<<
>>

Обоснование русской идеи славянофилами покоилось на нескольких китах:

1.

2. чистая, неискаженная православная вера, принятая русским народом в IX в. при князе Владимире;

3. Соборность - единство всех свободно верующих православных в любви друг к другу и ко Христу;

4.

Цельность духа (веры и разума) в восприятии окружающего мира и «живознание»;

5. Сельская община как оплот и отражение соборной жизни русских людей, объединенных верой и единой материальной жизнью в труде, взаимопомощи, сострадании и любви;

6. Признание органичности русской истории в допетровскую эпоху и невозможности насильственной ломки народной жизни по западным образцам;

7. Обоснование роли России как спасительницы Европы от будущего хаоса революций и смут с помощью истинной веры и духовных начал всякого знания;

8. Стремление к внутренней правде - духовному и нравственному деланию и отрицание первенства юридических начал над религиозными и нравственными ценностями;

9. Аполитизм, безгосударственность русского народа, видевшего неизбежное зло со стороны власти и Земских Соборов;

10.

Преклонение перед стародавними обычаями как формой народной жизни русских людей.

Важно заметить, что учение славянофилов о государстве и праве всецело проникнуто их православными взглядами. Аполитизм русского народа и недостаток юридических начал славянофилы объясняли, исходя из учения о православии, соборности, о целостном духе как органе познания, о внутренней правде[66].

Альфой и омегой славянофильской философии является актуализация русского православия. Все без исключения славянофилы, при всем различии их взглядов, едины в одном: только на Руси сохранилась истинная христианская вера без искажений - православие. Само слово «православие» указывает на то, что православный - это тот, кто правильно славит Бога. Не случайна в русском языке близость слов: православие, славяне, право, справедливость.

Все эти слова отражают верность русского народа святым идеалам христианства - Добру, Правде и Красоте[67].

Славянофилы показали, что на Руси православие пало на благодатную почву. Русскому народу от природы были присущи христианские чувства любви к ближнему и поиск высших основ своего бытия в Боге. И. В. Киреевский писал в своем «Ответе А. С. Хомякову»: «Россия не блистала ни художествами, ни учеными, не имея времени развиться в этом направлении самобытно и не принимая чужого развития, основанного на ложном взгляде и потому враждебного ее христианскому духу. Но зато в ней хранилось первое условие развития правильного, требующего только времени и благоприятных обстоятельств; в ней собиралось и жило то устроительное начало знания, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам. Все святые отцы греческие, не исключая самых глубоких писателей, были переведены и читаны, были переписываемы и изучаемы в тишине наших монастырей - этих святых зародышей несбывшихся университетов. Исаак Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний, до сих пор еще находится в списках XII - XIII веков. И эти монастыри были в живом, беспрестанном соприкосновении с народом»[68].

Чистоту и возвышенность православия славянофилы связывали с тем, что Византия, передавшая веру Руси, хранила ее в первоначальном, неискаженном, виде. Западная же католическая церковь исказила христианскую истину и отпала от действительной веры. А. С. Хомяков в своих богословских произведениях представил ход развития западного христианства от католицизма (как единства без свободы) до протестантства (как свободы без единства) и далее - вплоть до атеизма. Не созывая Вселенского собора, Западная церковь в IX в. приняла решение изменить один из догматов, касающихся учения о Святой Троице. Католический мир признал, что святой дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына (фи- лиокве). Такое независимое от других поместных церквей изменение догмата раскололо единую христианскую церковь на Западную и Восточную.

Претензии католического Рима на верховенство в делах веры породили догмат о непогрешимости папы. В противном бы случае независимое от других поместных церквей изменение догмата было бы воспринято верующими как ересь. По мысли славянофилов, то, что западная ветвь христианства опирается на авторитет римского папы как главы церкви, пагубно сказывается на полноте и истине христианства. А. С. Хомяков в работе «Церковь одна» писал: «Церковь является единою, святою, соборною (кафолическою и вселенскою), апостольскою, потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности, потому что ею светятся все человечество и вся земля, а не одни какой- нибудь народ или одна страна; потому что сущность ее состоит в согласии и единстве духа и жизни всех ее членов по всей земле, признающих ее; потому, наконец, что в писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви. Из сего следует, что, когда называется какое-нибудь общество христианское Церковью местною, как-то: Греческою, Российскою или Сирийскою, такое название значит только собрание членов Церкви, живущих только в такой-то стране (Греции, России, Сирии и т.д.), и не содержит в себе предположения, будто бы одна община могла выразить учение церковное или дать учению догматическое толкование без согласия других общин; еще менее предполагается, что какая-нибудь община или пастырь ее могли предписывать свое толкование другим»[69].

