<<
>>

§ 6. IIe слѣдуетъ думать, что между обоими идеалами цѣнности, установленными такимъ образомъ, существуетъ какое-то основное противорѣчіе—непроходимая пропасть

. Такой пропасти нѣтъ, такъ-же, какъ нѣтъ ея (по ученію новѣйшей физіологіи и психологіи), между субъектомъ и объектомъ. Дѣленіе на субъектъ и объектъ—это только способъ пониманія нами бытія, т.

e. единства человѣческаго я съ природой, это отвлеченіе—я индивидуальнаго отъ неразрывнаго съ пимъ я соціальнаго.

Слѣдовательно, только поверхностно судя, можно было бы утверждать, что цѣнность цѣлей опредѣляется исключительно субъектомъ, цѣнность же средствъ дается исключительно міромъ объективнымъ. Болѣе основательное углубленіе въ природу человѣка и вещей покажетъ намъ, что существуютъ цѣли, которыя какъ бы вслѣдствіе объективной необходимости будутъ всегда выше всего стоять въ потребностяхъ человѣческой единицы—напр., утоленіе голода, между тѣмъ какъ средства, иовидимому, служащія одинаково объективно потребностямъ,— будутъ различно оцѣниваться капризными индивидуальными и перемѣнчивыми вкусами, напр., одежда, оцѣниваемая, какъ украшеніе, туалетъ.

Правда, однако, что сила субъекта выступаетъ на первый планъ въ такихъ случаяхъ, когда предпочитаютъ голодную смерть отреченію отъ идеи, оцѣнивая послѣднюю выше жизни, но, съ другой стороны, объективная сила общественной среды находитъ подтвержденіе во всеобщемъ подражаніи модѣ, побѣждающей индивидуальный эстетическій вкусъ въ пользу общей оцѣнки.

§ 7. Субъективная и объективная цѣнности соединяются идейно, посредствомъ категоріи качества: на нашъ вопросъ: «чего я желаю» въ мірѣ субъективномъ—отвѣчаетъ міръ объективный своимъ: «какъ удовлетворить желаніе», или, иными словами, на нашъ вопросъ: «какъ мы желаемъ быть удовлетворены»—отвѣчаетъ внѣшній міръ: «что насъ удовлетворитъ».

<< | >>
Источник: Бельмонт Лео. Социализм и справедливость... 2012

Еще по теме § 6. IIe слѣдуетъ думать, что между обоими идеалами цѣнности, установленными такимъ образомъ, существуетъ какое-то основное противорѣчіе—непроходимая пропасть:

  1. § 4. Собственно говоря, казалось бы, что идея цѣнности всего полнѣе и шире умѣщается въ психологическомъ выраженіи. Вѣдь, источникъ всякой оцѣнки вестаки пребываетъ въ субъектѣ, въ мірѣ человѣческихъ желаній. Только то, что мвѣ желательно, есть для меня цѣнность
  2. § 28. Опредѣливъ такимъ образомъ нашу задачу, приступимъ теперь къ обсужденію основного постулата Маркса—къ вопросу объ измѣреніи цѣнностей трудомъ въ опредѣленіи его временемъ.
  3. § 13. Кромѣтого, предпринятыйвътакомъпорядкѣанализъ идеи цѣнности обнаруживаетъ сразу всю непригодность навязыванья изслѣдователю въ качествѣ единственнаго регулятора цѣнности — труда — и quasi единственнаго мѣрила этого послѣдняго—времени, т. e. выясняется неразрѣшимость загадки въ духѣ Маркса.
  4. § 35. Ввиду столь сильно бьющаго въ глаза противорѣчія между теоріей Маркса и опровергающей ее дѣйствительностью современной экономической жизни,—слѣдуетъ задаться вопросомъ:какииъ образомъ такой великій умъ могъ построить такую ложную съ перваго же взгляда теорію.
  5. § 3. Отъ этой метафизической точки зрѣнія на проблему цѣнности перейдемъ теперь къ реальной почвѣ жизни. Философское понятіе цѣнности распадется здѣсь на два понятія, согласно различію субъекта и объекта—индивида, оцѣнивающаго вещи, и вещей, подлежащихъ оцѣнкѣ.
  6. § 12. Мы должны на минуту остановиться въ нашемъ анализѣ, чтобы оцѣнить тѣ затрудненія, съ которыми имѣлъ дѣло Марксъ, приступая къ разсмотрѣнію проблемы цѣнности.
  7. Цѣнность выдѣляется на психологическомъ фонѣ въ качествѣ субъективной потребности, желанія. Безъ потребности нѣтъ цѣнности.
  8. § 2. Понятіе цѣнности, взятое въ самомъ общемъ смыслѣ, есть понятіе въ высокой степени философское и даже метафизическое—и поэтому a priori уже становится очевидном принципіальная неразрѣшимость проблемы цѣнности самой въ себѣ.
  9. § 18. Мы говорили, что спросъ и предложеніе являются механическими факторами обмѣна, что цѣнность предметовъ колеблется на вѣсахъ спроса и предложенія.
  10. § 25. Является вопросъ, какимъ образомъ капиталъ становится тѣмъ могущественнымъ факторомъ цѣпы, какимъ считаетъ его даже Марксъ въ III томѣ «Капитала», если онъ конкурируетъ самъ съ собою, и обладаетъ разнб- родньши тенденціями: противопоставляясь въ качествѣ торговаго капитала промышленному при куплѣ, потребительному — при продажѣ *).
  11. § 2U. Въ актѣ обмѣна замѣчается какъ будто противопоставленіе, а затѣмъ сближеніе, путемъ заключенія договора, между спросомъ и предложеніемъ, требованіемъ и удовлетвореніемъ—покупателемъ и продавцомъ.
  12. § 44. Остановимся теперь на идеѣ обмѣна цѣнностей uo Марксу
  13. § 17. Мы не можемъ подвигаться далѣе въ своихъ разсужденіяхъ, не уяснивъ себѣ точнѣе вопроса о взаимоотношеніи спроса и предложенія, и о вліяніи ихъ на цѣну
  14. § 1. Однимъ изъ самыхъсложныхъвопросовъчеловѣческоймыслиявляется проблема цѣнности.
  15. § 5. Отъ этого субъективно-психическаго нолюса перейдемъ къ противоположному, объективно-естественному и поищемъ въ немъ дополненія и контроля идеи· цѣнности на основаніи слѣдующихъ принциповъ.
  16. § 22. Объективная рыночная цѣна будетъ, слѣдовательно, колебаться между четырьмя пунктами:
  17. Сумма опредѣленнаго количества соотношеній совмѣстно живущаго населенія составитъ то, что обыкновенно назы­ваютъ соціальной средой.
  18. § 8. Ho существуетъ еще одинъ мостъ между мірами субъективной и объективной цѣнностей—а 'именно: количественный.