<<
>>

B апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».

B соответствии с ним РАПП прекратила существование. Немецкий историк и искусствовед Карл Аймермахер справедливо указывал, что «Сталин предпочел «организационное» решение проблем, вызванных РАППом и это означало, что для него речь шла прежде всего об «организационном» устройстве писателей и всех групп»[592].

Творческая интеллигенция, объединившаяся в профессиональные союзы, получает значительные льготы и привилегии. Фактически она становится элитой общества, особым сословием. По этому поводу очень точно высказался Эдвард Радзинский: «Отняв свободу, Хозяин с восточной щедростью наградил членов новых Союзов. Великолепные бесплатные мастерские и продовольственные пайки в то голодное время получили художники. Ho особенно щедр он к писателям — отдельные квартиры, загородные дома и сытые пайки подчеркивали особую важность в идеологии “инженеров человеческих душ”. B обмен на свободу деятели культуры станут одной из самых престижных, самых высокооплачиваемых групп в его Империи»[593].

K этому следует добавить, что произошедшая после крушения империи коммерциализация искусства не привела творческую интеллигенцию (вопреки ожиданиям!) к желаемому обретению свободы[594]. Зависимость от власти сменилась для художника зависимостью от коммерческой выгоды[595] творческого проекта — как в литературе, так и в других видах искусства, например, кино.

Ha мой взгляд, весьма интересно представить художественные вкусы вождя. Так, одним из самых любимых писателей Сталина был Чехов. Цитаты из классиков — Чехова, Гоголя, Сталин довольно часто использовал в своих политических выступлениях[596].

Некоторые исследователи справедливо называли подход, заключающийся в презумпции, что Сталин оказывал на всех жесткое давление — не более чем «удобным штампом».

По их мнению, реальность выглядела несколько иначе. «Партийные и советские органы вели репрессивную политику не в противодействии с влиятельными слоями художественной общественности, а в союзе и контакте с ними. Бывало порою и совсем иначе. ЦК партии и генсек защищали одних интеллигентов от других, приобретших немалую власть и жестко подавляющих всех остальных»[597].

Интересно проследить отношение Сталина к творчеству Михаила Булгакова. Исследователи отмечали, что «всевластный правитель страны неоднократно смотрел мхатовский спектакль по этой пьесе {«Дни Турбиных» — В.Б.), одобрительно отзывался об авторе, звонил емудомой по телефону, помог устроиться на работу во МХАТ. B дневнике E.C. Булгаковой более 50 раз, в той или иной связи, называется имя Сталина»[598].

Вместе с тем, историки отмечали «двойственность», с которой Сталин относился к известному писателю: «В отдельные периоды создавалось впечатление, что левой рукой правитель спасал Булгакова, а правой — санкционировал и даже направлял его всеобщую травлю»[599].

Кстати, в качестве примера такой «двойственности» вполне можно привести и одно из писем Сталина. B нем он отмечал: «“Бег” Булгакова... есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление»[600]. Интересно и следующее замечание генсека. «Почемутакчас- то ставят на сцене пьесы Булгакова?» — вопрошал Сталин. И тут же отвечал: «Потому, должно быть, что своих пьес, годныхдля постановки, не хватает. Ha безрыбьи даже «Дни Турбиных» — рыба. Конечно, очень легко «критиковать» и требовать запрета в отношении непролетарской литературы. Ho самое легкое нельзя считать самым хорошим. Дело не в запрете, а в том, чтобы шаг за шагом выживать со сцены старую и новую непролетарскую макулатуру в порядке соревнования, путем создания могущих ее заменить настоящих, интересных, художественных пьес советского характера.

...Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда»[601].

B качестве адекватной оценки вышесказанного, на мой взгляд, следует привести следующий вывод: «Проливая бальзам на душу своего адресата, он {Сталин — В.Б.) причисляет к «макулатуре» булгаковскую пьесу. Ho какая же цена советским пьесам, если они не могут с ней соревноваться. Лукаво пишет вождь, лукаво»[602]. Причина же такого прагматического лукавства, по мнению исследователей, заключается в том, что «...Сталин смотрит на проблему с общегосударственной точки зрения. Его прагматизм, если так можно выразиться, более широкий, объемный, учитывающий и вопросы художественности, и потому кажется менее последовательным»[603].

Историки отмечали, что аналогичную формулу {болъшеполъзы, чем вреда! — В.Б.) Сталин также использовал, «высказываясь о спектаклях типа «Горячего сердца» или оперы «Князь Игорь»: советских пьес и опер мало, а то и, если говорить об операх, вовсе нет, надо ставить классику»[604].

Огромное значение придавал Сталин повышению образовательного уровня народа[605].

Кроме того, Сталин всегда придавал серьезное значение развитию в стране науки[606], в том числе и фундаментальной.

Следует отметить, что о важности развития науки и, в первую очередь, фундаментальной не перестают спорить и современные политические деятели. Вот, например, что писал по этому поводу столичный градоначальник Юрий Лужков: «Национальные перспективные программы большинства развитых стран уже в течение нескольких десятилетий абсолютно последовательны в своих главных приоритетах — поддерживать должные затраты на фундаментальную науку и увеличивать бюджетные ассигнования на прикладные исследования. Ясно, что судьба России как государства, включающегося в конкуренцию на мировом рынке, во многом зависит от перспектив ее научного потенциала. ...Наука — это не та область, которую можно финансировать частично, получая неполный результат. Финансируя науку наполовину ее потребностей, нельзя рассчитывать на какие-то серьезные достижения»[607].

<< | >>
Источник: ВЛАДИМИР БЕРЕЗКО. ЛЕНИН И СТАЛИН: ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ВЛАСТИ. 2007

Еще по теме B апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».:

  1. Тема 18. Советское государство и право в период перестройки (апрель 1985 г. - декабрь 1991 г.)
  2. Историко-литературный аспект Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.
  3. Франция, 1932-1938
  4. ГОЛОД 1932 — 1933 гг.
  5. Реакция на кризис в мире и отдельных странах, 1929-1932
  6. Оплата отпуска по беременности и родам в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно)
  7. За четыре года мир будто шагнул из 1870 года в 1940 год.
  8. Принять выход из сознания жертвы
  9. Литературные жанры
  10. Задание 3. Организации предоставлена ссуда в сумме 400 тыс. руб. под 33% годовых на срок с 1 янв по 1 апр текущего года. Определить подлежащую возврату сумму, если долг гаситс
  11. Литературные вкусы и мировоззрение
  12. Место партии в перестройке
  13. Приведение литературных аргументов в сочинениях публицистического стиля