<<
>>

Идея ограниченности национального пространства и находящихся в нем ресурсов;

Рассмотрение немцев как «молодого народа» - что, помимо признания его творческого потенциала, выводило его из-под культурно-цивилизационных стандартов «чужеродного» романского (т.е.

католического в своей основе) мира;

Этатизм - помещение государства в центр культурной и политической жизни, наделение его функцией консолидации и мобилизации всех ресурсов народа в целях будущих свершений;

Милитаризм - рассмотрение войны как естественного, дополнительного (и даже основного) инструмента политики, средства решения национальных задач;

Консервативный революционизм и радикализм - стремление разрушить неестественный и унижающий нацию политический и социальный порядок, с целью учредить (восстановить) порядок более органический, основанный на национальных ценностях.

Очевидно, что весь этот комплекс идей, убеждений и верований едва ли был совместим с принципами эволюционного, творческого и центристского консерватизма. В этой связи очень важно выяснить исторические, но прежде

всего - идейные и мировоззренческие истоки германского мобилизационного мифа, приведшего в ХХ веке к драматическим последствиям для многих стран и народов.

Истоком описанного выше мировоззренческого надлома стала Реформация - своеобразная экстатическая и революционная реакция немецкого национального самосознания на катастрофу (вернее, на феномены катастрофического сознания, сложившиеся на рубеже XV- XVI веков), которая одновременно выступала как механизм радикализации национального самосознания в ответ на угрозу достоинству народа и самим основаниям его жизни. Выход из ситуации многовекового безвременья, связанного с ожиданиями общеевропейской катастрофы и даже конца света, а равно и способ возвышения «маленького немецкого человека» заключался в глубоком переосмыслении самой сути христианского учения: оправдание через веру ставило верующего выше любых церковных институций, авторитетов и установлений, давая ему надежду на спасение благодаря индивидуальному духовному усилию.

Обобщенно, целями Реформации как движение являлись исправление официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации (и обрядности), пересмотр взаимоотношений церкви и государства.

Сторонники Реформации в Германии подразделялись на два основных направления - умеренное и радикальное. Умеренное направление составляли представители низшего дворянства (т.н. имперские рыцари, идеологами движения которых были Ульрих фон Гуттен и Генрих фон Зиккинген), бюргерство и часть светских князей, рассчитывавших использовать движение для конфискации церковных земель и получения большей самостоятельности от Священной Римской империи Германской нации (именно они незадолго до выступления Лютера отправили в Рим знаменитые «Сто обид немецкой нации» - своеобразную «жалобную книгу» от сословий). Перечисленные слои вы-

ступали за умеренные и ограниченные по масштабу реформы - формирование дешевой национальной церкви, упразднение влияния Ватикана, укрепление светской власти (общеимперской или княжеской). К радикальному направлению (или крылу) Реформации относились крестьяне и плебейские слои города, выдвигавшие радикальные требования о полном упразднении феодальных отношений и учреждении социального равенства. Общими для обоих направлений Реформации было признание принципа «оправдания верой», предпочтение Священного Писания перед Священным Преданием (история церкви, подвигов ее святых и других благих деяний, которые обеспечивали ей авторитет), а также права мирян «оправдываться верой» без посредничества священников.

Идейным вдохновителем и крупнейшим идеологом Реформации стал немецкий теолог, бывший монах августин- ского ордена Мартин Лютер (1483 - 1546). Сын саксонского горного мастера, рано переживший разочарование в жизни (из-за осознания непреодолимой греховности человека) рано ушедший в доминиканский монастырь. Впоследствии курфюрст саксонский Фридрих Мудрый пригласил его на должность профессора созданного им в Виттенберге университета. Его заслуга состоит в формулировке религиозных и политических лозунгов, которые сплотили сторонников Реформации на первом ее этапе.

Собственно Реформация началась с того, что Мартин Лютер (в ответ на решение папы Римского продать в Германии очередную партию индульгенций для финансирования строительства собора святого Петра в Риме) прикрепил 31 октября 1517 к входу к одной из церквей города Виттенберга свои знаменитые «95 тезисов» (в которой он осудил несовместимые с духом христианства папские индульгенции, и прежде всего - порядки и нравы римской курии), и той реакции, которую они вызвали. При этом политические позиции самого Лютера менялись - так, первоначально он обращался

к недовольному существующими порядками рыцарству («священному дворянству германской нации») с призывом созвать собор, лишить папу светской власти и провести реформу церкви, попутно защищая земледельцев против купцов («Всякий, кто владеет сотней гульденов, может ежегодно сожрать одного мужика, сидя за печкой и угощаясь пирогом»). При этом Лютер после получения поддержки от земельных князей после Вормского рейхстага 1521 года отказался от всяких намеков на радикализм, поддержав весьма умеренную политическую платформу «княжеской партии» (желавшей ослабления власти Ватикана и экспроприации его земельных владений в Германии), резко осудив восставших крестьян и призывая к расправе над ними. В последние годы своей жизни реформатор страдал от сильных депрессий, окончив свою жизнь в 1546 г. на полпути к родному городу.

