МОСКОВСКАЯ ШКОЛА (Б.А. Кистяковский, A.C. ЯЩЕНКО)
Из ученых, способствовавших развитию идеал-реалистического подхода к праву в российской науке, можно, прежде всего, назвать Богдана Александровича Кистяковского (1868-1920 гг.), мыслителя, чьи творческие заслуги признаны не только в России, но и за рубежом.
Интеллектуальная биография этого ученого была типичной для интеллигенции той эпохи. Принятый на юридический факультет Киевского университета, Кистяковский был вскоре исключен за занятие революционной деятельностью. Затем последовало поступление в Юрьевский (Тартуский) университет, из которого молодой ученый вновь исключен и за социалистическую пропаганду приговорен к тюремному аресту. После освобождения Кистяковский уехал заграницу и продолжил свое образование в Берлинском и Страсбургском университетах, в последнем в 1899 году он защитил диссертацию по теме «Общество и индивид». Эта работа была опубликована и принесла ее автору известность в научных кругах Германии. B этом произведении Кистяковский исходил из равнозначности двух основных начал социального бытия — личности и общества. B духе дюркгеймовской социологии мыслитель также критиковал механистический и индивидуалистический подходы к обществу, подчеркивая именно коллективно-психологическую основу социального взаимодействия (общность чувств, идеалов, интересов, содержания коллективных представлений). Некоторое время спустя Кистяковский возвращается в Россию уже как ученый с общеевропейской известностью.Свою общественно-политическую и правовую позицию мыслитель в сжатом виде отразил в статье «В защиту права», опубликованную в 1909 году в знаменитом сборнике «Вехи». B этой статье Кистяковский утверждал, что спецификой русской истории было слабое развитие правосознание русского народа, отсутствие уважения к закону и веры в силу права. Это объясняется традиционным деспотизмом власти, а право (в позитивистском понимании этого термина) традиционно ассоциировалось в народном сознании с властным произволом.
Поэтому задачей русской интеллигенции является, прежде всего, изменение такого отношения к праву. B этом плане Кистяковский осуждал утопизм революционеров, которые призывали к террору и социальному перевороту вместо того, чтобы укреплять правосознание народа. Эта работа подвела черту под прежними революционными и марксистскими пристрастиями ученого и стала символом его поворота к либеральной правовой идеологии.Основной работой Кистяковского стала книга (сборник статей) «Социальные науки и право» (1916 r.), где он изложил свой проект интеграции знания о праве. Характерным признаком этого проекта стало плюралистическое видение права как сложного, многосоставного социального феномена. Мыслитель считал, что право не может иметь одного исчерпывающего определения — частично правильными являются все разнообразные научные подходы, которые освещают тот или иной аспект права (социологический, нормативный, психологический, государственно-организационный и т.п.). Ho теория права не должна ограничиваться лишь перечислением разных аспектов — необходимо их объединение в новые синтетические научные схемы. Такую схему Кистяковский и предлагал в своей плюралистической теории права.
Основой для его правовой теории послужило неокантианское учение о правовых нормах как общеобязательных формах сознания, структурирующих параметры человеческого опыта. Норма как форма сознания (коллективного и индивидуального) всегда описывает некую ситуацию и предписывает некое поведение. B этом плане норма — это первая составляющая для синтетического определения права. Ho право образуется только тогда, когда норма находит свое применение в социальном отношении, и это — второй аспект определения понятия права. При этом бытие правовой нормы основывается на коллективных и индивидуальных психологических переживаниях, которые ориентированы на восприятие справедливости. Данный психологический аспект является третьим основным признаком права. Таким образом, Кистяковский первым из русских мыслителей создает интегративную концепцию, в которой право понималось одновременно как норма, отношение, ценность и психологическое восприятие.
