<<
>>

VI. ЛУИ БЛАН и КАБЭ.

Эпоха 40-х годов во Франции отличается не только проявлениями подпольного революционного коммунизма продолжателей Бабефа и Бланки. Как это было и в России в 90-х и 900-х годах перед первой революцией, на-ряду с кружковой деятельностью сторонников возрожденного бабувизма (учения Бабефа), широкое распространение получил «мирный», легальный социализм: вследствие своего «мирного» характера, он терпелся правительством, а вследствие своей легальности, и потому доступности, захватывал самые широкие рабочие массы.

B этой близости к рабочим, на которых рассчитывали опереться социалисты 40-х годов и к которым они, главным образом, и обращались, и заключается важнейшее их отличие от чисто интеллигентских групп сен-симонистов и фурьеристов. B этом сказывалась более высокая стадия развития капитализма, большая сознательность классовой борьбы и значительно более высокий умственный, политический и культурный уровень французских рабочих, имевших за собою уже целое десятилетие борьбы с чисто буржуазным правительством.

B том самом 1840 r., когда за Бланки на долгие годы захлопнулись тяжелые двери одиночки, вышел целый ряд сочинений по социализму и в том числе три самых замечатель- От Томаса Mopa доЛоппттл.. 3 ных книги, имевших наибольшее влияние на рабочих вплоть цо революции 1848 г.

Эти кшти—Юрганизация труда» Луи Блана, «Путешествие в Икарию» Кабэ и «Что такое собственность» Прудона.

Прудону посвящается следующая глава нашей книги. Теперь же мы займемся, конечно, лишь в самых общих чертах, Луи Бланом и Кабэ.

Луи Блан, известный историк и блестящий публицист J), первый в истории социалист, ставший членом временного правительства (в 1848 r.), родилсяв 1811 г. в семье видного чиновника. Получив прекрасное образование, он занялся сперва учительской деятельностью, а потом стал журналистом и примкнул к левой, демократической печати.

B 1838 г. он основал собственную ( газету, в которой впервые занялся рабочим вопросом. B этой же газете в следующем году стала печататься фельетонами его «Организация труда», которая и вышла отдельной книгой в 1840 г. Успех книги был необычайный. B 10 лет она выдержала 9 изданий и сделала Луи Блана одним из самых популярных и самых любимых рабочими писателей. Поэтому, когда разразилась февральская революция 1848 r., Луи Блан вместе с рабочим Альбером, одним из вожаков лионского восстания 1831 r., были, по настойчивому требованию огромной толпы рабочих, включены в только что образовавшееся коалиционное буржуазное временное правительство. B этом правительстве Луи Блан занимал двусмысленное, как мы бы теперь сказали, «соглашательское» положение и разочаровал революционных рабочих. Он был одурачен буржуазными дельцами, не раз защищал все правительство против таких революционных социалистов, как Бланки, и фактически помогал буржуазии «успокоить» революцию. Тем не менее буржуазия его возненавидела. После созыва Учредительного Собрания и попытки его разгона рабочими, Луи Блан был жестоко избит озверевшими национальными гвардейцами. A после усмирения июньского восстания он был предан суду и бежал в Англию. B эмиграции он пробыл более 20 лет, до свержения Hano-

д) Он написал 12-ти томную «Историю Великой Французской революции», гдезащищалякобинцев, «Историю 10 лет» (1830,—1840), где бичевал июльскуюмонархию,и«Историюреволюции 1848 г.», атакже «Письма из Англии».

леона в 1870 r., когда его выбрали от Парижа в Национальное Собрание. Ho во время Коммуны Луи Блан не примкнул к восставшим парижским рабочим, а остался в реакционном Национальном Собрании, и на него, таким образом, легло позорное пятно сотрудничества с версальскими палачами Коммуны, хотя он и употреблял все усилия для смягчения зверств победителей.

Умер Луи Блан в 1882 г.

B историю социализма Луи Блан вошел, как член правительства и, главным образом, какавтор «Организации труда». Между тем эта небольшая книжечка никаких особенно новых и оригинальных мыслей не заключает.

