<<
>>

Русский солидаризм и философия

Франция считается родиной большинства политических и соци­альных идей конца XVIII и начала XIX века. Эти идеи находили подражателей и последователей в других странах; однако во многих случаях эти идеи перерабатывались за границей в зависимости от местных условий.

Часто при этом оставалась лишь тематика, лишь сама постановка вопроса. Вопрос о солидарности, в то время сводив­шийся, в основном, к тому, как и чем связан человек с общест­вом, широко разбирался во французской литературе второй четверти XIX века. Не только Леру и его ученики, среди которых были попу­лярная писательница Ж. Санд и отец социологии Огюст Конт*, но и все утописты обсуждали этот вопрос. Эта литература была хорошо известна в России, составляя вместе с немецкой философией главный предмет обсуждения образованного общества.

А.С. Хомяков", один из первых русских философов, был основа­телем учения о соборности, то есть о сочетании свободы и единства группы личностей, объединенных общей любовью к абсолютным ценностям.

Хомяков отрицательно относился к рационалистической линии западноевропейской философии своего времени, то есть к фи­лософии Фихте и Гегеля. Он считал, что они приписывают реальному миру абстрактные правила человеческого разума, ограничивая тем

* Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, основатель позити­визма; создатель социологии. В 1830-1842 годах издал шеститомный «Курс позитивной философии», в 1851-1854 годах — четырехтомную «Систему позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию человечества». — Прим. ред.

** Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — русский религиозный фило­соф, богослов, поэт, публицист; славянофил. Основные издания последних лет: Церковь одна. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 1991; Сочинения в 2-х т.

Т. 1. Работы по историософии («Семирамида» (отрывок), историософская публицистика); Т. 2. Работы по богословию. М.: Московский философский фонд, 1994. — Прим. ред.

245

самым наши возможности познания. В противоположность этому ру­ководящая идея у Хомякова — конкретность и цельность реального мира. Философ считает, что все человеческие способности должны быть совместно использованы для познания реального мира — разум, органы чувств, эстетические ощущения, любовь, совесть, интуиция. Лишь так возможно получить живое знание реальности. Оно раскры­вает нам динамический характер реального мира, в основании которого лежат «силы», имеющие металогический характер. На низших ступенях развития силы производят материальный мир, на высших — свободную волю людей, сопряженную с разумом. Хомяков полагал, что эти идеи он вывел на основании изучения церковных писателей первых веков христианства, чьи сочинения он один из первых в России стал изучать с точки зрения содержащихся в них философских идей.

Прежде чем перейти к современному русскому солидаризму, сле­дует еще упомянуть о философских идеях проф. Н.М. Коркунова* — предшественника французских солидаристов Дюги и Ориу.

Современный русский солидаризм естественно связан со всем процессом развития русской философии, а для нее, независимо от на­правления, хотя и с некоторыми исключениями, характерна некото­рая прасолидаристическая атмосфера, выражающаяся в принятии идеи всеобщей мировой связи, которая существует не только между людьми и их обществами, но и вообще среди всех предметов одушев­ленного и неодушевленного мира. Так, Владимир Соловьев** учил, что вещи не могут существовать отдельно от «всего», а только со

Коркунов Николай Михайлович (1853-1904) — русский юрист, специа­лист по государственному праву. Выступая против учения естественно-правовой школы о вечных и неизменных нормах права, он рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Основные произведения: «Русское государственное право» (в 2-х т., 1892-1893), «Международное право» (1886), «История философии права» (1896).

— Прим. ред.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — русский философ и бого­слов, поэт, публицист. Основные издания последних лет: Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. Приложение к ж-лу «Во­просы философии». (Философская публицистика. Национальный вопрос в Рос­сии (с приложениями)); Стихотворения, эстетика, литературная критика. М.: Книга, 1990; Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. (Красота как преобразующая сила. Нравственная миссия художника. Статьи о русских поэтах); Поли. собр. соч. и писем. В 20-ти т. Сочинения . В 15-ти т. Т. 1 (1873-1876). М.: Наука, 2000; Т. 2 (1875-1877). М.: Наука, 2000; Т. 3 (1877-1881). М.: Наука, 2001. — Прим. ред.

246

И.В. Вощинин

всем и во всем. Познающий субъект внутренне связан со всем, что существует, через Абсолют. Лишь вследствие такой связи возможно реальное познание внешнего мира.

В XX веке эта идея получила дальнейшее развитие у Н.О. Лос-ского* и С.Л. Франка**. Лосский учил, что «все имманентно всему», то есть что все элементы субстанции — или, по Лосскому, «субстан­циональные деятели» — «частично единосущны: все они, как носите­ли тождественных формальных принципов своей деятельности, сра­щены в одно целое. Потому они так интимно связаны друг с другом, что состояние каждого из них существует не только для него, но бес­сознательно существует и для всех других деятелей». Учение Н. Лос-ского, в основном, касается теории познания, где он развивает свое учение об интуиции.

С.Л. Франк дополнил учение Лосского изучением онтологичес­ких условий, которые делают интуицию возможной. Франк объясняет возможность интуиции тем, что каждый субстанциональный элемент укоренен в Абсолюте и потому до всякого нашего познания его он 1 уже находится с нами в непосредственном контакте — соединенный с нами не сознанием, но через само наше существо.