Лютеровская программа реформы церкви получила закрепление в т. н. Аугсбургском вероисповедании (1555), составленного его сторонником Филиппом Меланхтоном и ставшем своеобразным компромиссом между сторонниками и противниками Реформации после нескольких десятилетий тяжелой и кровопролитной борьбы.

Главное же для нас заключается в том, что своими идеями Лютер способствовал созданию не просто более дешевой, но именно национальной церкви, а также укреплению национальной и культурной идентичности, переведя Библию на немецкий язык. В то же время своими идеями он воспрепятствовал процессу политического объединения Германии, посодействовав ее конфессиональному расколу и отложив объединение на несколько столетий.

Реформация в Германии вылилась гражданскую войну, которая отбросила страну в развитии на десятилетия назад. При этом М. Лютер отказывался от какого-либо радикального переустройства германской государственности, и его политическим идеалом оставалась свободная от церковных

ограничений светская княжеская власть (т.н. модель «княжеского абсолютизма»). Последний представлял собой не вполне равноценную замену католическому универсализму Габсбургов, пытавшихся объединить Германию (тогдашнюю Священную Римскую Империю Германской нации) на принципах конфессионального единства (проект Карла V Габсбурга, последнего из коронованных в Риме императоров, отказавшегося утвердить Аугсбургский мир и оставившего это неоднозначное политическое наследие своим потомкам)[8]. Последнее могло бы заложить фундамент для эволюционного, творческого консерватизма, способного сплотить существовавший тогда «германский мир» и некоторые другие связанные с Империей страны в единое цивилизационное и политическое целое. Однако история выбрала иной путь.

Германский раскол времен Реформации заложил основу для следующей общенациональной катастрофы - Тридцатилетней войны. Выход из послевоенной разрухи, что примечательно, осуществлялся на основе военно-бюрократической модели, сложившейся в Пруссии начиная со второй половины XVII века. Радикализация национального сознания в ответ на вызовы и угрозы национальному достоинству и существованию превратились в своеобразный механизм «вызова-и-ответа». Наряду с этим, именно в XVIII веке оформляется «германский дуализм», в рамках которого «просвещенному абсолютизму» военно-бюрократической монархии Фридриха Великого (1712-1788)[9] противостоят воплощенные в персоне императрицы Марии-Терезии (1717-1780) принципы «непреклонного» католицизма, которая была убеждена в том, что именно религия призвана обеспечить неразрывную связь между монархом и народом. Отныне конкуренция двух этих проектов будет во многом определять содержание «немецкого вопроса», и итоговое

поражение Австрии в X1X веке будет способствовать торжеству более радикальных и этатистских подходов в борьбе за «национальное единство».

Вследствие пережитых ею потрясений и расколов Германия долгое время находилась на периферии европейской истории. Надлом Реформации и катастрофа Тридцатилетней войны поместили ее в состояние своеобразного безвременья, когда национальное самосознание не находило необходимой «почвы» для своего развития. Не имея опыта существования в едином государстве, немцы предпочитали говорить об общности на основе любви к «родной стране» (Heimat). Сама структура Священной римской Империи, ослабленной вследствие войн и кризисов, не предполагала возникновения общенемецкого патриотизма. XVIII век и эпоха Просвещения подтвердили отсутствие необходимых оснований для формирования последнего. Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), к примеру, горько резюмировал еще в 1765 году: «Мы хотим быть патриотами и не имеем даже нации». Ситуация в гораздо большей степени способствовала утверждению космополитического мировоззрения (Weltburgertum).

Оживление идейно-политической жизни Германии началось с конца XVIII в., когда в германские земли постепенно переместился центр политической мысли национально-консервативного толка. Последнее было неслучайным. Революционные войны с 1792 года вызвали во всей Европе не только революционные ожидания, но и одновременно с этим - рост национального самосознания, идею борьбы за права своего народа, которая нередко принимала форму брутального национализма. Трансформации германского самосознания, вызванные к жизни событиями в соседней Франции, выглядели особенно удивительно на фоне давящей и застойной атмосферы еще первых десятилетий XVIII века Великая Французская революция стала своеобразной точкой бифуркации, самим своим примером

приведя широкие слои немецкого общества в движение и способствуя колоссальному эмоциональному подъему.

