<<
>>

Политические воззрения Я.П. Козельского

Представителем утопической политической мысли XVIII в. является Яков Павлович Козельский (1729—1795).

Русский просветитель, выступавший против крепостного права и абсолютной монархии, развивал идеи справедливого права, которое должно быть введено посредством принятых просвещенным монархом законов.

Его «Философические предложения» представляют собой попытку изложения целостной системы философских и правовых взглядов.

Ученый различает божественное право, право натуральное как «правность, уноровленную в рассуждении человеческой натуры», право гражданское, «установленное в гражданах для спокойного их сожития и постоянного благополучия», и всемирное, т.е. международное право. Bce издаваемые государством законы должны соответствовать Божественным и натуральным законам, иначе «они нс могут быть справедливыми».

C целью развития в обществе правильных представлений о добре и зле, по мнению Козельского, в законах должны содержаться нс только предписания и санкции, но также описание «пользы или вреда от какого-либо дела».

Таким образом, закон по содержанию должен осуществлять воспитательную функцию.

Козельский считает, что правонарушение нередко имеет поводом и причиной «худые учреждения», законы и обычаи.

B определении натурального закона Козельского легко заметить элементы, оправдывающие возможность самозащиты угнетаемого от угнетателя.

Появление государства Козельский считает шагом вперед в истории человечества, «хотя оно через сию перемену лишается многих натуральных выгод, однако, на место того приобретает другие великие качества, способности его беспрестанно возрастают, понятия распространяются, мысли делаются благороднее и вся его душа возвышается...».

B «Философических предложениях» Козельский создал модель общественного устройства, в котором отсутствует эксплуатация, ограничена частная собственность, провозглашено равноправие всех народов. Крепостное право противоречит естественным правам человека, поэтому оно должно быть отменено. Труд должен стать обязательным для всех.

Будучи сторонником естественного договора, Козельский считает, что народ вправе насильственно сго расторгнуть в случае ущемления его прав. Отдавая предпочтение республиканской форме правления, он тем не менее связывает свои надежды и с просвещенной абсолютной монархией.

Демократические тенденции в политико-правовых взглядах Козельского были развиты A.H. Радишевым.

14.10.

<< | >>
Источник: Н.Д. Амаглобели. История политических и правовых учений. 2012

Еще по теме Политические воззрения Я.П. Козельского:

  1. § 9. Политические воззрения Я.П. Козельского
  2. Экономические воззрения канонистов
  3. § 3. Политико-правовые воззрения Федора Карпова
  4. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина
  5. Политико-правовые воззрения славянофилов
  6. § 5. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
  7. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
  8. § 3. Политико-правовые воззрения римских стоиков
  9. § 3. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника
  10. § 14. Опровержение воззрения Вангерова и Виндшейда
  11. 3.3. Психологические воззрения философских школ эллинистического периода
  12. § 2. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича
  13. 1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича