1.1. Мистико-поэтическая концепция русского самодержавия Н.И. Черняева
Имя Николая Ивановича Черняева малоизвестно в широких кругах. Более того, даже в правоведении Н.И. Черняев остается полузабытым мыслителем. Между тем именно ему принадлежит одна из первых в России работ, обосновывающих проникновение монархического начала в русское правосознание, что позднее нашло окончательное завершение в идее русского монархического правосознания И.А.
Ильина.Николай Иванович Черняев (1853 - 1910) родился в старой дворянской семье. После окончания харьковской гимназии, он поступил на юридический факультет Харьковского Императорского университета. В 1875 г. после завершения курса обучения Н.И. Черняев был оставлен на факультете для приготовления к званию профессора в области истории русского права. В эти годы он уже начал писать свои первые о русском самодержавии.
Н.И. Черняев любил театр, где познакомился с Ю.Н. Говорухой-Отроком. На процессе 193-х он выступил защитником своего друга. В 1881 г. Николай Иванович покидает университет и переходит к публицистической деятельности в журнале «Южный край».
Наряду с публицистикой он работает в присяжной адвокатуре и участвует в ряде политических и литературных процессах. В 1890 г. по предложению Ю.Н. Говорухи- Отрока он начинает печататься в «Русском обозрении» - печатном органе правых сил. В 1895 г. в этом журнале выходит его центральная работа «О русском самодержавии» - первое систематическое произведение о монархии в России, предварившая сочинения Л.А. Тихомирова.В 1890-е гг. Н.И. Черняев тяжело заболевает - у него наступает паралич тела. Лишь позднее к нему возвращается подвижность рук. В 1901 г. выходит в свет еще одно исследование русской монархии - «Необходимость самодержавия для России. Природа и значение монархических чувств». В 1905 г. он перестает сотрудничать с газетой «Южный край», поскольку ее содержание приобретает социалистические оттенки.
В 1907 г. Н.И. Черняев публикует сборник заметок о русской монархии, разбросанных в разных журналах и газетах и высказанных по различным поводам, - «Из записной книжки русского монархиста». С 1905 г. Николай Иванович стал активным членом харьковского отдела «Русского Собрания» и до последних дней был горячим защитником необходимости самодержавия в России как плота ее существования наряду с Русской Православной Церковью.
В своей теории русского самодержавия Н.И. Черняев особое внимание обратил на те природные, климатические, национальные и религиозные причины, которые делают необходимой для России монархическую форму правления.
Во-первых, размеры русского государства как самого крупного политического организма с неизбежностью требуют сосредоточения власти в руках одного лица.
Только при единстве власти можно обеспечить гибкость, быстроту и сплоченность государственной политики. Власть самодержца способна в отличие от республиканской формы правления удержать все окраины и территории в одном государственном целом. Н.И. Черняев отмечает: «Небольшие здания не нуждаются в крепких связях, но без них нельзя обойтись при сооружении громадных построек. Вот почему колоссальные по размерам державы нуждаются в единоличной власти государей-автократов. Всем понятная, наиболее естественная и простая из форм правления, она представляет вместе с тем все выгоды сочетания силы, быстроты решения и нравственного обаяния»[1] [2]. В-вторых, самодержавие обеспечивает примирение и защиту различных национальных и религиозных интересов. Российская Империя благодаря власти царя смогла не только дать условия для процветания русского народа, но и обеспечить охрану интересов других наций. Справедливо Николай Иванович утверждает, что другие инородческие слои России не терпят какого-либо стеснения, но, напротив, получают всяческую помощь и выгоды от сосуществования с русским народом. По словам Н.И. Черняева «Будучи хранительницей неотъемлемых прав русского народа, трудами и гонениями которого создана Российская империя, царская власть является , вместе с тем, 2 и защитницей всех справедливых и неотъемлемых прав инородцев» . В-третьих, монархия в России обусловлена исповеданием русским народом православия. На взгляд Н.И. Черняева из всех ветвей христианства, только православие благоприятствует развитию самодержавия. Священное Писание и Священное Предание отцов церкви свидетельствуют, что наиболее предпочтительной для Бога формой правления является царская власть. Публицист пишет: «Почему же Самодержавие может быть только там, где Православие? Потому что ни одна из христианских религией не благоприятствует развитию и укреплению монархических начал в такой степени, как Православие, потому что Цари-Помазанники и Цари - Божией милостью могут быть, строго говоря, только в православных государствах»[3]. Здесь Н.