<<
>>

XV. H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. 1828—1889.

Одно из величайших преступлений, каким запятнал себя царский режим, было совершено тотчас после отмены крепост-

Iit

ного права, в первые годы царствования Александра II, названного лакействующими буржуазными историками «царем освободителем»,—60 лет тому назад: 25-го июня (12-го по старому стилю) 1862 г.

был арестован Николай Гаврилович Чернышевский, арестован с тем, чтоб духовно убить его, чтоб вычеркнуть навсегда из списка активных борцов за просвещение и освобождение народных масс. Кто такой был Чернышевский?' Сын священника, родившийся в Саратове в 1828 r., он с детских лет проявлял необыкновенные способности. Окончив семинарию и потом Петербургский университет, он сделался величайшим русским ученым своего времени и первым вполне сознательным, глубоко убежденным русским социалистом. «Великий русский ученый и критик»,—так печатно назвал его Маркс, обыкновенно весьма скупой на похвалы. И. действи- тельно, ггіубокий и остроумный философ-материалист, первоклассный историк и экономист, литературный критик, блестящий публицист, т.-е.
писатель по злободневным политическим вопросам, а со времени ареста и романист, написавший в крепости знаменитый роман «Что делать»,—он во всех областях мысли не имел себе равных в тогдашней России и везде умел сказать свое собственное, оригинальное, умное и нужное слово. Он был настоящий революционер мысли, который подвергал меткой и уничтожающей критике как все старые понятия, так и новейшее пустословие либеральных говорунов. Поэтому его возненавидели не только правительственные реакционеры, но и все либералы, воспевавшие «эпоху великих реформ» Александра II. Затоон сделался любимым идейными вождем, сделался кумиром новой тогда общественной силы, демократического студенчества, этого разночинного интеллигентного пролетариата.
A журнал «Современник», который он редактировал вместе с поэтом Некрасовым и в котором писал свои критические статьи его младший друг и единомышленник Добролюбов,—этот журнал сделался евангелием революционной молодежи. Чернышевский был убежден в неизбежности в России глубокой социальной революции; но он отличался от тогдашних молодых и горячих революционеров тем, что не верил в ее близость. Впрочем, когда в 1861 и 1862r.r. началисьмассовые крестьянскиевосстания, Чернышевский тоже'увлекся и написал революционную прокламацию «К барским крестьяцам». Ho она не была даже напечатана, и ее никто не увидел, кроме провокатора, который и выдал Чернышевского. И ненавидевшее его правительство, боявшееся его революционного влияния на молодежь, воспользовалось первым доносом, чтоб избавиться от этого великана мысли. Хотя арестованный Чернышевский упорно отрицал свою вину, хотя никаких улик против него, кроме голословного доноса, не было, он все же, после двух лет крепости, был приговорен к 6 годам каторги. И после отбытия ее мстительное и трусди- вое правительство Александра II отправило его в дикий угол Якутской области, в Вилюйск, где этот «светоч науки опальной» должен был прозябать долгие мучительные годы, без возможности умственного труда, в полном одиночестве, под неусыпным надзором специально приставленных к нему жандармов. Он медленно погибал'духовной смертью, но ни разу не дрогнула его душа, и с презрением отвергал он все делавшиеся ему предложения просить о помиловании. Несколько раз революционеры неудачно пытались освободить его. Европейская прогрессивная печать возмущалась жестокостью русского правительства. Ho оно осталось непреклонным. Илишь в 1883 r., когда революционное движение было-сломлено надолго, царь Александр III разрешил Чернышевскому вернуться из Сибири и поселиться под строжайшим надзором полиции в Астрахани. Только за год до смерти ему позволено было переехать в родной город Саратов, где он и умер в 1889 г. Эти последние годы он проявил удивительную литературную производительность, особенно как переводчик с иностранных языков многотомных сочинений по истории.
Ho могучий дух его был надломлен. Он был словно выходец из далекого прошлого, не понимал современной ему жизни и не мог создать ничего, равного по силе и таланту тому, что он писал в 50-х и 60-х годах.

C мучительно-обидным сознанием, что жизнь его бессмысленно загублена свирепой самодержавной кликой, он и умер. И дблго еще нельзя было в русской литературе упоминать даже имя его.

Как социалист, Чернышевский был последователем Фурье. B своем романе «Что делать» он с увлечением доказывал все выгоды совместной работы и совместного, коллективного потребления и в ярких, радужных картинах рисовал счастливую будущность человечества в социалистическом обществе. Чернышевский необычайно высоко ценил Фурье и ставил его наряду с другими мыслителями, идеи которых он проповедывал: германскими философами Гегелем и Фейербахом, при чем от Гегеля он, так же, как и Маркс, заимствовал его диалектический метод, а от Фейербаха—его материалистическое миросозерцание.

Ho, ценя Фурье за правильное понимание всех выгод социалистического строя, Чернышевский резко расходился с ним в выборе путей к социализму и в этом отношении был скорее последователем Бланки. Он зло смеялся над надеждой социалистов-утопистов убедить высшие классы хорошими словами и примерами. «Кому охота слушаться увещаний, не поддержанных штыками!» говорил он. Он верил в-великую роль революционной силы в истории, обвинял европейских социа листов в том, что они не умели пользоваться благоприятным моментом для захвата власти. Чернышевский признавал необходимость революционной диктатуры и притом такой, которая не отличается особой щепетильностью в выборе средств. Ковать железо надо, пока оно горячо. «Но известно, что не может ковать железо тот, кто боится потревожить сонных людей стуком. Только энергия может вести к успеху, хотя бы K половинному, если полного успеха почти никогда не дает история; «а энергия состоит в том, чтобы не колеблясь принимать такие мерк, какие нужны для успеха».

Будучи таким образом в области революционной тактики предшественником русских большевиков, Чернышевский B то же время, вместе с своим младшим другом Добролюбовым, может считаться духовным отцом русскогонародничества.так как он полагал, что крестьянская община может, минуя капитализм, перейти в высшую форму социализма.

C сочинениями Маркса Чернышевский, повидимому, не был знаком; но ^ы находим у него много блестящих мыслей, близких к марксизму. И нет никакого сомнения, что, если б царское правительство не убило его духовно, он был бы первым последователем и учителем марксизма в России.

<< | >>
Источник: Б. И. ГОРЕВ. OT TOMACA MOPA ДО ЛЕНИНА 1516—1917. 1922

Еще по теме XV. H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. 1828—1889.:

  1. Политические и правовые взгляды Н.Г. Чернышевского
  2. ЛЕКЦИЯ 11. Шестидесятники. Н.Г. Чернышевский
  3. Конституция 1889 года
  4. КОНСТИТУЦИЯ 1889 Г.
  5. 2. Конституция 1889 г.
  6. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И П. Л. ЛАВРОВ О РОЛИ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ[64]
  7. ТУРКМАНЧАЙСКИЙ ДОГОВОР 1828 г. МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАНОМ
  8. РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1828 — 1829 гг.
  9. Хартия 1826 г. Гражданская война 1828-1834 гг.
  10. Франсуа Гизо О ХАРАКТЕРЕ САЛИЧЕСКОГО ЗАКОНА (1828 г.)
  11. ИППОЛИТ АДОЛЬФ ТЭН (HYPPOLIT TAINE. 1828-1893).
  12. Августин Тьерри О ПРИЧИНАХ ПАДЕНИЯ КАРОЛИНГОВ ВО ФРАНЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЯ КАПЕТИНГОВ (в 1828 г.)
  13. Правовое положение волостного суда как органа крестьянского правосудия в условиях правовых преобразований 1889 г.