Успех Луи Блана^бъяс- няется тем, что он в своем лице объединил идеи прежних социалистов—мирных утопистов и революционеров—и изложил их в форме определенного практического предложения, притом красивым, ясным и доступным языком, вполне приспособленным для сколько-нибудь интеллигентного рабочего. Луи Блан дал яркую и живую картину капиталистической эксплоатации в современной ему Франции: после тщательных и проверенных анкет он описал в точных цифрах нищету рабочих масс. Он указал на все грозящие нации последствия от этой эксплоатации, нищеты и вырождения. Главной причиной этих явлений Луи Блан считает «конкуренцию», от которой страдают не только рабочие, но и капиталисты; а средством к устранению этой конкуренции—организацию труда, на началах ассоциации, или, иначе, «общественные мастерские», организуемые на средства государства и под его. покровительством и ставящие себе задачей постепенно вытеснить капиталистические предприятия, «конкуренцией убить конкуренцию».

B начале социализм Луи Блана был очень скромный и умеренный. Подобно Фурье, он сохранял и собственность и даже капитал. «Капиталисты будут приглашены участвовать в ассоциации и получать проценты с своих капиталов; проценты будут им гарантированы на счет государственного бюджета; но капиталисты будут участвовать в выгодах предприятия только в качестве рабочих».

Ho в позднейших изданиях своей книги, под влиянием критики, Луи Блан все более приближался к чистому коммунизму. Он требовал то равенства заработной платы, то

з*

даже установления принципа—«каждому по его потребностям, от каждого по его способностям». Если в начале государство, по мысли Луи Блана, лишь оказывало кредит рабочим ассоциациям и общественным мастерским, было лишь «банкиром бедняков», то впоследствии государство все более становилось у него организатором самого производства.

Своим оппонентам и критикам из буржуазного лагеря Луи Блан отвечал, между прочим, следующим остроумным примером: «Перенеситесь на минуту в такое положение вещей, при котором все занимались бы разноской писем, и представьте, что правительство неожиданно объявляет: с этого времени только я буду заниматься пересылкою и разноскою писем.

Сколько появится возражений! Как, скажут, правительство может достигнуть того, чтобы в назначенный час доставить все то, что 34 миллиона людей будут писать к 34 миллионам людей ежедневно, ежеминутно. И между тем известно, с какою удивительною точностью почтовое ведомство исполняет свое дело».

Главной заслугой Луи Блана надо считать ясную постановку вопроса о борьбе классов и о роли государственной власти. Он знал, что «власть — это организованная сила. Власть опирается на парламент, суды и солдат, т.-е. на тройную силу законов, приговоров и штыков. Если не взять эту власть в качестве своего орудия, то столкнешься с ней, как с препятствием».

Для своего освобождения пролетариям не хватает орудий труда; правительство должно это им доставить. Ho для Луи Блана государство отнюдь не является вечным учреждением: «Будет время, когда исчезнет надобность в сильном и деятельном правительстве, так как не будет больше в обществе низших и несовершеннолетних классов».

Как же представлял себе Луи Блан возникновение правительства, покровительст&ующего пролетариату? Здесь самая слабая сторона и книги и деятельности Луи Блана. Он, хотя обращался уже и к рабочим, все же верил в здравый смысл буржуазии и правильное понимание ею своих интересов. Дело бедняков, говорил он буржуазии, это ваше собственное дело. Правительство будущих социальных реформ должно выйти из всеобщего избирательного права. Оно будет каким-то внеклассовым или надклассовым. B этом наивном ожидании проявляются особенности чисто интеллигентской, т.-е. по существу мелко-буржуазной, психологии Луи Блана, как отчасти и во всем его плане «Организации труда» без одновременного обобществления всего производства.

Тем не менее «Организация труда» дала рабочим определенный лозунг борьбы, сделалась знаменем массового движения и сыграла большую роль в революции 1848r., вызвав к жизни множество рабочих производительных товариществ. И хотя эти товарищества обыкновенно держались недолго, все же они соЛйствовали классовому воспитанию пролетариата.

He меньшее, если не большее влияние, чем Луи Блан, имел на французских рабочих 40-х годов Этьен Кабэ со своей коммунистической' утопией «Путешествие в Икарию».