И. Черняев подчеркивает православную скрепу царской власти, без которой последняя бы рухнула и выродилась в деспотическое правление. В признании своего рода сверхъестественной природы монархической власти заключается ее магнетизм, поэзия и существо. Без мистицизма монархия ровным счетом ничего не значит и воспринимается как правление силы. В-четвертых, славянские народы изначально предрасположены к автократической власти и не способны управляться парламентскими учреждениями. По мнению Н.И. Черняева, выбор в пользу республики всегда приводил для славян к краху государственности и политическим катаклизмам. Так, в конце XIX в. только монархические Россия и Черногория были стабильными и независимыми государствами, тогда как в Болгарии и Сербии постоянно происходили политические смуты. В-пятых, экономические условия России таковы, что незначительная часть подданных имеет капиталы и может участвовать в политике, тогда как остальная занята пропитанием и неустанной и тяжелой трудовой деятельностью. При установлении республики в России сфера политики стала доступна только этой немногочисленной группе людей. Наконец, в-шестых, постоянные на протяжении всей русской истории угрозы внешнего военного вторжения требовали самодержавного правления, единственно возможного во время военных событий. Поскольку угроза войны никогда не ослабевала, постольку и монархия неизбежный спутник русской истории. Резюмируя причины, приведшие Россию к самодержавной форме правления, Н.И. Черняев приходит к выводу, что для России самодержавие единственный вариант ее самосохранения. Самодержавие - фактор охраны и защиты русской территории, культуры, обычаев, веры и народа. Без самодержавия Россия обречена на раздел, военный захват и уничтожение народа, его культуры и веры. Н.И. Черняев первый в истории русской политико-правовой мысли вскрыл мистическое, духовно-нравственное единство русского народа и царской власти. Если у предшественников, в особенности славянофилов, только проступали едва различимые идеи о единстве монарха и народа, то у Н.И. Черняева концепция мистической природы русского самодержавия была сведена в целостную теорию. Мистицизм русского самодержавия Николай Иванович видел в двух началах: 1) Божественность происхождения и предназначения царской власти, что неоспоримо вытекает из учения православной церкви; 2) Глубокое и сильное убеждение, чувство монархизма, заложенное в сознании русского народа. По своей психологии русский народ-монархист и никакой другой формы правления не приемлет. Свою мистическую концепцию русской монархии Н.И. Говоря о монархической привязанности русского народа, Н.И. Черняев отрицает идею обожествления самого царя. Языческая, прежде всего, римская концепция обожествления императора в России не прижилась. То, что нередко в народе и церкви царя называли земным богом или христом показывает лишь его первенство в земной жизни, но не равенство Небесному Царю-Богу. Мистическая искра заложена Богом в самой природе царской власти, носитель которой может исказить суть монархии под влиянием собственных человеческих слабостей. Здесь Н.И. Черняев выражает общую для консерватизма мысль о двоякой сущности царской власти - божественной по происхождению и предназначению, но человеческую и греховную вследствие слабостей ее носителя. Н.И. Черняев писал: «Земной Бог - такое же метафорическое выражение, как Царь Небесный или Царица Небесная. Употребляя его, старинные русские люди были далеки от мысли придавать ему буквальный смысл и творить себе из смертного кумира. Любя и почитая своих Царей, русский народ смотрит на них с строго христианской точки зрения и не приписывает им никаких сверхчеловеческих свойств. Целый ряд народных пословиц напоминает носителям верховной власти о недостатках и немощах человеческой природы и о том, что миром управляют не Цари, а Бог. Николай Иванович был убежден в том, что каждый русский человек по своей природе монархист. Только заблуждение, зашоренность сознания русской интеллигенции мешает разглядеть очевидное сродство русского менталитета с самодержавной формой правления. Н.И. Черняев убедительно доказывает, что самые лучшие представители русской культуры были апологетами самодержавия: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.И. Гоголь, Н.М. Карамзин, В.С. Соловьев, С.М. Соловьев и др. Даже революционеры и либералы, прошедшие долгий путь внутреннего перерождения, признавали ценность самодержавие (Станкевич, Герцен, Тургенев и др.). Н.