<<
>>

ИВАН СЕМЕНОВИЧ ГІЕРЕСВЕТОВ

Этот мыслитель жил в XVI веке, был современником Ивана Грозного. O жизни его сохранилось мало сведений, поэтому нет и точных дат жизни. Известно, что ранние свои годы он провел в Литве, его предки и прадеды, как он сам отмечал, служили «верою великим государям князьям русским», предкам царя Ивана IV.

Ряд историков утверждают, что Пересветов погиб от репрессий Грозного, так как его челобитные найдены в царских архивах, где хранились произведения опальных подданных.

Средства существования Пересветов обеспечивал себе исключительно военной службой, как наемник. B середине 30-х годов XVI века он попадает в Молдавию, где состоит на службе у молдавского воеводы Петра (его произведения построены как диалог с этим воеводой). После этого отправляется в Москву, где заручается покровительством знатного аристократа, боярина М.Ю. Захарьина и организует в Москве мастерскую по выделке защитных щитов. Однако в 1539 году боярин умирает, работа мастерской останавливается, Пересветова начинают притеснять дьяки и, в конце концов, отбирают у него мастерскую.

Оставшись без покровителя и средств существования, Иван Пересветов передает царю Ивану IV привезенные с собой бумаги с выписками из произведений древнегреческих философов и видных европейских богословов, так называемые «царские бумаги из многих королевств», а также собственные сочинения. Bce это было помещено в государственную казну, Пересветов же получил хорошую, по его собственной оценке, награду. Узнав, что его сочинения до царя так и не дошли, Пересветов пишет Грозному челобитную и в сентябре 1549 года подает ее вместе с копиями своих сочинений непосредственно в царские руки. Дальнейшая судьба Ивана Пересветова неизвестна. Однако сочинения его сохранились — во многом благодаря тому, что они попали в царский архив. Наиболее значительные из них — это «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о Константине», челобитные Ивану IV, получившие у историков наименования «Малая челобитная» и «Большая челобитная».

Содержание названных сочинений должно было прийтись по душе царю. Пересветов выступает в них против произвола вельмож, обосновывает жизненную необходимость для общества сильной государственной власти, централизации административной и судебной систем.

Ключевыми категориями правовой теории Ивана Пересветова выступают понятия «правда» и «вера», он предпринимает первую в русской правовой истории попытку теоретически связать справедливость и право. Иван Пересветов придает правде значение самого важного явления в жизни любого государства. По его мнению, процветание государства зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря же в том или ином государстве правды влечет за собой его гибель. C потерей правды греками Иван Пересветов связывал, например, падение Византии, где вельможи, пользуясь своим положением, «богатели от слез и крови».

Иван Пересветов выводит уроки, которые должно извлечь из падения Византии. Первый урок заключается в том, что нельзя давать в государстве волю вельможам. Второй урок состоит в том, что царь должен быть грозным царем: «Не мощно царю царства без грозы держати». Третий урок: «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен; если холоп, иного мне имени не прибудет». B соответствии с извлеченными уроками Пересветов рекомендует следующие меры для водворения правды в государстве: «со всего царства все доходы себе в казну имати». Во-вторых, «никому ни в котором граде наместничества не давать для того, чтобы никто не прелыцалися неправдою судити». В-третьих, назначение вельможам жалованья из царской казны. В-четвертых, «при- суд (судебную пошлину) имати к себе в казну для того, чтобы судьи не искушались и неправды бы не судили». В-пятых, назначение судей из верных царю служилых людей, которые бы судили прямо и не зависели бы от милостей и произвола местных властителей.

Светская по своему характеру правовая теория Ивана Семеновича Пересветова уходила своими корнями в русскую православную идеологию.

Тем не менее, понятие «правда» в сочинениях Пересветова лишено религиозного содержания — оно трактуется им как сугубо светское, не связанное с какой-либо религией. Поэтому и оказывается возможным осуществление правды неправославным и даже нехристианским государем, турецким султаном Магометом. Для того времени это было крамольной мыслью, так как спасение для средневекового человека зависело от принадлежности к религии, вероисповедания. Здесь Пересветов стоит на позициях естественного права, универсального для всех тех, кто стремится к справедливости. После Максима Грека это одна из первых попыток обращения к идее естественного права в Московской Руси. Вместе с тем, Иван Пересветов мечтает о Русском православном государстве, где религия и право будут находиться в гармонии, и в этом он сын своего времени. Его концепция важна как этим естественно-правовым аспектом, так и оригинальной попыткой обосновать самодержавие на справедливости осуществления власти.

<< | >>
Источник: Антонов M.B.. История правовой мысли России. Конспект лекций. 2011

Еще по теме ИВАН СЕМЕНОВИЧ ГІЕРЕСВЕТОВ:

  1. СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ
  2. ЛЕКЦИЯ 4. Иван Пересветов
  3. • Имена. Иван III
  4. Иван Ill Великий
  5. • Имена. Иван Грозный
  6. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ Ильин
  7. Иван Васильевич Киреевский
  8. Причины возвышения Москвы. Иван Налита.
  9. Я по состоянию здоровья думаю получить инвалидность, но не знаю, с чего начать. Посоветуйте, пожалуйста. (Иван)
  10. У моей жены приступ ИБС, предынфарктное состояние, а ее собираются выписать, потому что стоит еще и диагноз шизофрения. Ее боятся держать в кардиологическом отделении. Телефон отделения ХХХХХ. (Иван)
  11. ♥ К кому обратиться с жалобой на медицинский персонал травматологического отделения больницы г. А. за бездеятельность в отношении к больным, в частности запущенной травмы моей жены К., которой в течение трех недель не производилось лечение от ожога 3-й степени? (Иван Васильевич)
  12. ♥ Что делать, если пациент считает, что то, что прописал врач, причинило вред его здоровью? Как это доказать в суде? (Иван)
  13. ОГЛАВЛЕНИЕ
  14. Политико-правовые взгляды И.С. Пересветова
  15. 5. Политическая программа И. С. Пересветова
  16. § 5. Политическая программа И.С. Пересветова
  17. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
  18. Политическая программа И.С. Пересветова
  19. Начало жизни. Годы учебы