<<
>>

Политическая и правовая мысль Древнего Египта

Самые ранние представления о политике и праве возникают в Древнсм Египте. He являясь целостным теоретическим знанием, они представляли собой составную часть религиозно-мифологического мировоззрения.

Представления о государстве древних египтян ассоциировались с теми политическими порядками и формой государственного устройства, которые были в Древнем Египте. Появление правления в форме восточной деспотии объясняется необходимостью создания сложных ирригационных сооружений, поддержание и усовершенствование которых обеспечивалось политической централизацией.

Политическая и правовая идеология, отразившая представления о государстве и управлении, нашла отражение в различных источниках: трактатах, поучениях, наставлениях.

B «Мемфисском богословском трактате», созданном жрецами бога Птаха, главного из девяти богов пантеона Древнего Египта в период Древнего царства (2778—2260 гг. до н.э.), раскрывается процесс возникновения законного порядка в обществе [1].

Политическая и правовая мысль Древнего Египта представлена «Поучением Птахотепа» — одного из видных представителей египетской знати, относящимся к (II тыс.

до н.э., но сохранявшим свое значение в течение многих столетий. B нем отражаются его взгляды на общественное и государственное устройство.

Птахотеп исходит из необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе, — плохой; высший — ценный, благородный. Он призывает «низших» относиться с покорностью и смирением K «высшим». Вместе с тем Птахотеп призывает «высших» не быть заносчивыми в своем обращении с «низшими», не унижать их, не нападать на них, не вредить им. Могущество кротости больше могущества силы. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме царя и бога, поучает Птахотеп.

Птахотеп испытывает страх перед всякого рода переменами.

Он высказывается против каких-либо изменений в правилах поведения людей: к старым заветам нельзя ничего прибавлять и в них ничего нельзя изменять.

B представлениях Птахотепа о государстве ярко отражаются особенности государственного строя Египта. Слово «бог» часто совершенно отождествляется со словом «фараон». Беспрекословное повиновение фараону, начальнику объявляется высшей добродетелью чиновника. B то же время в обращении с подчиненными необходимо следовать принципу «ка» — правилу добродетельного и справедливого поведения.

Интересным памятником, отражающим рассматриваемую эпоху, являются «Поучения гераклеопольского царя своему сыну». Ахтой — автор поучения — наставляет будущего преемника не делать ничего несправедливого и противозаконного. Ho в то же время выделяет два принципа законного и должного порядка: «божественный характер власти фараона и опора на умных советников, создающих справедливые законы»[2]. Ахтой говорит, что к беднякам необходимо относиться с недоверием, ибо они стрсмятся к захвату чужой собственности. C другой стороны, он рекомендует не злоупотреблять насилием по отношению к слабым и неимущим и высказывается против несправедливых и суровых наказаний.

Автор советует ориентироваться на богатых, оказывать своим приближенным всяческую поддержку, поскольку «те, которые слсдуют за царсм, — это боги».

Ахтой придает большое значение поддержанию религиозного культа и почитанию покойных правителей: он призывает приносить щедрые дары богам, сооружать памятники, но не разрушать при этом чужих для того, чтобы воздвигнуть свои.

События, связанные с восстанием в Египте в XVIIJ в. до н.э., отражены в Лейдснском папирусе, известном под названием «Речение Ипусера». Автор рассказывает о массовом переделе имущества знати и богачей, разгроме государственных учреж- дениий: «Земля перевернулась, подобно гончарному кругу. Разбойник стал владельцем богатств; богач превратился в грабителя...».

Причиной восстания Ипусер считает нарушение традиций, пренебрежение законами, отсутствие качеств, необходимых правителю: «То, что производит смуту — это слова его».

Преодоление беспорядков Ипусер видит в «разуме, познании и правде»[3].

«Поучение Аменемопе», обращенное к своему сыну, относится к эпохе Нового царства (Х—ІХ вв. до н.э.). Автор отражает настроения египетской знати, напуганной восстаниями рабов и свободных, потрясшими египетское государство.

Аменемопе призывает вельмож к умеренности и осторожности. Он предостерегает их против захватов чужих земель; требует от судей беспристрастия и обвиняет их во взяточничестве; предостерегает против злоупотреблений при сборе податей и выполнении других обязанностей.

«Поучение Аменемопе» — трактат своего времени. Бог, говорится в нем, определяет всю судьбу человека, человек бессилен перед его всемогуществом: «Дела человека в руках бога».

Спецификой мифологического правового мировоззрения Древнего Египта является неразрывная связь права с ритуалом, погребальным культом. Следование божественным установлениям, обеспсчиваюшим справедливость, подкреплялось ответственностью перед богами. Так, в «Книге мертвых» описан судебный процесс в загробном царстве, говорится о выступлении умершего с фиксацией законопослушного поведения, которое должно стать основанием для вынесения оправдательного приговора: «не убивал», «не оскорблял царя», «не оклеветал бога в городе моем» и т.д.

Правопонимание в Дрсвнем Египте включало в себя и детальное регулирование деятельности государственного аппарата (своего рода «Административный устав»):

• строгое следование закону;

• соразмерность наказания правонарушению.

2.4.

<< | >>
Источник: Н.Д. Амаглобели. История политических и правовых учений. 2012

Еще по теме Политическая и правовая мысль Древнего Египта:

  1. Политическая и правовая мысль Древней Индии
  2. Политическая и правовая мысль Древней Месопотамии
  3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
  4. Политическая и правовая мысль Древней Индии
  5. § 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии
  6. Глава 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока
  7. Политическая и правовая мысль в Древней Греции раннего периода (IX—Vl вв. до н.э.)
  8. Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
  9. Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
  10. Политико-правовая мысль Древнего Китая
  11. Правовая мысль Древней Палестины
  12. § 3. Политико-правовая мысль Древнего Китая