И. Черняев в своих трудах показал целый ряд достоинств самодержавного правления в сравнении с республиками и деспотиями: - стабильность и прочность власти, не обремененной выборами и борьбой социальных сил за власть; - преемственность власти и забота о сохранении государственности, обусловленная тем, что царь заботится о том, что достанется в наследство его преемнику, тогда как выборные власти зависят от коньюктуры и заботятся о сиюминутных выгодах и интересов; - тесная связь царя и народа рождает доверие и нравственную поддержку правительственному курсу; - царская власть способна отрешиться от классовых и частных интересов, быть арбитром в социальных конфликтах; - самодержавие эффективно в условиях военного времени; - самодержавие гарантирует защиту национальной культуры и веры; - многие духовные и материальные успехи обязаны самодержавной власти; - царь способен встать над мертвой буквой закона и править по зову совести помочь обиженному и обделенному; - самодержавная власть способна обеспечить порядок в условиях социальных волнений, катаклизмов и реформ, водворение устойчивости и безопасности в критических, чрезвычайных ситуациях. В мистической концепции русского самодержавия Н.И. Черняев на основе христианского вероучения, пронизывающего жизнь и мировоззрение русского народа, на царя возлагает высоко нравственные задачи: 1) защищать русскую веру - православие; 2) оберегать русский народ, его территорию и единство - сохранять русскую народность; 3) водворять правду, вести праведный и совестливый суд; 4) бороться со злом, давать защиту слабым, угнетенным и обездоленным; 5) уклоняться от греха и вести благочестивый образ жизни, чтить веру и церковь. Интересно, что Н.И. Черняев придерживается традиционной точки зрения на необходимость подчинения царю независимо от характера правления. Бог дает царя по заслугам народа. Но, и царь за свои слабости навлекает на народ гнев Божий. Мыслитель указывает: «Царь, по воззрениям народа, должен уклоняться от греховной жизни не только из страха Божия, но и из сострадания к земле. В добром и благочестивом Государе благословляется вся страна; пороки царя навлекают на нее гнев Божий»[7]. Н.И. Черняеву принадлежит целый ряд блестящих афоризмов, выражающих существо русского самодержавия. Вот некоторые из них: «Русское самодержавие есть последствие безмолвного и подразумеваемого согласия, готовности, умения, способности и потребности многомиллионного русского народа и вообще всего населения Империи, состоящего из людей, имеющих различные характеры, взгляды, привычки и нужды, жить заодно, всем жертвуя ради сохранения порядка, единства, целости, независимости и могущества государства. Русское самодержавие есть наилучший для нашей родины способ приведения к одному знаменателю 140 000 000 умов и воль, из которых слагаются воля и разум нации тех народов и общественных слоев, из которых она состоит. Русское самодержавие есть тот аппарат, при помощи которого легко может быть приводим в действие сложный, громадный государственный организм Империи, имеющий дело не только с центростремительными, но и с центробежными силами, - аппарат, благодаря которому Россия в любую минуту, и притом в самых трудных случаях своей жизни, может превратиться как бы в один вооруженный стан, одухотворенный одной мыслью и способный как к несокрушимому отпору, так и грозному натиску»[8]. Подытоживая, хотелось отметить, что Н.И. Черняев до последних дней верил в несокрушимость самодержавия в Россию, в неиссякаемую любовь народа к царю. По мысли публициста, самодержавие в России условие существования в России непоколебимой веры, единства и неприкосновенности страны. При ослаблении самодержавия рухнет вся Россия, но она всякий раз возрождалась и восстанавливалась после крушения и смут. Возможно, пророчества Н.И. Черняева сбудутся, поскольку без самодержавия в России нет ни православной веры, ни русской народа. 1.2.
Еще по теме 1.1. Мистико-поэтическая концепция русского самодержавия Н.И. Черняева:
- Самобытность идеала русского Самодержавия
- Консервативная концепция самодержавия Н.М. Карамзина
- Русская история доказала жизнеспособность самодержавия, выдержавшего войны, социальные конфликты, голод, стихийные бедствия.
- Концепция православного самодержавия в мировоззрении Ивана Грозного
- Михаил Михайлович Сперанский — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.
- Самодержавие должно опираться на православные идеалы, а русский царь должен быть православным.
- ЛЕКЦИЯ 1. Концепция русского легитимизма H.M. Карамзина
- Нравственно-правовая концепция русской государственности П.Е. Казанского и Н.А. Захарова
- ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
- МИСТИКА
- Интерпретация поэтического текста
- § 4. Поэтическое воспроизведение природной красы
- Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что философско-историческая концепция русской революционной демократии 40-х гОдов к гегелевской философии истории не сводилась.
- Положение об отрицании, критике, действии в истории заняло важнейшее место среди идей русских социалистов 40-х годов, идей, раскрывающих их концепцию закономерного движения общества к социализму
- Смешение мистики