<<
>>

ЛЕКЦИЯ 9. В.И. Ленин

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 — 1924), блестяще окончив классическую гимназию в г. Симбирске, поступил на юридический факультет Казанского университета. Однако там он проучился недолго.

B начале декабря 1887 года Ульянов — активный участник революционного движения казанского студенчества. Это стоило ему исключения из университета. Потом арест, годичная ссылка, возвращение в Казань, изучение трудов Маркса в кружке Федосеева. После нескольких заявлений министру народного просвещения ему лишь в 1891 году было разрешено экстерном сдать экзамены за юридический факультет Петербургского университета.

После завершения юридического образования Ленин некоторое время работал юристом-практиком, однако работал он не на государственной должности в царской юстиции, а в адвокатуре — самодеятельной организации, где после судебной реформы 1864 года сильны были либеральные веяния.

C 1891 года Ленин в Самаре выполнял обязанности помощника присяжного поверенного. B Самарском окружном суде он провел 18 дел: 15 уголовных и 3 гражданских.

B 1893 году Ленин переехал в Петербург и тоже стал работать помощником присяжного поверенного, ведя юридические дела, хотя революционная деятельность захватывала его все больше. B 1895 году он был арестован по делу “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”, и его адвокатская практика прекратилась. Ho и в ссылке Ленин нередко оказывал юридическую помощь населению безвозмездно, был “подпольным адвокатом”, поскольку административно-ссыльным заниматься правовой практикой запрещалось. ,

Ленин внес огромный вклад в развитие идей о государстве и праве. Условно эволюцию его взглядов можно разделить на два периода: до октября 1917 года и после. Первый период определялся революционной борьбой против самодержавия в качестве русского марксиста, а затем и вождя большевистскои партии, созданной в 1903 году.

Второй — деятельностью Ленина в качестве основателя и руководителя Советской России.

Идейное наследие Ленина огромно. B наши дни это 55-томное собрание сочинений по различным аспектам внутренней и внешней политики первои^четвер- ти XX века. Готовилось и 70-томное, но помешал август 1991 года. Работа над ленинскими рукописями продолжается, особенно над теми, которые прежде были засекречены. Что касается его трудов, посвященных политико-юридиче- скои проблематике, то они никогда не представляли секрета. Это такие работы, как 'Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов? (ответ на статьи “Русского богатства” против марксистов) (1894), Что делать?” (наболевшие вопросы нашего движения) (|,,|п”ѵ^,?Л^’ Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905), Империализм как высшая стадия капитализма” (популярный очерк) (1916), “Государство и рево- люпия” (учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции)

(1917; 1918). и о

Второй период отмечен такими трудами, как Очередные задачи Советской власти” (1918), “Пролетарская революция и ренегат Каутский” (1918), “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (1920). Для будущих юристов представляют особый интерес лекция Ленина “О государстве” (1919), статьи о социалистическом праве и законности, в частности работа “О двойном подчинении и законности” (1922).

Анализируя ленинские идеи, важно отличать их от официальной интерпретации ленинизма как политической доктрины Советского государства. Юриспруденция Ленина после его смерти зажила самостоятельной жизнью, подобно тому как существуют Макиавелли и макиавеллизм, Гегель и гегельянство, Вольтер и вольтерьянство и т. д.

Ленин олицетворяет собой радикальное течение русского марксизма — большевизм, который, по его собственной оценке, возник в 1903 году. До этого шел интенсивный процесс становления Ленина-большевика в лоне российской социал-демократии. B числе его идейных предтеч назьюают Чернышевского и деятелей “Народной воли”.

C марксизмом Ленина впервые познакомил H.E. Федосеев, дав ему в руки первый том “Капитала”. Молодой Ульянов с благоговением относился к трудам основоположника русского марксизма Плеханова, был очарован его ранними работами: “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”, “Наши разногласия”, “Социализм и политическая борьба”. Последнюю Ленин называл “profession de foi” (кредо) русского социал-демократизма.

Главными источниками ленинской мысли стали труды Маркса и Энгельса. Продолжая работать с ними в русле федосеевских советов, он вскоре стал крупным знатоком марксизма в России, о чем красноречиво свидетельствует его труд “Государство и революция”. Более того, Ленин активно развивает это учение в исторических условиях начала XX века с учетом российских реалий.

