<<
>>

Маркс и Энгельс были выходцами из буржуазного лагеря, которые весь свой ум, талант и знания употребили для борьбы с буржуазией ради дела рабочего класса и всех угнетенных и эксплоатируемых.

Точно также и первый великий коммунист нового времени—Томас Мор, один из образованнейших и умнейших государственных людей Англии, понял всю нелепость, жестокость и несправедливость тогдашних порядков и противопоставил им план общества, где нет частной собственности, где царствует братский труд и равенство, т.-е.

общества коммунистического.

Великие идеи, особенно идеи общественные, не возникают случайно в голове того или иного мыслителя. Для их появления нужны особенные исторические условия. Как Маркс и Энгельс жили в бурную пору европейских революций, так и Mop был современником великой ломки всех старых, ‘средневековых порядков, великого брожения, которое 400 лет тому назад охватило всю Европу—и Англию в том числе. Это было время религиозных войн и крестьянских восстаний, которые иногда выставляли знамя всеобщего равенства и общей собственности. B самой Англии жадные помещики разоряли крестьян и массами сгоняли их с их земель. Образовались большие толпы бездомного и безработного бродячего люда, которые просили милостыни или поневоле грабили на больших дорогах. Правительство их беспощадно преследовало и вешало, хотя само делало из них бродяг.

Мор, правда, всю свою жизнь был противником всяких восстаний и революций, но, благодаря своему замечательному уму, глубоким научным и практическим познаниям во всех областях жизни, он нашел истинную причину всех тогдашних потрясений и единственное настоящее средство к их устранению и созданию мирной и счастливой человеческой жизни.

Сын судьи, получивший в университете философское и литературное образование, он сделался ради заработка адвокатом лондонских купцов и прекрасно изучил тогдашние экономические условия. Будучи выбран в парлакент, он выступил против короля и должен был бежать из Англии. B путешествиях по Европе он еще расширил свой умственный кругозор, знакомясь с чужими народами и порядками.

При новом короле, деспотическом Генрихе VIII, Томас Mop был призван на государственную службу и дослужился до звания министра. Ho он осуждал политику короля, за что был отдан под суд, приговорен послушными судьями к смерти «за измену» и умер под топором палача с мужеством ;. спокойным достоинством.

Bo время одного из своих путешествий, когда он был посланником в Голландии и наслушался рассказов приезжих о недавно открытой тогда Америке и дивных заморских землях, Томас Mop и написал, в 1516 r., свое знаменитое сочинение, по которому потом учились, из которого брали свои мысли целые поколения английских и французских коммунистов.

Сочинение это называется «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или, для краткости, просто «Утопия». Слово это взято из греческого языка«и означает «несуществующее место», или рассказ о фантастической стране, как в наших сказках говорят: «в тридевятом царстЕе, в тридесятом государстве». C тех пор «утопией» стали называть всякую неосуществимую мечту о будущем об- щестЕЄ, а прилагательное «утопический» значит—невозможный, неосуществимый, фантастический.

«Утопия» написана в форме разговора с путешественником, приехавшим из этой сказочной страны. Житель острова «Утопии» удивляется бессмысленным порядкам европейских государств и описывает коммунистический строй его родины. Мысли путешественника—это, конечно, мысли самого Томаса Мора.

«Там, гце царит частная собственность,—говорит он,— где деньги являются мерилом всего, — трудно и почти невозможно, чтобы общество процветало и справедливо управлялось: разве только, если считать справедливостью, когда все хорошее приходится на долю дурных людей, или если называть процветанием, когда все принадлежит немногим людям, впрочем, тоже чувствующим себя не очень хорошо, между тем как остальные влачат поистине жалкое существование».

Mop один из первых понял гениальным чутьем то, что впоследствии подробно развил Маркс, а именно, что «каждое из современных государств есть заговор богатых, которые под предлогом общего блага преследуют свои собственные выгоды...

