/. Вырождение либерализма
Либерализм наполнил собою целую эпоху. С тех пор как один из крупных промышленников Франции на совещании, созванном великим опекуном французской индустрии и торговли Кольбером, сказал ему «laissez nousfaire», то есть предоставьте нам больше свободы, не вмешивайтесь в наши дела, эти слова стали догматом эпохи и еще до сих пор не утратили своей магической силы.
Учение А. Смита и классической школы, обосновавшей экономический либерализм и сводившей к минимуму вмешательство государства в свободную игру личных интересов, наиболее отвечало потребностям времени и лучше всего характеризовало эпоху промышленного переворота, когда инициативою и творчеством частных лиц творились подлинные чудеса. Такое крупное сооружение, как система каналов в Англии, родилось благодаря инициативе ливерпульских купцов; без поощрения, без участия законодательства, каким-то стихийным образом возникла эксплуатация минеральных богатств северной Англии, выросли большие фабрики Манчестера и других городов. Все это вырастало стихийно и слагалось из множества интересов отдельных личностей, действовавших в одном направлении, не боявшихся риска и увлекавшихся поставленной ими самими целью. Для этой эпохи характерны также неутомимые искатели вроде Аркрайта, который из парикмахера превратился в изобретателя и умер миллионером.80
Г.К. Гинс
Руководящая идея нашего века
81
В соответствии с общим направлением государственной политики либерализм в эту эпоху распространился и на внутреннюю жизнь государства. Законодательство охраняло неотъемлемые права граждан, признавая их свободу и равенство, а само государство рассматривалось как совокупность свободных личностей, управляемых согласно воле большинства.
Равенство прав и возможность участия в политике государства, вместе со свободою договоров и конкуренции, создавало наиболее благоприятную атмосферу для предпринимателя.
Идеи либерализма были настолько жизненны, что они глубоко проникли в сознание, в доктрины, в законодательство, и до сих пор их влияние очень велико. Можно сказать, что они освещали путь человечества, вносили покой в его сознание, оправдывали несовершенства социального уклада и поддерживали государственный порядок, составляя основу конституций. И до сих пор учебники гражданского права повторяют азбуку либерализма, изображая частную собственность, свободу договоров, конкуренцию и наследование как непоколебимые основы гражданского общества.А между тем в недрах либерального порядка назревали глубокие преобразования. Капитализм, дитя либеральной системы, вырос в сверхкапитализм. Гигантские организации капитала заслонили собою индивидуальное начало. Классовая борьба, развившаяся внутри капиталистического общества, заставила организоваться рабочих и предпринимателей. Мощные профессиональные и предпринимательские организации становятся лицом к лицу, защищая общие интересы класса, а не интересы отдельных лиц. Индивида покрывают теперь коллективные организации, и общество утрачивает, таким образом, свой прежний индивидуалистический характер, обращаясь в совокупность групповых организаций.
Принципы индивидуализма и либерализма пошатнулись.
По мере распространения индустриализации конкуренция становилась все более острою и создавала опасность потери прибыли и превращения дел в бездоходные. Предприниматели стали стремиться к ограничению конкуренции. Отсюда происхождение трестов и синдикатов и поглощение мелких предприятий гигантскими. Вновь возникшие промышленные гиганты требовали огромных капиталов. Их могли дать только банки. Таким образом, экономическое могущество переходило постепенно к финансистам. Несмотря на значительные
улучшения в положении трудящихся, контрасты в экономическом положении отдельных групп населения стали слишком резкими. Несмотря на свободу конкуренции, во всех важнейших отраслях промышленности стала господствовать монополия. Потребители оказались фактически во власти производителей.
Основы хозяйственного строя подвергались, таким образом, существенному изменению.В связи с этим государство не могло оставаться по-прежнему пассивным наблюдателем, «ночным сторожем», по выражению Лас-саля. В период раннего капитализма оно сочувствовало экономическому соревнованию и предоставляло свободу классовой борьбе. Но по мере усиления профессиональных организаций и возрастания могущества промышленных и финансовых магнатов государство не могло уже оставаться только зрителем. Оно начало создавать свои предприятия, вмешиваться в борьбу классов, регулировать взаимоотношения предпринимателей и рабочих и направлять деятельность крупных предприятий сообразно потребностям государства.
