<<
>>

КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ

Профессор гражданского права Московского университета, а затем (с 1880 по 1905 годы) глава (обер-прокурор) Святейшего Синода (органа управления Православной церковью), Константин Петрович Победоносцев (1827-1907 гг.), помимо всего прочего, был воспитателем будущего императора Александра III и поэтому с детства был близок к особе императора.

Так же как и Уваров, в начале своей деятельности Победоносцев был сторонником либеральных воззрений. B начале 60-х годов он принял деятельное участие в разработке судебной реформы, завершившейся в 1864 году, отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.

Ho в конце 70-х во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. После убийства Александра II в 1881 году народовольцами,

Победоносцев выступил с критикой реформ. B своей знаменитой речи, произнесенной при вступлении на престол нового императора Александра III, Победоносцев потребовал отказа от реформаторских слабостей прежнего царствования и решительного подавления всех освободительных движений.

Эта речь пришлась по душе новому императору, который приблизил мыслителя к престолу и фактически сделал его официальным идеологом русского самодержавия. B начале XX века влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятия либерального манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего буржуазные «свободы» частью российского правового строя, он вышел в отставку.

Консервативная идеология Победоносцева в общих чертах изложена в разработанном им законопроекте манифеста 1881 года «О незыблемости самодержавия», где был зафиксирован принцип неизменности государственного строя России и отказ от любых конституционных нововведений. Этот манифест обозначил начало контрреформ, пересмотр прежней ориентации правительства на либеральные ценности.

B своих дальнейших произведениях Победоносцев подверг критике основные устои современной ему западноевропейской культуры и принципы государственного устройства, видя основные пороки социальной жизни в демократии и парламентаризме, ибо они «родят великую смуту». Мыслитель отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию «великой ложью нашего времени» (так называлось одно из его основных произведений).

B частности, Победоносцев выступает против принципа демократизма, указывая на ложность сути этой формы правления. Обер-прокурор рассуждал так: сущность любой власти заключается в управлении подвластными. Ho если в монархии эта сущность выражена прямо и откровенно — в сословной иерархии во главе с самодержцем, то в либеральных государствах управление осуществляется через косвенные механизмы влияния: предвыборные обещания, парламентскую демагогию и другие формы демагогии, которые ослабляют как власть, так и народ. B России церковь с древнейших времен хранит принцип единовластия и поэтому Россия имеет духовную силу противостоять западной демократии, которую Победоносцев считал изощренной формой обмана людей.

<< | >>
Источник: Антонов M.B.. История правовой мысли России. Конспект лекций. 2011

Еще по теме КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ:

  1. Глава 4 (xiv) Смуты после отречения Диоклетиана. — Смерть Констанция. — Возведение на престол Константина и Максенция. — Шесть императоров в одно и то же время. — Смерть Максимиана и Галерия. — Победы Константина над Максенцием и Лицинием. — Соединение империи под властью Константина. (305–324 гг.)
  2. Глава VIII Семейство Константина V. Лев IV. Ирина и Константин
  3. Глава 8 (xviii-xx) Характер Константина. — Его преемники. — Мотивы и последствия обращения Константина в христианство.
  4. ЛЕКЦИЯ 3. К.П. Победоносцев
  5. КОНСТАНТИН VI
  6. КОНСТАНТИН III
  7. • Имена. Константин I Великий
  8. КОНСТАНТИН II, Флавий Клавдий
  9. КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ
  10. КОНСТАНТИН ХДУКА
  11. КОНСТАНТИН VII ПОРФИРОГЕНЕТ
  12. КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ
  13. ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН
  14. Победа Константина