Кабэ был плебейского происхождения. Сын бочара, po- жденныйв 1788r., он сам в детстве занимался ремеслом отца, который потом постарался дать ему хорошее образование. Став адвокатом, Кабэ подвергался преследованиям во время реставрации и явился одним из активных участников июльской революции. Правительство Луи Филиппа, чтобы приручить способного адвоката, попыталось дать ему видный пост. Ho это не остановило его оппозиционной и демократической деятельности. Он вышел в отставку, был избран в депутаты, основал левую газету «Народник» («Le Fopulaire») и как с трибуны палаты депутатов, так и в газете яростно нападал на июльскую монархию. Его дважды судили, и во второй раз, присужденный к 2 годам тюрьмы, он в 1835 г. эмигрировал в Англию. Там он познакомился с коммунистическим учением по «Утопии» Томаса Mopa и сочинениям Оуэна и сделался до конца жизни пламенным и убежденным сторонником коммунизма. Вернувшись во Францию в 1840 r., он издал, сперва под псевдонимом, свое знаменитое «Путешествие в Икарию» и ряд брошюр («Как я стал коммунистом», «Коммунистическое исповедание веры»), а с 1841 г. возобновил свою газету «Народник», на этот раз с определенно коммунистическим содержанием, которая просуществовала до 1848 г.

B программе газеты подчеркивается мирный и легальный характер проповедуемого ею коммунизма, которому придается даже религиозный оттенок (как, впрочем, это делал и Луи Блан). «Для нас братство есть религия... состоящая в следующих поистине божественных изречениях: люби ближнего, как самого себя» и т. п. «Первым долгом общества является обеспечить всем своим членам жизнь с материальной, умственной и моральной стороны... Ho мы желаем осуществления всех этих перемен согласно правилам справедливости, разума, братства, не экспроприируя и не угнетая никого. Мы хотим не революции, но реформы... и мы глубоко убеждены, что всех этих счастливых результатов вполне можно достигнуть могуществом общественного мнения». «Поэтому газета будет защищать идеи коммунизма, но будет требовать его установления при помощи общественного мнения -и лишь после подготовительного периода с подготовительным режимомъ.

Что касается главного сочинения Кабэ—«Путешествия в Икарию», то по форме оно представляет увлекательный фантастический роман, где описывается со множеством интересных подробностей счастливая жизнь коммунистической страны Икарии. Особенности утопии Кабэ, отличающие его от прежних подобных сочинений, как и от главного образца, «Утопии» Мора,—следующие.Вполитическом отношении коммунистическое государство Кабэ является строго демократической республикой, где господствует большинство народа. Ho опирающееся на большинство республиканское правительство до мельчайших подробностей регулирует всю жизнь граждан: их работу, жилища, одежду и даже пищу, т.-е. качество и количество блюд, их порядок и время еды. Свободы печати Икария не знает: издаются лишь официальные правительственные газеты, центральная и местные. (В этом сказалась ненависть Кабэ к развращенной буржуазной печати.) B отличие от фаланги Фурье, Кабэ сохраняет религию, хотя его священники скорее учителя нравственности, чем служители Бога, а самаЯ религия сводится к проповеди любви и братства. Сохраняет он и старую буржуазную семью, и в Икарии брак является нерасторжимым.

Зато, в отличие от этих мещанских пережитков, ставящих Кабэ ниже Фурье и свидетельствующих о его мелко-буржуазных настроениях и некоторой узости взглядов, в одном отношении «Путешествие в Икарию» бесконечно опередило не только

Mopa и его подражателей, но и Фурье. Это та огромная роль, которая в коммунистическом обществе приписывается машинам. Вся трудная, черная и грязная работа, для которой Mop вводил даже рабство и каторгу, а Фурье взывал к детям,—все это у Кабэ исполняется машинами, достигшими высокой степени совершенства и необычайно облегчающими труд человека. .B этом понимании будущей роли машин виден тот прогресс, которого к началу 1840-х г.г. достигло развитие крупной промышленности, особенно в Англии, хорошо изученной Кабэ, и о которой Фурье, при всей необузданности своей фантазии, имел лишь очень слабое представление.

Кабэ понимал также, что сразу коммунистический строй ввести нельзя, и в его Икарии, после ряда революций и гражданских войн, когда победивший окончательно народ передал власть коммунисту Икару, он установил переходный период в 50 лет, в течение которого лишь постепенно, для нового поколения уничтожалась частная собственность, вводилась трудовая повинность и устанавливалось равенство.