Отпадение Запада от единой церкви как собора верующих привело к искажению истинной веры в Западной Европе, разрушило цельность духа верующего, заронив семена рационализма, а впоследствии и сомнения в авторитете Церкви, а затем - и Бога. А. С. Хомяков указывает на неизбежность появления протестантства и безбожия в католической Европе: «частное мнение, личное или областное (это все равно), присвоившее себе во Вселенской церкви право на самостоятельное решение догматического вопроса, уже заключало в себе установление протестантства, то есть свободы исследования без живого Предания единства, основанного на взаимной любви»[70].

Вслед за А. С. Хомяковым И. В. Киреевский ищет объяснения загадки западного мира, отличающего его от России. Он находит расхождение в трех началах - католицизме, язычестве варварских народов и греко-римской культуре: «Этот классический мир древнего язычества, не доставшийся в наследие России, в сущности своей представляет торжество формального разума человека над всем, что внутри и вне его находится, - чистого, голого разума, на себе самом основанного, выше себя и вне себя ничего не признающего... Римская церковь в уклонении своем от восточной отличается именно тем же торжеством рационализма над преданием, внешней разумности - над внутренним духовным разумом. Так, вследствие этого внешнего силлогизма, выведенного из понятия о божественном равенстве Отца и Сына, изменен догмат о Троице в противность духовному смыслу и преданию; так вследствие другого силлогизма папа стал главою церкви вместо Иисуса Христа, потом мирским властителем, наконец, непогрешаемым»[71].

Россия как продолжатель Византии в области веры несет в себе православие в первозданном виде и с его помощью может возродить величие своей родины и преобразить западный мир, пребывающий в кризисе. Так, А. С. Хомяков выражает надежду, что Запад признает свою духовную неполноту и обратится к православию. Вот что он пишет: «Когда исчезнут все ложные учения, излишним станет и имя православия: ибо ложного христианства не будет. Когда распространится Церковь или войдет в нее полнота народов, тогда исчезнут все местные наименования; ибо не отождествляется Церковь с какой- нибудь местностью и не хранит наследства языческой гордости; но она называет себя Единою, Святою, Соборною и Апостольскою, зная, что ей принадлежит весь мир и что никакая местность не имеет какого-нибудь значения, но только временно служит для прославления имени Божьего, по его неисповедимой Воле»[72].

Основываясь на православном учении, А. С. Хомяков сформулировал идею соборности как единство всех верующих в лоне церкви, основанное на началах любви и свободы.

четкие определения соборности в произведениях А. С. Хомякова отсутствуют. Однако анализ написанного им позволяет раскрыть смысл соборности в понимании славянофилов. В своем «Ответе русского русскому» (письмо редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический и соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита) А. С. Хомяков писал: «Им (отцам церкви) и на мысль не пришло определить Церковь географически или этнографически; такое определение, видно, не имело места в их богословской системе. Они остановились на слове «соборный»; «собор» выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это - единство во множестве... Церковь кафолическая есть Церковь «согласно всему» или «согласно единству всех», Церковь свободного единодушия, единодушия совершенного, Церковь, в которой нет больше народностей, нет ни греков, ни варваров, нет различия по состоянию, нет ни рабовладельцев, ни рабов»[73].

<< | >>
Источник: Васильев А.А.. Государственно-правовой идеал славянофилов. 2010

Еще по теме Обоснование русской идеи славянофилами покоилось на нескольких китах::

  1. Русская идея славянофилов
  2. Славянофилы главными особенностями русской правовой культуры считали:
  3. РУССКАЯ ИДЕЯ СЛАВЯНОФИЛОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ДУХОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  4. Несовместимость русской культуры с идеалами права и закона славянофилы видели в духовнонравственных и исторических различиях России и Запада.
  5. Славянофилы несовместимость русской культуры с идеалами права и закона видели в духовно-нравственных и исторических различиях России и Запада.
  6. Причин такого рода подражательного, рабьего характера русской юриспруденции несколько:
  7. Соотношение нравственности и формального права (государственного закона), традиционное для русской политико-правовой мысли, основывалось славянофилами на следующих началах.
  8. ЛЕКЦИЯ 3. Юридические идеи русских просветителей
  9. Политические и правовые идеи в «Слове о законе и благодати» Иллариона и в русских летописях
  10. (Здесь, несколько отступая от диалога, подчеркнем одно из проявлений меры в истории русской правовой мысли – это мера в сочетании морали и права).
  11. Глава II ИСТОРИЧЕСКОЕ развитие идеи русской государственной власти
  12. Статья 233. Решение в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков
  13. § 1. НеосНоВАтеЛьНое (НеЗАкоННое) обогАщеНие В гРАжДАНскоМ пРАВе России ДосоВетского ВРеМеНи проявления идеи недопустимости неосновательного обогащения в русском обычном праве
  14. Васильев А. А.. Государственно-правовой идеал славянофилов. 2010, 2010
  15. Славянофилы создали оригинальное учение о соборности