема 12 МЕСТО ГОСУДАРСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ЦЕРКВИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  14. 56. Государство и политическая система общества
  15. 3. Место государства в политической системе общества
  16. 1.14. Государство в политической системе общества
  17. Государство в политической системе общества
  18. Соотношение политической системы общества и государства
  19. 8.2. Место и роль государства в политической системе общества
  20. Государство в политической системе общества