<<
>>

Нельзя называть христианской цивилизацию, в основе которой лежит исключительно материальная ориентация.

Промышленная революция сопровождалась спекулятивно-ростовщическими технологиями,

071

ставящими в центр экономической жизни уже не предприятие, а банк271. Оппонентами спекуляций с ценными бумагами, способных в считанные часы экспроприировать сбережения сотен миллионов людей в самых отдаленных уголках мира, со времен Средневековья были христианская мораль, национальный суверенитет и социальное государство.

Вот почему банковский капитал выступил в авангарде борьбы с христианством и его «пережитками в сознании людей».

Н.С. Трубецкой отмечает: «европейская цивилизация производит небывалое опустошение в душах европеизированных народов, в то же время непомерное пробуждение жадности к земным благам и греховной

ΟΎΟ

гордыни являются верными спутниками этой цивилизации»[224]. Верящий в истинного Бога человек имеет надежные духовно-нравственные механизмы, с помощью которых он держал безсознательные глубины в повиновении. Как только протестантизм и нигилизм расшатали веру в эти спасительные механизмы, началась эра подлинного мракобесия.

Такого количества душевнобольных людей мир еще не знал. Неожиданно поднявшийся в сознание безсознательный архетип мгновенно разрушает личность и подавляет ее остатки, превращая человека в игрушку в руках невидимых сил. Уникальные религиозно-нравственные механизмы, отделяющие людей от адских бездн, не «срабатывают» в отношении богоборцев, атеистов и им подобных заблудших людей. Тогда эти люди обретают поистине звериные повадки, которые в полной мере раскрываются в условиях либеральной рыночной экономики, когда на смену религии, нравственности и Праву приходят клише, отворяющие адские врата коллективной психики и самые темные инстинкты выпускаются на свободу. Распространение на современном Западе института семейных психотерапевтов и количество обращений за психиатрической помощью свидетельствуют о духовном распаде западного образа жизни.

Утилитарный интерес, основанный на автономной этике, напрочь убивает духовный облик человека и гарантирует свободу в грехопадении. Все становится подверженным сиюминутной выгоде, личному интересу. «Нам говорят, - пишет А.Д.Градовский, - что торговля должна объединить мир, что промышленные интересы свяжут человечество сильнее всяких нравственных уз. Средневековый человек постыдился бы говорить это. Он сознавал, что он связан с другими нациями духовными узами, и связь эта едва ли не крепче, чем все торговые контракты, которыми так гордится наше время»[225]. Снятие запрета с противоборства людей, нещадно конкурирующих друг с другом, характерно для далеко зашедшей стадии разложения общества. Тогда постоянно требуется государственное насилие, в котором ищут спасения от хаоса. Так западное «правовое государство», по сути, оказывается полицейским.

Государство, отказавшееся от божественно-нравственного достояния, утрачивает духовное отношение к жизни и не может признаваться правовым. Западное «правовое государство» не заглушает индивидуальный эгоизм, а развивает его до высших пределов, не объединяет людей, а обезличивает их. Вера в прогресс порождает в обществе разрушительный регресс, когда люди рушат все органичные формы социальной жизни и создают ничто. И само понимание прогресса, как и многих других явлений, извращено. Ведь сама сущность человека как главного элемента истории предполагает приоритет духовных ценностей. И если говорить о прогрессе, то таковым нужно признать прежде всего духовное совершенствование общества и человека, выраженное в укреплении религиозных и нравственных основ бытия.

Правосознание русского народа в XIX в. еще обладало духовной цельностью - неразрывностью веры, нравственности и юриспруденции; добротолюбием - критерием правомерного образа жизни; нестяжательством - преобладанием духовно-нравственных мотивов жизни; соборностью - любовью к Традиции; богоцентричностью - устремленностью к Божественным идеалам Любви, Добра и Красоты. Неустроенность православной русской души в мире утилитарных ценностей уже давно не вызывает ни у кого сомнений.

Ученые расходятся лишь в объяснении причин этого факта. Так, В.В. Ильин и А.С. Ахиезер полагают, что «среда современной европейской государственности развивалась на основе диалога рынка, средневекового корпоративизма, принятия абстрактности денег, права, рациональной логики и т.д., а в России этот процесс проходит на основе мощных пластов

ΟΎΛ

синкретизма, архаичных ценностей» . Помимо необоснованного признания идеалов Святой Руси архаичными, названные авторы не видят разницы между духовным синтезом Права, Правды и Православия и синкретизмом первобытных регуляторов человеческого поведения.