Впервые такой подход продемонстрирован в его полемике с либеральными народниками, легальными марксистами, “экономистами”. Капитализм в России, по Ленину, стал реальным фактом не только в городе, но и в деревне, где крестьянство раскололось на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Отсюда процессы перерождения народничества из революционного в либеральное, программа которого рассчитана на то, “чтобы заштопать, улучшить” положение крестьянства при сохранении основ русского общества.

Негодование у Ленина вызвала верноподданническая мысль легальных народников о государстве и царском правительстве как надклассовых образованиях, способных оказать помощь “экономически слабому” против “экономически сильного”. Эта позиция — “филантропическая бессмыслица”. Сила “экономически сильного в том, между прочим, и состоит, отмечал Ленин, что он держит в своих руках политическую власть, без которой не мог бы удержать своего экономического господства. Поэтому задача Российского государства заключается в том, чтобы “охранять только помещиков-крепостников и крупную буржуазию и самым зверским способом расправляться со всякой попыткой “экономически слабых” постоять за себя”.

Отвергая “сожаления” либеральных народников об инертности государства, о его бессилии “смягчить отрицательные стороны наступающего порядка”, Ленин писал: “Государство ни в каком случае не есть нечто инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично, всегда активно и никогда пассивно”.

Государство отнюдь не “волчок, пускаемый провидением”, не “гигантское чугунное колесо”, как его нарекли теоретики народников.

Критикуя либеральных народников, Ленин доказывал, что Россия представляла собой буржуазное общество, выросшее из крепостного уклада, что его политическая суть есть классовое государство и что единственный путь к прекращению эксплуатации трудящихся состоит в борьбе пролетариата. “Друзья народа , — отмечает он, — являются злейшими реакционерами, когда говорят, что естественная задача государства — охранять экономически слабого”.

Охарактеризовав буржуазно-дворянскую суть русского государства, Ленин отмечал, что это нисколько не устраняет “громадной независимости и самостоятельности царской власти и бюрократии", от Николая II до любОго урядника. Самодержавное государство — самостоятельная сила, организованная в виде абсолютизма как формы правления. Это “такая форма правления,' при которой верховная власть принадлежит/всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа”. .

Обладая юридически неограниченной властью, царь в действительности не может знать ни всех законов, ни всех чиновников. Его волю определяет дворцовая камарилья, составленная из дворянской аристократии. Кучка самых богатых и знатных чиновников сообщает царю лишь то, что считает нужным. Поэтому императорская власть для народа означает полную зависимость от чиновников и от полиции. При самодержавии народ лишен всякого права требовать отчета у чиновников, проверять их действия, обвинять перед судом; чиновники образуют как бы особую безответственную и бесконтрольную касту.

B борьбе с народничеством Ленин считал возможным пойти на временный союз с легальными марксистами, поскольку они защищали тезис о неизбежности и неотвратимости развития капитализма в России и критиковали иллюзорность народнических выводов о государстве и праве.

Союз, однако, был недолгим. Легальные марксисты вскоре встали на путь апологии капитализма и призывали идти к нему на выучку. Это заставило Ленина опровергать и их взгляды. Всесторонне проанализировав определение государства, данное их вождем Струве, он подчеркивал, что тот “совершенно неправильно видит отличительный признак государства в принудительной власти: принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было”. Методологические истоки “ошибок” Струве состоят в отступничестве от марксизма. B этом нетрудно убедиться, сопоставив взгляды легального марксиста на государство с известным положением Энгельса о таком признаке государства, как публичная власть. Признаком государства является не просто принудительная власть, а особая публичная власть, стоящая над народом.

Много усилий приложил Ленин длд разгрома “экономизма”. “Экономисты' преклонялись перед стихийным рабочим движением, отказывались от политической борьбы за свержение самодержавия, умаляли роль партии в формировании классового самосознания пролетариата. Занятую ими позицию они оправдывали теоретически с помощью бернштейнианства.

Значительная часть книги “Что делать?”, где дана критика “экономизма , посвящена учению о партии нового типа как высшей форме организации пролетариата. У рабочих нет другого оружия, кроме организации. Организованный — он все, неорганизованный — он ничто. Организованность же есть единство воли и действия.

B ходе своей борьбы, по Ленину, рабочий класс создает различные организации: профессиональные, культурно-просветительные, спортивные и другие. Высшей же формой его сплочения является партия. Она является его передовым отрядом, вооруженным научной теорией, руководит его борьбой за завоевание политической власти, за создание коммунистического общества. B силу этого партия призвана руководить всеми формами борьбы этого класса и возглавлять все его организации.

