<<
>>

ЛИБЕРАЛИЗМ B CCCP

Еще недавно ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что либерализм в России как политическое течение приказал долго жить осенью 1917 г. Либеральная партия, сыгравшая существенную роль в Февральской революции, быстро растеряла политический капитал, придя к власти в условиях продолжавшейся мировой войны, и после октябрьского переворота, казалось, безвозвратно сошла со сцены.

Легкая победа над прекраснодушным, но непрактичным противником, представлявшим «бесспорно большинство наиболее культурных, просвещенных и талантливых русских людей» (С. Франк), выработала у победителей — специалистов по теории и практике классовой борьбы — чувство превосходства над непутевыми идеалистами. B результате — резкое падение интереса к либерализму и его доктрине у руководителей и идеологов большевизма сразу после Октября[145].

Напомним все же, что на знамени коммунизма красуются лозунги, впервые выдвинутые либеральной буржуазией. Заимствуя их, как и в случае с эсеровской аграрной программой, большевики претендовали на несравненно более решительное, полное и широкое осуществление идеалов свободы и равенства.

Как это выглядело на самом деле, показывает сравнение партийных программ дореволюционного 1903 и послереволюционного 1919 гг.

Первая программа, принятая на II съезде РСДРП, ставила своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы «самодержавие народа... всеобщее, равное и прямое избирательное право... неприкосновенность личности и жилища... неограниченную свободу совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов... свободу передвижений и промыслов»[146]. Ho это по сути программа-минимум. B основном она была реализована Февральской революцией. У Октябрьской жанр был другой.

Она занялась «максимумом». Ee конечная цель — осуществить диктатуру пролетариата, «начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества»[147]. Ho немедленный штурм крепости не удался, и конечная цель оказалась отодвинутой макиавеллевской логикой удержания власти, что сразу же привело к корректировке традиционных лозунгов свободы, равенства и братства. Уже летом 1918 г. Конституция РСФСР провозглашает, что всякая свобода является обманом, если она противоречит освобождению труда от гнета капитала. Поэтому нельзя останавливаться перед отнятием у эксплуататоров политических прав. Вместо «обманных формальных свобод» трудящимся, и только им, предоставляются «действительные» свободы слова, собраний, союзов[148] [149]. B этом реестре свобод знаменательно неупоминание о стачках.

Вторая партийная программа 1919 г. учитывает новую ситуацию, но еще считает необходимым отступление от буржуазно-демократических свобод представить в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии6.

Нашлись все же наивные партийцы, всерьез воспринявшие положение о временном характере ограничений. Старый большевик Г. Мясников призвал к отмене цензуры, восстановлению полной свободы печати, что могло бы, по его мнению, спасти партию от перерождения, но получил нагоняй от Владимира Ильича: «Ошибочно сентиментально обывательски настаивать на антипролетарском лозунге “свобода печати”. Вы хотели лечить коммунистическую печать и стали хвататься за лекарство, несущее верную смерть... не от вас, конечно, а от мировой буржуазии (+ Милюков + Чернов H- Мартов)»[150]. Эти строки писались в августе 1921 r., в период, названный в «Кратком курсе» переходом к мирной работе по восстановлению народного хозяйства, но после Кронштадтского мятежа. Ta же логика заставила на X съезде РКП(б) принять резолюцию о запрете фракционной борьбы в партии и осудить «анархо-синдикалистский уклон “рабочей оппозиции”».

Наследник Ленина не страдал интеллигентскими комплексами и, твердо зная, что «бумага терпит», без всяких оговорок провозгласил в сталинской Конституции в ст. 125 все священные права (кроме, разумеется, права на стачки), а в ст. 127 — неприкосновенность личности. Принятая 5 декабря 1936 г. Конституция вызвала восторг и умиление всей прогрессивной общественности земли. CCCP был провозглашен социалистическим государством, но революция продолжалась. Большевики, как пелось в песне того времени, покоряли «пространство и время». Космические корабли «Иосиф Сталин» и «Клим Ворошилов» стартовали на Луну (пока только в кинофильме). Покорение времени также шло полным ходом. Настоящее и Будущее уже стало достоянием Партии, пришел черед Прошлого. Тов. Сталин приступил к созданию Краткого курса Истории ВКП(б).

Видная роль в этой кампании отводилась Большой советской энциклопедии, первые 17 томов которой вышли в 1926-1929 гг. Это издание представляло собой не только свод научно-технического, социокультурного и исторического знания, но и летопись партийной и политической жизни, трансформации идеологических и культурных оценок, кадровых изменений в номенклатуре правящей партии.

