<<
>>

VI. Труд и его плоды

Труд — это творческое раскрытие человека, которому в силу из­начального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Госпо­да. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни.

Слово Божие не только обращает внимание людей на необходи­мость ежедневного труда, но и задает его особый ритм. Четвертая за­поведь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Гос­поду Богу твоему» (Исх. 20, 8-10). Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с божественным творчеством: при сотворении мира «благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих » (Быт. 2, 3). Сей день должен быть по­священ Господу, с тем чтобы повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца. Вместе с тем деятельные проявления милосердия и бескорыстная помощь ближним не являются нарушением заповеди: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.

2, 27). В хрис­тианской традиции с апостольских времен днем свободным от труда стал первый день седмицы — день Воскресения Христова.

Совершенствование орудий и методов труда, его профессио­нальное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося об­устроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически.

С христианской точки зрения труд сам по себе не является безу­словной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке.

Труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а так­же на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти.

37 Священное Писание свидетельствует о двух нравственных по­буждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отя­гощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Этическое значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учи­тели Церкви.

Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, дол­жен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор. 9. 7, 10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом.

Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к спра­ведливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств.

<< | >>
Источник: В.А. Сендеров.. Портрет солидаризма. Идеи и люди. 2007

Еще по теме VI. Труд и его плоды:

  1. 2.6. Труд инженера и его новая роль
  2. § 63. Приобретение права собственности на плоды
  3. § 63. Приобретение права собственности на плоды
  4. ПЛОДЫ ЭДЕМА
  5. IV. ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ МОЛИТВЫ
  6. §906. Нравственность – это дух определённого народа, который вбирает в себя его культуру, его историю, его религию, его традиции и законы.
  7. НАЕМНЫЙ ТРУД
  8. 2. ТРУД И ГОСПОДСТВО
  9. 1. Труд и заработная плата
  10. 2. Мораль и труд. Человек и вещь
  11. § 1. Труд как фактор производства