Идейно-политическая борьба отечественных теоретиков обострилась в ходе Первой русской революции.

Меньшевики утверждали, что ее вождем и движущей силой должна быть либеральная буржуазия. Рабочий класс, заявляли они, не должен активно действовать, чтобы “не отпугнуть” ее от революции. Лидеры буржуазии — кадеты, желая подчинить своему влиянию трудовой народ, выделяли в России два политических лагеря — сторонников самодержавия и сторонников конституции.

Возражая меньшевикам и кадетам, Ленин писал: “Неверно, господа. Борются и будут бороться три главных лагеря: правительственный, либеральный и рабочая демократия, как центр притяжения всей вообще демократии... Только поняв неизбежность деления на три основных лагеря, может рабочий класс вести на деле свою, а не либеральную рабочую политику, используя конфликты лагеря первого с лагерем вторым, но не давая себя ни на минуту обмануть якобы демократической фразеологией либералов. И не только себя не давать в обман, но и не давать обманывать крестьян, как главную опору буржуазной демократии, — таковы задачи рабочих”.

Ленин выдвинул идеи гегемонии пролетариата, высвобождения крестьянства из-под влияния либералов, борющихся за уступки, за реформы, но скрытых врагов революции. Революция может победить только под руководством рабочего класса. Поэтому она, будучи буржуазно-демократической по своим ближайшим целям и задачам, является пролетарской в том смысле, что руководитель ее —■ рабочий класс и на первый план выдвигаются его методы и формы борьбы.

Ha русском опыте вождь большевиков развивает теорию перманентной революции. Как известно, Маркс полагал, что сначала к власти придет крупная буржуазия, затем она будет отодвинута в сторону более радикальными ее слоями, затем они, в свою очередь, будут устранены демократической мелкой буржуазией, пока, наконец, рабочий класс не свергнет все фракции буржуазии и не установит свою диктатуру. Маркс исходил из слабости пролетариата в революциях XIX века.

Иную расстановку сил, по Ленину, демонстрировала русская революция, где пролетариат с самого начала был ее гегемоном, а буржуазия стала неспособной к активной борьбе, опасаясь своего могильщика. Руководящая роль русских рабочих дает им возможность в ходе революции решать и свои классовые задачи, иными словами, стремиться к перерастанию буржуазно-демократической революции в социалистическую. Подняв на борьбу с помещиками крестьянство, пролетариат закрепляет завоевания крестьянской революции, где его прочным союзником может быть только деревенская беднота, а кулачество (сельская буржуазия) станет потенциальным врагом, средние же слои крестьянства должны быть

нейтрализованы, поскольку неизбежны их колебания между буржуазией и пролетариатом.

Теория перманентной революции была дополнена учением о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства. Политический союз двух классов не может быть длительным из-за того, что сельская буржуазия, добившись свержения помещиков, будет стремиться закрепить свои завоевания, упрочить капитализм, борясь за среднее и даже беднейшее крестьянство. Поэтому внутри революционно-демократической диктатуры разгорится борьба, причем рабочий класс поставит своей задачей превратить власть в социалистическую диктатуру пролетариата, оторвав бедноту от кулачества и привлекая среднее крестьянство на свою сторону в качестве прочного союзника, а буржуазия будет стараться выбить представителей рабочего класса из правительства и заменить эту диктатуру двух классов диктатурой буржуазии. “У революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, — писал Ленин, — есть, как и у всего на свете, прошлое и будущее”. Ee прошлое ■—■ борьба с самодержавием, с крепостничеством. Ee будущее — борьба за социализм.

Уже тогда он придавал значение разъяснению политического смысла понятия диктатуры. “Диктатура означает... неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть. Bo время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой. Ho дело в том, что бывает диктатура меньшинства над большинством, полицейской кучки над народом, и бывает диктатура гигантского большинства народа над кучкой насильников, грабителей и узурпаторов народной власти”. \

Диктатура пролетариата неизбежно должна опираться на восстание, а не на · старые законы и учреждения. Только посредством диктатуры можно сломить сопротивление царизма, помещиков, а также крупной буржуазии, которая отшатнется от народа и перейдет в лагерь реакции. Вместе с тем Ленин предостерегает против вульгарно-буржуазной точки зрения, будто понятие диктатуры и понятие демократии исключают друг друга.