В ответ на это оживление среди немецкой интеллигенции выделилась группа писателей и публицистов, приверженных идее перемен и республиканского правления. Среди них были такие известные имена, как Фридрих Шиллер (драма «Валленштейн», «История Тридцатилетней войны»), Иоганн-Вольфганг Гете, Иоганн-Готлиб Фихте («Речи к германской нации»), Генрих фон Клейст. Следствием изменившихся настроений стали крестьянские восстания в Бадене, Саксонии, Пфальце. Открыто проявилось и недовольство горожан - так, например, весной 1793 г. произошло восстание ткачей в горных округах Силезии, а в Майнце на короткое время была провозглашена республика. Однако вскоре дороги видных немецких мыслителей разошлись. Разбуженное событиями в соседней Франции и последующим наполеоновским нашествием немецкое национальное сознание сформировало два варианта ответа на вызов истории, и оба они лежали в плоскости культуры. При этом первый вариант ответа был общечеловеческим и творческим, второй - шовинистическим и изоляционистским. Представителями первого направления мысли были упомянутые выше Ф. Шиллер, И.-В. Гете и И.-Г. Гердер, второго - Г. фон Клейст и И.-Г. Фихте. Сам германский национализм родился по европейским меркам достаточно поздно, но постепенно принял достаточно жесткие формы - в чем, проявилась известная закономерность.

В то же время революция в соседней стране, принеся самой Франции упразднение абсолютизма, конституцию и Декларацию прав человека и гражданина, в самой Германии вдохновила прежде всего приверженцев Weltburgertum. Именно под влиянием французских событий Иммануил Кант (1724-1804) пишет свой знаменитый труд «К вечному миру» (1795), где заявляет не только идею мирного сосуществования наций, но и идею единого че-

ловечества. В центре кантовской философии лежит нравственный закон (или категорический императив), требующих от человека поступать так, чтобы его поведение было образцом для других людей («максимой, которая бы стала всеобщим законом»), и подчинялось правилу «относиться к человеку всегда как к цели, и никогда - как к средству». То же время революционный террор и связанные с ними потрясения привели к разочарованию в революции и ее принципах некоторых и числа первоначально приветствовавших ее немецких мыслителей - например, того же самого И.-Г. Гете, выразившего свои сомнения в знаменитой эпопее «Герман и Доротея» (1797).

Продолжателем «общечеловеческой линии» в немецкой мысли выступил выдающийся немецкий философ и историк Иоганн-Готфрид Гердер (1744-1803), выразивший свои взгляды в «Идеях к философии истории человечества» (1784-1791 гг.). Философия Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т.е. к совершенному порядку социально-политического устройства и отношений между людьми. Историческое развитие имеет прогрессивный, восходящий характер, который ведет его к идеалу, но не напрямую, а через эпохи, выразителями духа которых были отдельные выдающиеся народы (Египет, Персия, Греция, Рим, европейские народы, и в том числе немцы).

<< | >>
Источник: С.В. Бирюков, Е.Л. Рябова. Борьба идей и национальное политическое развитие (Франция, Германия, Англия). 2016

Еще по теме Идея ограниченности национального пространства и находящихся в нем ресурсов;:

  1. Производство и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
  2. Национальная идея и поиск самоидентификации
  3. 1.3. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей
  4. Ограниченность ресурсов и их нехватка.
  5. 1.1.3. Экономикс — наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов
  6. 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
  7. 4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  8. Русская идея Права - это, прежде всего, идея Любви.
  9. Стороны движения: пространство и время 332.1. Пространство
  10. 31 ТОПЛИВНО-МИНЕРАЛЬНЫЕ И ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
  11. 2.5 Ресурсы растительного и животного мира (биологические ресурсы)
  12. 3. Рыночное равновесие и спрос на ресурсы. Максимизация прибыли фирмы с учетом спроса на ресурсы
  13. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения Комментарий к статье 12.8
  14. § 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
  15. Методологические основы измерения национального продукта. Система национальных счетов
  16. Тема 5. Национальная экономика. Понятие экономического потенциала, национального богатства и индекса человеческого развития.
  17. 3. Чистый национальный продукт, национальный доход