<<
>>

Английский либерализм

B Англии идеи экономического и политического либерализма нашли свое выражение в сочинениях Иеремии Бентама (1748—J832).

Идеи Бентама при его жизни пользовались большим влиянием и популярностью, поскольку явились теоретическим обоснованием свободного предпринимательства и буржуазного строя.

Бентам — теоретик утилитаризма — доктрины о «мере» человеческого счастья. Так, в своих учениях о морали, о государстве и праве он исходил из принципа пользы. Удовольствие и страдание, по Бентаму, — мера всех вещей, полезность или бесполезность человеческого существования. Это положение Бентам считал аксиомой.

Выдвинув личную пользу, выгоду в качестве основания общественных отношений и критерия морали, он заявляет, что стремление к личной выгоде соответствует принципу наибольшего счастья наибольшего числа людей. Бентам стремится обосновать мысль, что в буржуазном обществе интересы собственников совпадают с интересами общества в целом или, по крайней мерс, с интересами большинства.

Государство должно оградить индивидов от страданий, законодательно закрепив фундаментальные права и гарантируя их соблюдение.

Мыслитель считает, что главная задача морали и главная задача законодателя — указать, в чем состоит наибольшая польза человеку как социальному существу.

Кроме того, законодатель должен учесть последствия от издания закона. Он должен принять во внимание при этом, что самое издание закона есть некое зло, ибо всякий закон, по его мнению, стесняет в какой-то мере свободу индивида. Сочетая наказание и поощрение, законодатель должен направлять поведение человека к достижению собственной и общественной пользы.

Бентам считает, что общественный договор — это фикция, не способная дать ответ на вопрос об основаниях и пределах государственной власти. Естественный закон и естественное право, заявляет он, также фикции, поскольку существует только положительное право, созданное государством.

По мнению Бентама, право — это выражение воли государства, поэтому закон можно рассматривать как форму права. Являясь сторонником закона как совершенной формы права, Бентам выступает против прецедентного права Великобритании, предлагая в качестве средства преодоления его недостатков кодификацию права.

B вопросе об идеальной форме государства Бентам не пришел к окончательному выбору. Форма правления, способная гарантировать гражданские права и свободы, обеспечить «наибольшую сумму счастья как можно большего числа людей», по мнению Бентама, считается совершенной.

Тем нс менее он отдает предпочтение представительной демократии, при которой высшие органы государственной власти формируются на избирательной основе, а население обладает учредительной властью, т.е. правом принятия конституции. Высшая законодательная власть должна быть представлена однопалатным парламентом; исполнительная власть назначается парламентом и ответственна перед ним.

Стремление к освобождению законодательства от феодальных оков, приведению его в соответствие с духом времени, видение цели государства и права в создании «наибольшего счастья наибольшему числу людей» — в этом состоит заслуга Бентама перед современниками и потомками.

Политико-правовые взгляды Бентама оказали влияние на развитие западной и российской политико-правовой мысли и юридической практики.

17.6.

<< | >>
Источник: Н.Д. Амаглобели. История политических и правовых учений. 2012

Еще по теме Английский либерализм:

  1. § 2. Английский либерализм
  2. Английский либерализм
  3. Вступление Исторические источники либерализма.— Сущность либерализма.— Гражданский строй.— Административный строй.— Конституционный строй.— Политический радикализм.— Антиреволюционная сущность либерализма.
  4. О судьбах английского консерватизма: Бенджамин Дизраэли Английский консерватизм: предыстория
  5. Либерализм
  6. 1. Либерализм
  7. Либерализм
  8. Возрождение и новейший кризис либерализма
  9. § 3. Конституционализм и либерализм
  10. E. В. Спекторский ЛИБЕРАЛИЗМ
  11. § 4. Немецкий либерализм
  12. Так наступилисумерки либерализма
  13. /. Вырождение либерализма
  14. ЛИБЕРАЛИЗМ (статья из БСЭ, 1938 г.)
  15. ЛЕКЦИЯ 7. Русский либерализм и его основные течения