Они стремятся как можно дешевле купить труц бедняков и как можно больше эксплоатировать его. Свои постыдные постановления богатые делают от имени всего общества, следовательно, и бедных, и называют их законами». Ho и эти законы не могут спасти ни общества, ни самих богачей от преступлений и мятежей. Bce это «исчезло бы, если бы исчезли денъгт. Тогда «были бы забыты тревоги, заботы, горести, затруднения и бессонные ночи людей».

Mop уже 400 лет тому назад предвидел главное возражение, которое всегда выдвигают все противники коммунизма: «Может ли царить избыток благ, когда каждый будет стараться увильнуть от работы? Надежда на выгоду не будет побуждать к работе, а возможность рассчитывать на труд других непременно создаст леность». Ho, описав подробно всю общественную жизнь в своей Утопии, Mop имеет право утверждать, что, как раз наоборот, именно в развитом и сознательном коммунистическом обществе все эти недостатки современного строя должны будут исчезнуть. «В других местах, правда, также говорят об общем благе; но на самом деле каждый заботится только о своем собственном. B Утопии, где нет частной собственности, каждый, действительно, занимается делами общества». Это происходит потому, говорит Мор, что в других государствах каждый знает, что, как бы ни процветала его родина, все же ему придется умереть с голода, если он не позаботится о себе. Поэтому

он прямо вынужден предпочитать свое собственное благо благу обїцества.

B Утопии же, где все имущество общее, каждый знает, что «никто не может терпеть нужду, если только будут заботиться о том, чтобы общественные магазины были полны». B Утопии все граждане обязаны работать. Ho зато общество обеспечивает детей и стариков, больных и неработоспособных.

Bo времена Mopa обрабатывающая промышленность еще очень слабо была развита в Англии и ограничивалась лишь важнейшими ремеслами. Поэтому в его плане коммунистического общества больше всего внимания обращается на земледелие; это объясняется еще тем, что тогда, как мы знаем, начали массами насильственно обезземеливать крестьян, и образовался многочисленный сельский пролетариат.

Остров Утопия—это целое государство, из 24 городов с прилегающими сельскими округами. Каждый округ по возможности обслуживает себя сам всеми необходимыми продуктами. Ho, в случае надобности, округа берут то, чего у них недостает, у других округов «.без всякого вознаграждения». «Таким образом,—добавляет Мор,—весь остров составляет как бы одну семью».

Сельскими работами обязаны заниматься по очереди все вообще граждане. Для них существует трудовая повинность, города выделяют для земледелия часть своего населения, которая, пробыв в деревне два года, возвращается в город и заменяется другими горожанами.

Жители городов занимаются обработкой шерсти и льна и другими необходимыми ремеслами. Платье «каждая семья изготовляет для себя сама».

«Сельские жители обрабатывают поля, ухаживают за скотом, рубят лес, который они перевозят в город».—«Все, что нужно для сельских жителей, чего нельзя найти в поле и B лесу, они достают в городе, где власти охотно и безвозмездно дают им все необходимое». Hu денег, ни вообще обмена и торговли в Утопии нет. Bce продукты городского и сельского хозяйства свозятся в общественные магазины, откуда каждый берет все то, что ему нужно. Первыми и лучшими продуктами питания снабжаются прежде всего больницы.

Никто не берет больше необходимого, так как каждый знает, что он всегда будет в изобилии снабжен всеми продуктами и нуждаться не будет. Задача властей, выборных старшин, сводится, главным образом, к надзору за тем, чтобы никто не уклонялся от работы и чтобы производилось именно то, что нужно в данный момент. Впрочем, обязательная работа продолжается лишь шестъ часов в день, и, благодаря отсутствию бездельников, правильном^· распределению работ и экономии, достигаемой их централизацией, этой работы вполне достаточно не только для текущих надобностей, но и для образования запасов.