При императоре Александре II снова решили преобразовать «косную» российскую действительность по «просвещенному» западноевропейскому образцу. Итоги оказались печальными - общественная стабильность была подорвана, а долгожданные свободы явились питательной средой для политического терроризма. Культура русского народа вытеснялась как якобы отсталая и отжившая. Для Н.Я.Данилевского лучшим доказательством подражательности и несамостоятельности российского нигилизма явилось то, что он народился на свет как раз во времена реформ императора Александра II, во время наиширочайших гражданских свобод и государственных перемен. «Какое, - вопрошал Н.Я. Данилевский, - доказательство подражательности, несамобытности, безпочвенности нашего нигилизма может сравниться с этим

Q ус

совпадением?»[226] [227] В те годы западничество выступило с сознательным требованием подражания Европе, вытравляя понемногу все самобытные начала.

И более всех остальных слоев российского общества подражательностью была заражена интеллигенция. Подражательность всегда имела у российской интеллигенции характер социальной эпидемии. Научный поиск в правовой сфере был сориентирован на западную юридическую культуру и инородные государственные формы с игнорированием национальных традиций и особенностей. Все это позволило Б.А. Кистяковскому заключить: «Русская интеллигенция никогда не уважала право, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне»[228].

Нигилизм как форма самосознания российской интеллигенции есть идея тотального отрицания. Сформировавшись как слой безродный, безкорневой, лишенный понимания подлинной духовной жизни, но наделенный безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным разрушителем традиционных ценностей русской жизни. Нигилизм явился закономерным итогом отречения «образованного слоя» России от основ русского православного мировоззрения. Возрастая в лоне западничества, нигилизм воспринял в себя худшие черты. Безграничное доверие к знаниям светской науки приводило интеллигенцию к увлечению самыми фантастическими теориями типа марксизма.

«У нас более чем где-нибудь, - отмечал В.И. Даль, - просвещение сделалось гонителем всего родного и народного. Ревнители готового чужого, не считая нужным изучить сперва свое, насильственно переносили к нам все в том виде, в каком оно попадалось им на чужой почве, где оно было выработано, тогда как тут могло приняться только заплатами и лоскутами»[229] [230]. Еще Ю. Крижанич называл подобные увлечения «чужебесием»: «Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, - писал он, - нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка

0~l9K

и желание стать другим народом» . К концу девятнадцатого столетия в России требовалось немалое мужество для того, чтобы пренебрегая вердиктами «передового общественного мнения», следовать традиции служения Вечным истинам, национальным интересам и народному благу.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Еще по теме Нельзя называть христианской цивилизацию, в основе которой лежит исключительно материальная ориентация.:

  1. § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
  2. B основе этой системы ценностей лежит убеждение:
  3. Христианский путь есть путь узкий и нельзя его расширять.
  4. В основе ограничения прав на землю лежит установление административных запретов
  5. и IV вв. оставили нам богатейшую христианскую литературу, произведения так называемых «отцов» и «учителей церкви».
  6. Виды исключительных прав, на которые может быть обращено взыскание
  7. Статья 28. Вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации
  8. 3.Риск, который может быть устранен правильным подбором инвестиций, называется:
  9. В Ветхом Завете территория, на которой возник город Иерусалим, называется Ханааном
  10. 1. Христианский святой – идеал нового человека, которого не знал языческий мир
  11. 6. Христианская нравственность – основа оптимистического мировоззрения
  12. Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида Православное христианское общество
  13. Основой юридических систем европейских народов является так называемое римское право
  14. 3. Христианская религия – основа духовной культуры и стабильности народов европы
  15. Вопрос № 6. Формирование основ постиндустриальной цивилизации
  16. 1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
  17. НЕМБЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Новейшая история немецкой литературы начинается с первых произведений экспрессионизма, родиной которого явилась Германия. Наиболее плодотворным было творчество так называемых активистов, объединившихс
  18. Материальную основу функционирования и развития мировой экономики составляют природные ресурсы.