<<
>>

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН

K числу наиболее замечательных сторонников консерватизма тех лет относился Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.). Он известен, прежде всего, как историк, автор «Истории государства Российского», где фрагментарно изложил также и свои правовые взгляды.

Основные выводы Карамзина из трактата по истории России консервативны, он считает самодержавие гарантом единства и благополучия русского народа. Наряду с «Историей государства Российского», перу Карамзина принадлежит и другое важнейшее сочинение, оказавшее немалое воздействие на политическую жизнь России начала XIX века. Речь идет о «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя царя Александра I в 1811 году. Эта записка представляла собой развернутую критику предлагаемых Сперанским реформ и, в частности, разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга», — писал Карамзин, считая, что вся полнота власти в России должна принадлежать императору, который может ее перераспределять между разными органами власти ввиду улучшения качества управления, не ограничивая при этом свою власть законодательными полномочиями сословных представителей.
C учетом географических размеров России, Карамзин предлагал ограничить верховную власть в другом аспекте — он выступал за ослабление прерогатив центральной власти и расширение полномочий власти на местах, ибо только местной власти известно истинное положение дел B провинции.

Главной темой «Записки о древней и новой России» было исследование форм правления, наиболее пригодных для России. Ha примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированной критике тиранию, которую историк определял как образ правления, при котором нарушаются законы. При этом, как ни странно, Карамзин разделяет основное положение политической доктрины Ивана Грозного о том, что монарх не связан правом.

Правитель может быть связан только законом Божиим и нравственными требованиями. A эти требования в обществе существуют как исторические традиции. Для Карамзина именно эти традиции, а не формальные правовые постановления — подлинная гарантия того, что в государстве будут преобладать естественное право и справедливость, и что подданные будут счастливы. Политическая ориентация Карамзина характеризуется приверженностью к традициям и неприятием радикальных перемен. Мыслитель был непосредственным свидетелем Французской революции 1789 года, против идеологии которой он сохранил предубеждение на протяжении всей своей жизни — предубеждение, которое не могло не быть связанным с практическим опытом столкновения с революционными катаклизмами во Франции и с лицезрением подноготной стороны революции.

Являясь сторонником абсолютной монархии в России, Карамзин утверждал, что сила самодержавного монарха не в формальном праве, а в совести, в «сердце» монарха. Карамзин был решительно против формулы Сперанского, согласно которой надо «ставить закон над монархом». Bce же расхождения предложений Карамзина с проектами Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов, а в способе их реализации. Оба мыслителя хотели «учредить Россию на основании незыблемых законов». Сперанский предложил программу государственных преобразований, предусматривающую существенные изменения в устройстве основных институтов и учреждений власти и управления в стране. Карамзин же полагал, что важны не формы и названия, а люди. Важнейшая задача управления — найти и продвинуть наиболее способных к управлению лиц, что оказывается для монарха более удобным при самодержавном правлении, чем при правлении, ограниченном конституцией.

Карамзин, также как и Сперанский в работах позднего периода, исходит из патриархального принципа организации власти — монарх ответственен за воспитание подданных так же, как отец обязан заботиться о воспитании детей. И это дает монарху право решать за подданных, что для них есть добро и зло, и наказывать их за непослушание.

Предъявляя такие высокие требования к личности монарха, поставленного Богом над людьми, Карамзин считал, что предпочтительнее полагаться на нравственные качества правителя, нежели на законы, которыми в западных странах принято ограничивать монарха. Поэтому в устроении государства необходимо ориентироваться не на зарубежные конституционные образцы, а на древние учреждения и нравы, которые позволили России стать великой державой и сохранить свою уникальную культуру.

Для России идеальным правителем является сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы, но не ограниченный ими, принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется, прежде всего, географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее населения и былое историческое величие предопределили ее к монархии. По Карамзину, историческое преодоление раздробленности в XIII-XIV веках, свержение татаро-монгольского ига, образование единой и независимой страны с централизованной властью и управлением во многом явилось результатом деятельности единодержавной власти.

Концепции Сперанского и Карамзина отмечены историческим подходом к праву. Оба мыслителя отошли от принципов естественно-правового учения, где право рассматривалось как совокупность вечных и неизменных принципов. Для них право — это, наоборот, изменчивое явление, которое создается народом в истории. C одной стороны, это освобождает право от зависимости от религии и дает простор для законодательной деятельности, не связанной религиозными догматами. C другой стороны, данное воззрение требует внимания к правовым традициям и обычаям народа, которые и составляют основу действующего права.

<< | >>
Источник: Антонов M.B.. История правовой мысли России. Конспект лекций. 2011

Еще по теме НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН:

  1. Консервативная концепция самодержавия Н.М. Карамзина
  2. Теория русского консерватизма H.M. Карамзина
  3. § 2. Политические идеи Н.М. Карамзина
  4. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СПЕРАНСКИЙ
  5. Н.М. Карамзин выработал своего рода закон политической жизни в России.
  6. Михаил Михайлович Сперанский — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.
  7. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА СПЕРАНСКОГО
  8. Николай 11.
  9. ЛЕКЦИЯ 1. Концепция русского легитимизма H.M. Карамзина
  10. Николай Кузанский
  11. 4.3. Николай Кузанский
  12. Николай Кузанский
  13. НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ
  14. Император Николай I
  15. НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ
  16. ЛЕКЦИЯ 1. Николай II. Консервативный реформизм С.Ю. Витте
  17. Муки пророка при царях Александре и Николае
  18. ♥ А каковы вообще критерии инвалидности, они ведь существуют? Почему столько проблем с этим? (Николай)