<<
>>

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН

Одним из зачинщиков бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.), выходец из среды высшего дворянства, один из ведущих теоретиков анархизма. Конечную цель он видел в «освобождении всего человечества посредством восставшей черни», уничтожении буржуазной цивилизации, полном и окончательном уничтожении классов, семьи, наследственных прав.

Ha смену старому строю должно прийти объединение людей в сельские и городские общины, добровольные федерации общин — «коллективистский анархизм». Bce то, что не направлено на подготовку революции, Бакунин считает ненужным и безнравственным (идеология нигилизма, вложенная Тургеневым в уста Базарова — литературного образа Бакунина, созданная писателем в «Отцах и детях»). «Не учить народ, а бунтовать» — таков был девиз Бакунина, который выступал против пропагандистского направления народничества.

Сформулированная Бакуниным анархическая теория не признавала никакого государства, в том числе и демократического, негативно относилась к праву.

Это было связано с представлениями о том, что любая власть — это порабощение человека, и поэтому путь к прогрессу лежит только через социальную революцию. Причина власти человека над человеком — в подчинении «всепожирающим абстракциям», таким как право, религия, государство. Ha самом деле они не существуют — есть лишь люди, которые этими абстракциями прикрывают свое господство над другими. Власть не имеет объективных основ и ее легко уничтожить, отказавшись от веры в ее силу, уничтожив ее путем насильственного переворота. После революции государство не должно продолжать существование — в этом причина споров Бакунина с Марксом, который выступал за сохранение диктатуры пролетариата на переходный период.

Свой идеал социального устройства мыслитель описывает в основной работе «Государственность и анархия» (1873 r.).

B лице организаторов народной революции Бакунин не хочет видеть даже «временный или переходный» тип власти. Народ после революции должен «самоопределиться на основании полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней свободы... без всякого государственного посредничества». Чтобы избежать возможного огосударствления действий революционеров-заговорщиков, Бакунин в уставе тайной организации политических лидеров общества предусматривает ряд превентивных мер. Во-первых, они не создают никакой политической идеологии и опираются лишь на принцип «взаимной братской веры». Далее, «вступая в общество, всякий член обрекает себя навсегда на общественную неизвестность и незначительность»; решения принимаются коллективно, отдельная личность ничего не значит. Руководство осуществляется тайно — революционное общество из своей среды избирает исполнительный комитет из трех или пяти членов, который, руководствуясь единой программой и общим планом действий, направляет деятельность всех групп общества, разбросанных «посреди всенародной анархии». Этот комитет избирается бессрочно и называется народным братством. Нижестоящие комитеты образуют соответственно областные и уездные братства. Члены областных и уездных братств знают друг друга, но не знают вышестоящего народного братства. Таким образом, но мнению

Бакунина, тайное общество не сможет превратиться в орган «официально признанной власти» и будет только «силою мысли» воздействовать на сознание темных масс. Неясным, однако, остается вопрос: куда должно деваться тайное общество после установления анархии, свободной федерации крестьянских общин? Бакунину этот вопрос казался преждевременным, и он оставлял его решение на будущее.

Bce юридические законы, в отличие от законов природы и правил общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому деспотическими. Политическое законодательство, которое создается государством, враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Игнорирование естественных законов ведет к подчинению неестественному, «юридическому», искусственно создаваемому праву, и тем самым способствует возникновению и распространению олигархии. Право-законодательство порабощает человека и поэтому должно быть устранено после революции, жизнь должна будет регулироваться лишь требованиями нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. C того момента, когда рабочий окажется победителем, он должен будет проявить по отношению к бывшему хозяину «чувство справедливости и братства свободного человека». Такова была идеалистическая утопия, которой руководствовался Бакунин, веря в то, что все социальные вопросы исчезнут после переворота.

<< | >>
Источник: Антонов M.B.. История правовой мысли России. Конспект лекций. 2011

Еще по теме МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН:

  1. Самобытная специфика многогранной персональной идеологии М.А. Бакунина
  2. ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ Тихомиров
  3. НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ
  4. ЛЕКЦИЯ 13. M.A. Бакунин
  5. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ Ильин
  6. XVI. M. А. БАКУНИН. 1814—1876.
  7. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина
  8. МИХАИЛ VI СТРАТИОТИК
  9. МИХАИЛ I РАНГАВЕ
  10. МИХАИЛ V КАЛАФАТ
  11. Мыслитель с поющим сердцем. Судьба и творчество Ивана Александровича Ильина
  12. МИХАИЛ IX ПАЛЕОЛОГ
  13. Аркадий Васильевич Соколов Валерий Александрович Фокеев
  14. МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