Таким образом, активность и влияние государства в хозяйственной жизни повышались. То подчиняя борющиеся силы принудительному порядку, то сосредотачивая в своих руках некоторые производства и контроль над промышленностью, торговлею и финансами, государство постепенно ограничивает экономическую свободу, а это, в свою очередь, вызывает необходимость обособления политической власти от влияния могущественных экономических групп, т.е. расширения государственной власти и придания большей авторитетности государству. Таким образом, кризис экономического либерализма затрагивает и политические проблемы. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь неизбежно усиливает его властность вообще.
Изменилось строение общества, изменился и характер государства. Оно должно теперь связывать между собою эти отдельные группы, согласовывать их интересы. Каждую группу сплачивает солидарность ее участников, сознание общности интересов и выгодности совместных действий. Государство согласовывает интересы всех этих групп и объединяет их во имя высокой национальной солидарности.
Второе существенное явление нашего времени — ограничение частных прав, преимущественно права собственности и свободы договоров. Современное правосознание не допускает, чтобы владелец земель оставлял их незапаханными, в то время как страна нуждается в продовольствии, или чтобы торговец скрывал товары или
82
Г.К.
Гинсискусственно вздувал цены, когда почувствуется товарный голод, или чтобы банкир подрывал спекуляцией курс национальной валюты в период валютного кризиса. Законодательство Первой мировой войны подготовило в этом отношении всевозможные ограничения, которые вызвали осознание, что «собственность есть обязанность», как это было сформулировано в Веймарской конституции II Рейха. Во время Второй мировой войны ограничения частных прав пошли еще дальше, и после войны в ряде стран они остались в силе, послужив основою ряда социальных реформ. Пропаганда социалистических идей подготовила благоприятные условия для восприятия новых идей и нового порядка, характеризующего отмирание либерального режима.
Полномочия власти и степень ограничения частных прав должны соответствовать поставленной цели. Они неизбежно растут, пока не будет сформулирована руководящая идея нового порядка.
Такою идеей должен стать, по нашему мнению, солидаризм. Со-лидаризм рисует себе общество как сложное сооружение, поднимающееся от индивидов — через ряд всевозможных групповых организаций — к государственной вершине, все связывающей, но опирающейся на самостоятельность и самоопределение свободных индивидов и групп.
Когда в порядке естественной эволюции и под влиянием критики социалистов либерализм утратил свой престиж, мир потерял руководящую идею. Социализм, по крайней мере в его советском варианте, не выдержал практического экзамена и не занял освободившегося места. Но жизнь не останавливается, и постепенно стал нарождаться новый порядок, который вытесняет старые либеральные начала в капиталистических государствах.
Прежде всего, классовая борьба и конкуренция создали, как уже указывалось, необходимость в организации разных групп населения. Объединяются рабочие, предприниматели и потребители, и государству уже приходится иметь дело не с распыленной массой независимых и не связанных друг с другом индивидов, а с могущественными тред-юнионами, союзами предпринимателей, трестами и кооперативами.
Таким образом, параллельно с фактическими изменениями общественного строя и хозяйственного уклада происходит эволюция социальных и политических идей на пути от либерализма к со-лидаризму.
83
Еще по теме /. Вырождение либерализма:
- Вступление Исторические источники либерализма.— Сущность либерализма.— Гражданский строй.— Административный строй.— Конституционный строй.— Политический радикализм.— Антиреволюционная сущность либерализма.
- 1. Либерализм
- Либерализм
- Либерализм
- Возрождение и новейший кризис либерализма
- § 3. Конституционализм и либерализм
- Так наступилисумерки либерализма
- ЛИБЕРАЛИЗМ (статья из БСЭ, 1938 г.)
- ЛЕКЦИЯ 7. Русский либерализм и его основные течения
- ЛИБЕРАЛИЗМ B CCCP
- E. В. Спекторский ЛИБЕРАЛИЗМ
- § 4. Немецкий либерализм
- ЛЕКЦИЯ 8. Кружковый либерализм
- ЛЕКЦИЯ 9. Сановный либерализм
- Французский либерализм