Наконец, Кабэ, в отличие от всех прежних утопистов, хотя и стоял за мирный переход к коммунизму, но никаких надежд не возлагал на высшие классы или отдельных благодетелей и осуществления своих идеалов ожидал только от самих рабочих. Поэтому и Маркс с Энгельсом впоследствии, хотя и критиковали Кабэ, но все же с сочувствием относились к его коммунизму, который они называли первым проявлением чисто рабочего коммунистического движения.

И, действительно, книга Кабэ имела огромный успех именно среди рабочих. Число его сторонников, по мнению современников, доходило до многих десятков, если не сотен тысяч. И на-ряду с маленькими группами или сектами подпольных, революционных коммунистов в духе Бабефа, образовалась многочисленная фракция «икарийских коммунистов», мечтавших о коммунистических колониях.

Поэтому, когда Кабэ в 1847 г. удалось получить в Соединенных Штатах концессию на большую площадь земли, и он обратился с воззванием к желающим поехать с ним в Америку для основания такой колонии, это воззвание было принято самыми широкими массами с чрезвычайным увлечением и энтузиазмом. Образовался комитет по организации переселения в Америку будущих колонистов. Кабэ был признан единоличным руководителем всего предприятия. Первая партиЯ, без Кабэ, который временно остался в Париже, отправилась за океан в начале февраля 1848 г. A через три недели после их отплытия разразилась февральская революция, и провозглашена была республика, от которой пролетариат Франции ожидал своего социального освобождения. Это было первым ударом по задуманному Кабэ делу* Рабочих не тянуло больше в далекую, неизвестную Америку, и даже уехавшие жалели, что не остались в новой, революционной Франции. A затем начались обычные мытарства большинства коммунистических колоний в Америке. Прежде всего местность оказалась не- удачной,вреднойдля здоровья. Колонисты болели и умирали. Затем пошли раздоры, разочарования, экономические неурядицы. Еще раз оказалось·, что нельзя в новые мехи влить старое вино, сразу пересадить людей из буржуазного общества в коммунистическую колонию. Приезд самого Кабэ не помог делу. Колонисты переселялись на новые места, раскалывались, восставали против диктатуры Кабэ. Измученный неудачами, глубоко огорченный, Кабэ умер в 1856 г.

Ho, несмотря на все неудачи и расколы, чаще всего вызывавшиеся спорами о формах правления в общине, диктаторской йли демократической, Икарийские общины надолго пережили своего основателя. Одна из них была распущена в 70-х годах, а другая, с несколькими десятками членов, просуществовала даже до 1895 r., т.-е. почти полстолетия. Это показывает, как крепка была вера в правильность коммунистических принципов у рабочих-икарийцев и их детей, как велика была их нравственная стойкость и как отличались эти идейные пролетарии - коммунисты от тех случайных, нередко авантюристских элементов, которые пошли в колонию Оуэна, или от тех быстро разочаровывающихся интеллигентов, которые образовали фурьеристские фаланстеры в Америке.

Еще в 70-х годах, т.-е. 20 лет после смерти Кабэ, один из посетителей Икарийской общины, описывая ее простую, трудовую, но бодрую жизнь, прибавляет: «Всего интереснее побывать в воскресенье вечером. Тогда читают избранные места из сочинений великого икарийского.апостола Этьена· Кабэ, поют песни, и молодые люди говорят речи, полные энтузиазма к социализму>).

<< | >>
Источник: Б. И. ГОРЕВ. OT TOMACA MOPA ДО ЛЕНИНА 1516—1917. 1922

Еще по теме VI. ЛУИ БЛАН и КАБЭ.:

  1. ЛУИ-ФИЛИПП
  2. Шарль Луи Монтескье
  3. ЛУИ III
  4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ШАРЛЯ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ
  5. ОГЛАВЛЕНИЕ,
  6. КРАТКИЙ СПИСОК КНИГ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛИЗМА-
  7. 59. ФРАНЦИЯ В 1850–1860–Е ГГ. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ
  8. Начало деятельности Учредительного собрания. Народная демонстрация 15 мая.
  9. Времеииое правительство и его политика.
  10. Временное правительство и его политика.
  11. Государственный переворот 2 декабря 1851 г.
  12. НАПОЛЕОН III
  13. § 10. Июльская монархия
  14. КАРЛ
  15. § 12. Вторая империя