Политические идеи Феофана Прокоповича
Феофан Прокопович (1681—1736) — крупный церковный деятель, писатель-богослов, государственный деятель, горячий сторонник петровских преобразований.
«Правда воли монаршей» — самое значительное политическое и правовое произведение времени Петра Великого, посвященное вопросам государства и права.
Этот трактат явился идейным обоснованием просвещенного абсолютизма в России.B нем Феофан Прокопович обосновывает необходимость абсолютизма и защищает наследственную монархию как лучшую форму правления.
Он считал, что основой всех теоретических построений о государстве и праве следует признать здравый естественный разум, побудивший человека сменить состояние природной вольности на общественный союз — государство. Суверенный вначале народ по промыслу Божьему решил передать власть единому монарху и, отдав власть монарху, уже не может расторгнуть с ним договора и чем-либо ограничить его власть. Таков ход рассуждений Феофана Прокоповича в обоснование возникновения абсолютной монархии.
Теория абсолютизма, изложенная Феофаном Прокоповичем, означала крупный шаг вперед по сравнению с существовавшими доселе теологическими теориями государственной власти в ХѴІ—ХѴІІ вв.
Прокопович считает, что в зависимости от размера государства и народного соглашения формы правления подразделяются на монархию, аристократию, демократию.
Монархия, по мнению Прокоповича, — лучшая и наиболее естественная форма правления. B луховном регламенте Феофан определяет статус абсолютного монарха следующим образом: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный, повиноваться его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Прокопович начал толковать термин «самодержавие» в смысле неограниченной власти императора. Только такая власть способна обеспечить русскому народу «блаженство».
Феофан Прокопович обосновывает право монарха завещать престол «доброму и искусному» наследнику независимо от степени родства, что и было установлено петровским указом о престолонаследии.
По его убеждению, самодержец наделен правом осуществления верховного суда над подданными и издания «неотрииае- мых» повелений. Право подданных на какую бы то ни было критику действий монарха богослов решительно отрицает.
Феофан Прокопович непримиримо относился к защитникам боярской старины и проводил политику очищения церкви OT тех, кто противодействовал начинаниям Петра Великого.
Сподвижник Петра I стоял за развитие просвещения в России, так как считал, что все социальные бедствия — нищета, пороки и преступные действия — имеют в своей основе невежество.
14.5.
Еще по теме Политические идеи Феофана Прокоповича:
- 2. Политические идеи Феофана Прокоповича
- § 4. Политические идеи Феофана Прокоповича
- ФЕОФАН ГІРОКОПОВИЧ
- § 9. Политические идеи Дж. Калхуна
- § 2. Политические идеи Н.М. Карамзина
- § 3. Политические и правовые идеи Реформации
- 3. Политические и правовые идеи Реформации
- § 6. Политические идеи Дж. Адамса
- 4. Политические идеи Дж. Адамса
- Политические идеи И. Тимофеева