Следует отметить, что такое видение права было положено ученым в основу его либеральной политической позиции и, в частности, разрабатываемого им идеала конституционного государства как «государства, где суверенитет власти заменяется суверенитетом права». Такой суверенитет права означает идею защиты личности от произвола властвующих и превращение состояния фактического господства в состояние правовой обязанности. Эти идеи перекликаются с идеей правового государства как формы равновесия интересов личности и общества, характерной для многих участвовавших в кадетском движении мыслителей.
Кистяковский, как и многие русские интеллектуалы, не принимает Октябрьской революции. B 1917 году он уезжает из Москвы на Украину, тогда еще свободную от власти большевиков, и становится профессором Киевского университета. B 1919 году, когда Кистяковский поехал в Краснодар в ставку Деникина просить о сохранении независимости университета, он умирает от неожиданной болезни. Такова судьба этого замечательного мыслителя, который продолжил разработку предложенного Владимиром Соловьевым целостного подхода к праву и который сформулировал научное видение права как многоаспектной формы социального и культурного развития.
Еще одним важным представителем разбираемого направления правовой мысли России был Александр Семенович Ященко (1877- 1934 гг.). Чтобы понять содержание его взглядов, нужно учитывать, что Ященко был одним из самых верных последователей философских идей Владимира Соловьева. Немалую часть своей научной карьеры и несколько ключевых научных трудов Ященко посвятил изучению правовых взглядов великого русского философа.
Свои основные произведения мыслитель написал еще до вынужденной эмиграции в Германию (1919 r.). Среди этих произведений особо нужно выделить две работы, вышедшие в свет в 1912 году. B первой из них, «Философия права Владимира Соловьева», Ященко дал глубокое описание теории этого мыслителя, защищая его взгляды от недоброжелательной критики. B другой работе, «Теория федерализма.
Очерк синтетической теории права и государства», Ященко сформулировал свою собственную правовую концепцию, основанную на идеях B.C. Соловьева. Эта концепция, как следует из ее названия, — синтетическая, интегральная. Ho инте- гральность правовой теории Ященко понимал несколько иначе, чем Кистяковский. Если для последнего интегральность означала изучение права с точки зрения различных подходов, то Ященко строил свою синтетическую теорию права на основе холистской теории общества. Иными словами, считая основой теории права особое учение об обществе, оба ученых по-разному оценивали принципы этого учения. Для Кистяковского в основании социального взаимодействия лежит идея коллективного сознания или духа. Ященко полагал, что необходимо отказаться от дуализма индивидуального и коллективного начал, от дискуссий о том, что — индивид или общество — обладает высший ценностью; что нужно признать двустороннюю природу общества как равновесия личного и общественного начал. Эту идею мыслитель, как нетрудно увидеть, берет у Владимира Соловьева.B духе интеллектуальных стремлений той эпохи Ященко стремился дополнить идеалистическую концепцию права Соловьева идеями современной психологической школы. Принимая в этом отношении идею о том, что общество является, в первую очередь, формой психологического единства, Ященко отказывается следовать принципам индивидуалистической психологии права Петра- жицкого. По мнению ученого, в основе социального взаимодействия лежит коллективно-психологический синтез, который достигается за счет совпадения, взаимной связанности психологических переживаний. Речь при этом идет не о случайной связи и совпадении, как по теории Петражицкого, а о сочетанном действии, которое изначально задано параметрами и условиями социальной жизни. Так, психологическая связь на основе совпадения эмоций господства и подчинения возможна не только между индивидами, но и с участием социальных коллективов, общества в целом. Такая необходимая связь дает начало праву как одному из регуляторов социальной жизни.
Также как и Соловьев, Ященко связывал право с нравственностью и рассматривал первое как определенный минимум добра, гарантированный внешним принуждением. Поскольку как односторонний индивидуализм, так и последовательный коллективизм несправедливы в своих крайних проявлениях, задачей права является установить и обеспечить синтез личного и коллективного начал. Таким образом, право — это явление того же порядка, что мораль, религия, этика, но от них право отличается своим принудительным характером.