Bce власти в Утопии выборные. Женщины имеют те же права и обязанности, что и мужчины. Наука пользуется большим уважением, и все жители привлекаются и поощряются к слушанИю публичных научных «чтений», т.-е. лекций. Граждане Утопии ненавидят войну; но тем не менее pce они, и мужчины и женщины, учатся владеть оружием, чтобы, в глучае необходимости, «защищать свою родину или своих друзей против несправедливых нападений».

Таков, з самых общих чертах, план будущего оощества, нарисованный 400 лет тому назад, на самой заре капиталистического развития Европы, великим английским мыспитепем. ГлаБное значение его «Утопии» то, что она—впервые во всей человеческой истории—предлагает общегосударственную организацию коммунистического производства. При 'этом именно средства производства становятся общественной собственностью, и тем дается единственный действительный способ избежать возникновения новых видов эксплоатации человека человеком, нового неравенства, нового деления на работающих бедняков и праздных богачей.

Поэтому Mop с полным правом считается основателем и родоначальником всего ноЕейшего социализма.

Ho в вопросе о том, как добиться, как осуществить социализм, Mop ошибался так же, как ошибались утопические социалисты в XIX веке: он боялся народных восстаний, не верил в то, чтобы народные массы завоевали социализм собственными революционными усилиями, и все свои надежды возлагал на благодетельных и умных правителей, которых убедят его доказательства и соблазнит картина счастливой и спокойной жизни при коммунистическом строе.

Мы знаем, что таких благодетельных и умных правителей из среды господствующих классов не нашлось и до настоящего времени. Зато рабочий класс усвоил вполне идеи великого английского коммуниста в том новом и усовершенствованном виде, который придал им научный социализм Маркса и Энгельса. И начинающаяся мировая пролетарская революция эти идеи осуществит.

<< | >>
Источник: Б. И. ГОРЕВ. OT TOMACA MOPA ДО ЛЕНИНА 1516—1917. 1922

Еще по теме Маркс и Энгельс были выходцами из буржуазного лагеря, которые весь свой ум, талант и знания употребили для борьбы с буржуазией ради дела рабочего класса и всех угнетенных и эксплоатируемых.:

  1. 4. Классовая борьба, психология и сознание класса государственных рабочих в СССР.
  2. К. Маркс и Ф. Энгельс.
  3. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса
  4. Начало дружбы Маркса и Энгельса, Дальнейшая разработка революционной теории.
  5. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  6. Особенности формирования класса буржуазии во Франции.
  7. Рабочий класс и рабочее движение.
  8. Существуютли вопросы, для решения которых необходимо согласие всех собственников помещений в доме?
  9. Манифест подполковника Джона Лильберна, мистера Уильяма Уолвина, мистера Томаса Принса и мистера Ричарда Овертона, заключенных в лондонском Тоуэре, и других обычно (хотя и несправедливо) именуемых левеллерами, ставящий целью опровергнуть многочисленныеклеветы, направленные против них для того, чтобы сделать их ненавистными для государства, и удовлетворить и заверить всех тех, к благу которых направлены все их предложения и желания и интересы которых являются конечной целью их общественных обязат
  10. Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса
  11. 7. Современное состояние рабочего класса России (и СНГ вообще).
  12. Активизация борьбы двух лагерей. События в Чехии и их значение
  13. 2. Какие были предпосылки, этапы, итоги буржуазной революции в Англии?
  14. Как всякое устроенное общество, мир мошенников имеет свой приход и расход, свой актив и пассив, одним словом, свой бюджет Л. Моро-Кристоф
  15. Как всякое устроенное общество, мир мошенников имеет свой приход и расход, свой актив и пассив, одним словом, свой бюджет. Л. Моро-Кристоф
  16. § 3. Борьба классов и партий
  17. В предыдущих главах я рассматривал влияние, которое оказывали немецкие концентрационные лагеря на заключенных в них людей.