Тщательно изучая опыт движения масс, и прежде всего рабочего класса, Ленин обратил особое внимание на Советы рабочих депутатов, возникшие в ходе революционной борьбы. Если меньшевики видели в Советах одну из форм местного самоуправления, то Ленин сделал вывод, что Советы являются органом восстания, зачатком революционной власти, что после победы они могут быть формой диктатуры масс. Для того чтобы они смогли выполнить эту роль, Ленин думал включить в Советы депутатов от всего трудового населения, тогда эта организация сможет стать политическим центром страны, провозгласив себя временным революционным правительством.

Хотя государственно-правовая тематика была постоянно в центре внимания Ленина, однако ее цельное изложение с учетом новых исторических реалий дано им лишь в августе — сентябре 1917 года в классическом труде “Государство и революция”. Замысел и сбор материалов для него Ленин осуществил еще в начале Первой мировой войны, в Швейцарии, делая многочисленные выписки в тетрадь, на обложке которой было написано: “Марксизм о государстве”. Кроме выдержек из работ Маркса и Энгельса с авторскими комментариями и обобщениями в нее вошли отрывки из книг и статей “теоретиков” западной социал-демократии — К. Каутского, Э. Бернштейна и др.

B этой книге критикуются как реформистская, так и анархистская ревизии “научного социализма”. Реформисты, а затем и Каутский пытались тезис Маркса об отмирании социалистического государства применить к буржуазному государству. Они отбросили учение о сломе государственной машины, стали говорить о возможности решения пролетарских задач путем простой передвижки сил внутри буржуазного государства при сохранении старого государственного аппарата с его чиновничеством, армией и полицией. Прикрывая эти извращения, оппортунисты старательно затушевывали вопрос о классовой сущности государства.

Ленин защищает марксистское учение о сущности государства. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий, оно возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно непримиримы. Он обращает внимание на ложную попытку изобразить государство в качестве органа примирения классов, ссылаясь на слова реформистов о том, что государство “умеряет” столкновение классов, держит их в границах “порядка .

Государство, по Ленину, — публичная власть, оторванная от общества и все более ставящая себя над ним, а его опорой являются армия, чиновничество, полиция, имеющая в своем распоряжении и такие вещественные придатки, как тюрьмы. Оно не только орудие подавления, но и орудие эксплуатации угнетенного класса посредством налогов и других форм выкачки средств. При демократической республике неравные и несправедливые отношения сохраняются. Более того, “демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма”, и капитал, овладев этой оболочкой, “обосновывает свою власть настолько надежно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти”.

Демократическая республика сохраняет и совершенствует тот чудовищный аппарат угнетения и подавления, ту государственную машину, которую создал феодальный абсолютизм для подавления трудящихся. Отсюда необходимость слома буржуазной государственной машины. Bce прошлые революции лишь усовершенствовали эту машину, а ее надо разбить, сломать. “Этот вывод, — пишет Ленин, — есть главное, основное, в учении марксизма о государстве”. Он развивает Марксову критику теории “свободного народного государства”, которая подкрашивала буржуазную демократию, в то время как наемное рабство есть удел народа и в самой демократической республике. По Ленину, “всякое государство есть особая сила для подавления угнетенного класса, поэтому всякое ■ государство несвободно и ненародно”.

C новой силой лидер большевиков обосновывает учение о диктатуре пролетариата. “Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. B этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. Ha этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма”. Оппортунисты не доводят признание классовой борьбы до самого главного — до свержения буржуазии и полного уничтожения ее господства, для чего необходима именно диктатура пролетариата. Государство этого переходного периода “неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)”. Формы же государства переходного периода могут быть самыми разнообразными. “Переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия по-

литических форм, но; сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата”. ■ , .

Диктатура пролетариата. должна выполнить задачу подавления сопротивления, а в перспективе, и полной ликвидации эксплуататорских классов. Вместе с тем она должна> обеспечить демократию для рабочего класса, для всех трудящихся, осуществлять руководство непролетарскими слоями трудящихся в создании социалистического общества. Она призвана вести общество по пути уничтожения эксплуататорских классов, устранения классовых различий между рабочи- миикрестьянством. ,\

Этим рабочая диктатура отличается от всех ранее существовавших государств. Государство возникло и существовало как орудие подавления угнетенных классов, орудие в руках ничтожного меньшинства эксплуататоров против гигантского большинства эксплуатируемых. Диктатура пролетариата, наоборот, орудие подавления эксплуататоров, оно защитит гигантское большинство трудящихся от кучки эксплуататоров. Bce ранее существовавшие государства все более и более отчуждали себя от общества, становились над обществом. Диктатура пролетариата, вовлекая в дело управления самые широкие массы трудящихся, преодолевает это отчуждение. Ранее существовавшие государства имели целью увеличение классового господства эксплуататоров, рабского состояния и угнетения эксплуатируемых. Диктатура пролетариата ставит целью ликвидацию эксплуататорских классов и обеспечение полной и окончательной победы социализма.

Bce это дало основание Ленину заявить, развивая характеристику Парижской Коммуны, данную Марксом и Энгельсом, что диктатура пролетариата уже не является государством в собственном смысле, что это полугосударство, переходное государство.

Диктатура пролетариата — диктатура одного класса; лишь рабочий класс способен осуществлять руководство построением социалистического общества. Ho подавляет он только буржуазию, причем проводит это подавление вместе со всей массой трудящихся. “Какой же класс надо подавлять пролетариату?” — спрашивает Ленин и отвечает: “Конечно, только эксплуататорский класс, то есть буржуазию. Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а руководить этим подавлением, провести его в жизнь в состоянии только пролетариат, как единственный до конца революционный класс, единственный класс, способный объединить всех трудящихся и эксплуатируемых не в борьбе против буржуазии, а в полном смещении ее”. Подавление производит громаднейшее большинство народа, и поэтому значение государственного аппарата становится существенно иным: он тесно связан с народом и опирается на народ, на его громаднейшее большинство. B связи с этим государство превращается “в нечто такое, что уже не есть собственно государство”. Это — социалистическое государство, “отмирающее государство, то есть устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать .

Итак, социалистическое государство в переходный от капитализма к социализму период осуществляет подавление эксплуататорских классов. Ho каковы будут его функции в первой фазе коммунистического общества, при социализме? Давая ответ на этот вопрос, Ленин опирается на “Критику Готской программы”, где Маркс говорит о двух фазах коммунистического общества: о социализме как первой фазе коммунизма и о полном коммунизме. Говоря о социализме, он считает, что “поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово “коммунизм” и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм”. Ho социализм, уничтожая эксплуатацию человека человеком, еще не дает полного равенства, сохраняя принцип распределения по труду, для чего необходимо сохранить те начала, те внешние формы буржуазного права, которые регулируют обмен эквивалентами. “И постольку, — заключает Ленин, — остается еще необходимость в государстве, которое бы, охраняя общую собственность на средства производства, сохраняло равенство труда и равенство дележа продукта”. Здесь “все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного “синдиката”.

Далее отмирание государства связано с развитием высшей фазы коммунизма. Необходимо гигантское развитие производительных сил, превращение труда в первую жизненную потребность каждого. Необходим высший культурный уровень общества, навьж в управлении общественными делами. Нужно, чтобы необходимость соблюдать правила человеческого общежития стала привычкой. Ленин подчеркивал длительность этих процессов, их зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставлял “совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет”.

<< | >>
Источник: Азаркин H.M.. История юридической мысли России: Kypc лекций. 1999

Еще по теме ЛЕКЦИЯ 9. В.И. Ленин:

  1. Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину
  2. 2. Политическое учение В. И. Ленина
  3. XX. H. ЛЕНИН (В. И. УЛЬЯНОВ).
  4. § 2. Политическое учение В.И. Ленина
  5. Призрак Ленина бродит по Кремлю
  6. § 2. Национальный вопрос в работах В.И. Ленина
  7. Механистический тоталитаризм Ленина- Сталина
  8. Люди из болота и мумия Ленина
  9. 1.8.2 Экономические проблемы в работах В. И. Ленина, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева
  10. 3. Наука Ленина теперь наша
  11. Ленин приводит основные признаки указанного типа государственной власти:
  12. Б. И. ГОРЕВ.. OT TOMACA MOPA ДО ЛЕНИНА 1516—1917. 1922, 1922
  13. ВЛАДИМИР БЕРЕЗКО.. ЛЕНИН И СТАЛИН: ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ВЛАСТИ. 2007, 2007
  14. шептулин .А.П. K.MAPKG Ф. ЭНГЕЛЬС В.И.ЛЕНИН. 0 диалектическом и историческом материализме., 1984
  15. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  16. Сталин заявляет, вслед за Лениным, что «теория может превратиться в величайшую силу рабочего движения
  17. ЛЕКЦИЯ 6. Народничество. А.И. Герцен