Публикуемая статья о либерализме из 36-го тома БСЭ и типична, и необычна. B главном она составлена по уже сложившемуся канону. Около сорока цитат из классиков марксизма-ленинизма образуют несущую конструкцию статьи. Остальной же текст... Как говорилось в те времена — мысль есть кратчайшее расстояние между цитатами. Необычны внушительные размеры статьи (для сравнения: статьи о либерализме во II и III изданиях БСЭ вдвое короче). Главная же изюминка в другом — в способе цитирования «четвертого классика». Высказывания И. В. Сталина приводятся по книжке Л. П. Берия «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье». Собственно, это доклад на собрании тбилисского партактива, сделанный в июле 1935 г. «Новостью» высказывания были потому, что взяты из произведений Сталина, написанных и изданных на грузинском языке в.

начале столетия и потому неизвестных широкому советскому читателю. Таким образом Берия стал первооткрывателем «раннего» Сталина. Такие научные подвиги не должны оставаться незамеченными, и метивший на место H. И. Ежова провинциал Берия постарался увековечить свою находку в авторитетном столичном издании. Косвенным подтверждением экстраординарных обстоятельств публикации статьи о либерализме служат некоторые технические данные. 36-й том БСЭ был запущен в производство 1 июля 1937 г. Издание доклада Берия, приводимое в статье, сдано в печать с матриц 3 декабря 1937 r., т. e. спустя пять месяцев. Видимо, потребовались срочные меры, чтобы ссылки на доклад Берия появились в 36-м томе, подписанном в печать 28 апреля 1938 г. Что ж! Нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики!

Какова дальнейшая судьба либеральных идей в СССР? Окончательная реквизиция либерализма состоялась в 1952 r., когда Сталин в речи на XIX съезде партии подвел итог его исторической роли: «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивать буржуазно-демократические свободы и тем создавать себе популярность в народе, теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой “свободы личности”... Растоптан принцип равенства людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства... Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед»[151].

Оставшемуся без знамени либерализму в самом деле надлежало быть расформированным. Два года спустя во 2-м издании БСЭ констатировано: либерализм стал «синонимом примиренчества, терпимости к вредным, отрицательным явлениям и действиям, наносящим урон государству, народу»[152].

B Третьей партийной программе, проникнутой хрущевской эйфорией всемогущества, поднятое знамя свобод оприходовано и дополнено следующими декларациями: коммунизм выполняет историческую миссию избавления всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на земле мир, труд, свободу, равенство, братство и счастье всех народов[153].

K моменту принятия в 1977 г. брежневской Конституции стало ясно, что наступление в 80-х гг. светлого будущего откладывается. Тем не менее весь набор либеральных свобод благополучно перекочевывает из сталинской в новую Конституцию (конечно, без права на забастовки). K ним добавлено право на жилище и право КПСС быть единственной руководящей и направляющей силой советского общества. Некоторую нервозность у идеологических служб вызывала приближающаяся знаменательная дата «1984», и страхи оказались не напрасными — через год началась перестройка, которую ни СССР, ни КПСС не пережили. Трудно поверить, но понадобилось всего пять лет, чтобы стремительно обессилевшая КПСС признала свое поражение, приняв на ХХѴПІ съезде жалкое программное заявление. Жалкое потому, что на новую, четвертую Программу, уже не хватило духу, последней программой большевиков так и осталась Продовольственная, также не выполненная. B Заявлении сдаются два главных бастиона марксистской идеологии. Теперь партия выступает за реализацию прав человека на уровне международных норм (вечная память классовому подходу!) и (это далось труднее) признает трудовую (?!) частную собственность. Прав был поэт: «Так кончается мир. He взрыв, а всхлип!»

Мир, разумеется, не кончился. Ho изменился. B России снова возникли либеральные партии. Что-то напишут о либерализме в четвертом издании Большой советской (советской ли?) энциклопедии?!

B нижеследующем воспроизведении статьи сохраняются принятые тогда в энциклопедических изданиях сокращения. Примечания к статье составлены по тому же изданию, они тоже информативно характеризуют эпоху 30-х гг.

M. А. Абрамов

<< | >>
Источник: Опыт русского либерализма. Антология. 1997

Еще по теме ЛИБЕРАЛИЗМ B CCCP:

  1. Вступление Исторические источники либерализма.— Сущность либерализма.— Гражданский строй.— Административный строй.— Конституционный строй.— Политический радикализм.— Антиреволюционная сущность либерализма.
  2. КОНСТИТУЦИЯ CCCP
  3. ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ B CCCP ЗАПАДНЫМИ ДЕРЖАВАМИ
  4. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек.. Всемирная история: Мир в период создания CCCP, 2005, 2005
  5. CCCP ПЕРИОДА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
  6. ИНИЦИАТИВЫ CCCP O РАЗОРУЖЕНИИ
  7. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО B CCCP
  8. УПРОЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ CCCP
  9. 1. Либерализм
  10. Либерализм
  11. Либерализм
  12. Возрождение и новейший кризис либерализма
  13. § 3. Конституционализм и либерализм
  14. Так наступилисумерки либерализма