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) — русский философ. Ос­новные издания последних лет: Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии.

№ 10-12. 1991; Избранное. Приложение к «Вопросам философии» («Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Свобода воли») М.: Правда, 1991; Условия абсолютного добра. М.: Издательство политической литературы, 1991 («Условия абсолютного добра», «Характер русского народа»); Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994 («Достоевский и его христианское миропонимание», «Ценность и бытие», «Бог и мировое зло»); Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995 («Типы мировоззрений», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Идеал- реализм»); Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998; История русской философии. М.: Сварог и К., 2000. — Прим. ред.

Франк Семен Людвигович (1877-1950) — русский философ. Основные издания последних лет: Сочинения. М.: Правда, 1990 («Непостижимое», «Кру­шение кумиров», три статьи); Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 («Духовные основы общества», «Смысл жизни», «С нами Бог», «Свет во тьме», «Русское мировоззрение». С приложением библиографии С.Л. Франка); Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996 (Сборник статей); Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997; Непрочитанное... Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований, 2001 (Статьи. Письма. Философский днев­ник. Воспоминания о П.Б. Струве). — Прим. ред.

Солидаризм и философия

247

Русские политические течения XX века, консервативные или ра­дикальные, по существу своему предреволюционны и, как таковые, опирались на узкую партийность, разделенность. Вот почему они и не могли воспринять объединяющую, связывающую, синтезирующую тенденцию русской философии и находятся в отрыве от нее. Русский солидаризм как явление, главным образом, пореволюционное сумел, наоборот, дать этой тенденции социальную формулировку. Солида­ризм — не философское учение, но во всякой стране он так или иначе связан с местной философской спецификой.

С.А. Левицкий , доктор философии и член организации россий­ских солидаристов (НТС), взял на себя задачу изучения связи меж­ду философией и солидаризмом.

В своем основном труде «Основы органического мировоззрения» (1947) он развивает идею об иерархи­ческом, органическом строении мира, проникнутом бессознатель­ной солидарностью, становящейся сознательной на высших ступенях развития.

«Так как, — говорит Левицкий, — каждое органическое целое представляет собой иерархически упорядоченный союз множества целых низшего порядка и само включено в цельность высшего поряд­ка, то можно сказать, что принцип солидарности заключен уже в са­мом строении органического целого. Без этой инстинктивной соли­дарности внутри данного организма этот организм распался бы. Органические части организма объединены между собой солидар­ным служением целому. Эта внутрииндивидуальная солидарность на­столько первична, что, вероятно, будет с трудом усвоена умами, слишком привыкшими к механистическим шаблонам мысли. Однако она составляет первофеномен жизни». Особенно важно, что Левиц­кий рассматривает солидарность не как явление статического мира, а как фактор эволюционного процесса. Это придает его учению динамический характер».

Из краткого обзора видно, что и французский, и немецкий, и русский солидаризм тесно связан с развитием местной философии. Отметим также, что всякая философская теория, с которой так или иначе связан солидаризм в любой стране, содержит учение о

Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического миро­воззрения» и статьи о солидаризме. М.: Посев, 2003. — Прим. ред.

248

И.В. Вощинин

целенаправленном развитии если не всего мира, то по крайней мере человеческого общества. Французские солидаристы всегда оптимис­тически верили в теорию прогресса, хотя и принимали предосте­режение Ренувье о том, что ничто не гарантировано абсолютно в этом мире. Анализ учения о прогрессе немецкого солидаризма был сделан швейцарцем Гэли в его «Социологии солидаризма» (1943). Что каса­ется русского солидаризма, то идея развития мира была подробно раз­работана С.А. Левицким

<< | >>
Источник: В.А. Сендеров.. Портрет солидаризма. Идеи и люди. 2007

Еще по теме Русский солидаризм и философия:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЛИДАРИЗМА
  2. В.В. Помогаев ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО СТРОЯ РУССКОГО СОЛИДАРИЗМА
  3. Немецкий солидаризм и философия
  4. Французский солидаризм и философия
  5. //. Философия солидаризма и ее истоки
  6. Игорь Вощинин СОЛИДАРИЗМ И ФИЛОСОФИЯ
  7. СОВРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ И ПРЕДСТОЯЩАЯ ЭПОХА (Философия солидаризма)
  8. 8.1. Становление русской философии
  9. Русская философия.
  10. 8.2. Философия русского Просвещения
  11. 8.4. Русская философия о судьбе России
  12. Лекция 11. Русская национальная философия (XI-XIX вв.)
  13. 8.3. Философия «русского космизма»
  14. 1.1. Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека
  15. Михаил Тюренков РУССКИЙ ФИЛОСОФ-СОЛИДАРИСТ
  16. 1 Единство истоков русской и украинской философии.
  17. ГЛАВА 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  18. Темы 20, 21 Особенности русской философии
  19. Русский вариант „союза“ гегелевской философии с социализмом
  20. НЕОИДЕАЛИЗМ B РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА НАЧАЛА XX BEKA