Мыслитель выделял внешнюю принудительность как переживание субъектом эмоции подчинения властным повелениям, и внешнюю принудительность как действие порядка, установленного и осуществляемого компетентными органами социальной власти. Исходя из такой позиции, Ященко дает такое определение права: «Право есть совокупность действующих в обществе вследствие коллективно-психического переживания членами общества и принудительного осуществления органами власти норм поведения, устанавливающих равновесие между интересами личной свободы и общественного блага».
Развивая это определение, Ященко приходил к признанию естественного права, подобно Соловьеву понимая под этим термином формально-логическую сущность права. Как и Соловьев, Ященко рассматривает противопоставление естественного и позитивного права как искусственное, а сами эти доктрины — как два варианта воззрения на один и тот же предмет. Естественное право в этой перспективе оказывается частью позитивного, хотя последнее никогда не способно реализовать все принципы первого. После эмиграции Ященко все более погружается в проблематику международного права, пытаясь обогатить теорию этой науки за счет концепции правового идеал-реализма.
Ha примере этих двух представителей московской школы идеал- реализма в правоведении можно увидеть вариативность той исследовательской модели, что была сформулирована Владимиром Соловьевым. C одной стороны, критика отвлеченных начал, с другой стороны, идея свободной теократии как синтеза личного и общественного начал позволили Кистяковскому и Ященко создать две независимых интегративных правовых доктрины.
Для Кистяков- ского, который ориентировался также на положения баденской школы неокантианства и преимущественно сосредоточил свое внимание на вопросах социальных норм и форм долженствования, право представлялось особой формой совмещения фактического и нормативного. Такое совмещение позволило ему оценить право в двух ракурсах — субъективном, иррациональном, и объективном, рациональном. Ященко, который пытался, прежде всего, модернизировать учение о праве B.C. Соловьева с учетом развития современной психологической теории, делал акцент на аксиологической (ценностной) стороне права. B этом ракурсе особое значение получало уравновешивание через право интересов и ценностей общества и индивида, целого и частного.Наряду с Кистяковским и Ященко, аналогичные идеал-реалисти- ческие правовые концепции развивали и некоторые вышедшие из школы Петражицкого мыслители. Еще в годы преподавания Пе- тражицкого в Петербургском университете (начало XX века) вокруг него образовался кружок молодых талантливых ученых, которые заинтересовались новой психологической теорией права. Этот кружок был довольно многочисленным, в отдельные периоды времени его численность доходила до 1000 человек. B ближайший круг последователей Петражицкого входило порядка двух десятков исследователей, многие из которых стали впоследствии знаменитыми учеными с мировым именем.
B этой школе можно было выделить два основных направления — марксистское и социолого-правовое. Общим между ними было стремление к обогащению психологического подхода за счет других методов и разработка плюралистического видения права. Tpoe из учеников Петражицкого (Гурвич, Тимашев, Сорокин) вошли в историю как одни из основателей социологии права. Ho это уже было не социологическое направление позитивизма — речь шла о подходе, совмещавшем принципы позитивизма и идеализма.
Еще по теме МОСКОВСКАЯ ШКОЛА (Б.А. Кистяковский, A.C. ЯЩЕНКО):
- 68. Плюралистическая концепция права Б. А. Кистяковского, феноменологическая концепция Н. Н. Алексеева, интегральная школа
- ♥ Могули я получить помощь московской «Скорой» и попасть в московскую больницу в таких случаях? (Владислав)
- Кистяковский Б.А. «В защиту права»
- Кистяковский Б.А. «В защиту права»
- Учение о государстве и праве Б.А. Кистяковского
- 2. Московская Русь как субцивилизация
- 87. Историческая школа права
- Дальнейшее усиление Московского княжества.
- Историческая школа права
- МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ
- 85. Социологическая школа права
- 10.1. Особенности технологии работы на Московской Бирже
- 89. Нормативистская школа права
- Старая историческая школа
- УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА