Политическое и правовое учение Б. Спинозы
Другим представителем естественно-правовой теории среди голландских мыслителей XVII в. был известный философ Бенедикт Спиноза (1632—1677), теоретик естественного права. Основные произведения Спинозы — «Этика, доказанная в геометрическом порядке», «Политический трактат» (остался незавершенным).
По мнению Спинозы, законы и правила природы — результат действия самой природы. Это означает, что природа, мир никем не сотворены, вечно существуют и должны быть объяснены из самих себя.
Философ говорит, что мир не есть продукт творения. Природа не создана Богом, природа сама и есть Бог. Бог и природа — это одно и то же.
Однако Спиноза рассматривает мир как неизменную, неподвижную субстанцию. Идея развития чужда его учению.
Существенной чертой философии Б. Спинозы, особенно важной для понимания его учения о государстве и праве, является строгий детерминизм. Понятия добра, зла, красоты, безобразия, совершенства, несовершенства, обусловленные представлениями о целях, — не научные понятия, потому что в природе ничего им не соответствует.
Б. Спиноза исходит из того, что действия человека тоже подчинены строгой необходимости и что все в его деятельности совершается в силу определенных причин. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен, когда руководствуется одним только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы.
Сущность государства и права и их происхождение философ пытается объяснить с точки зрения естественной необходимости. Отсюда обращение к «природе» человека, к естественным основам обшежития.
Исходным в учении Спинозы о государстве и праве становится понятие естественного Jipaeay под которым он подразумевает «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все».
Естественное право отдельного индивида простирается дотоле, доколе простирается его мощь. Человек имеет столько естественных прав, сколько имеет силы.Философ заявляет: вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, его мощь ничем не подкреплена и он неизбежно подчиняется чужой силе.
Отсюда вывод: люди переходят из естественного состояния в гражданское. Изображая государство как организацию, служащую интересам всех членов общества, Спиноза доказывает, что люди соединяют свои силы и свои естественные права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». При этом договор только следует за действительным объединением сил людей. B «Политическом трактате» договор совсем отступает на задний план.
Философ убежден, что с образованием государства создается «общее право», которое определяется мощью всех объединившихся в нем людей. Это общее право, являющееся результатом объединения естественных прав отдельных людей и соединения людей в одно целое, именуется властью. Общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы, и тем самым увеличивается мощь каждого отдельного индивида. Спиноза ставит знак равенства между государством и обществом.
Своеобразие учения Спинозы состоит в том, что он понимает естественный закон как закон природы, отождествляет его с естественной необходимостью, которой подчинены все живые существа в мире. Он утверждает, что естественное право не прекращается, а сохраняется с образованием государства, что естественное состояние не устраняется полностью, а лишь преобразуется в государстве.
Отстаивая принципы буржуазного государства, Спиноза ставит вопрос о пределах государственной власти, о неотчуждаемых естественных правах, на которые не может посягать государство, об ограничении власти короля. Отвергая в принципе право подданных на сопротивление властям, Спиноза тем не менее считает, что в случае нарушения договора со стороны государства народ реализует свое естественное право на восстание.
Верховная власть, утверждает он, не должна посягать на свободу человеческой мысли и религиозную свободу. Лицемерие, вероломство, обман будут результатом подавления свободы мысли и совести со стороны государства.
Критерием лучшей формы государства является его способность обеспечивать мир, безопасность, свободу граждан, а также в наибольшей мере сохранять прочность и устойчивость.
Основанием для классификации форм государства (монархии, аристократии и демократии) является количество правящих.
Касаясь демократии, Спиноза говорит, что в демократии каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе, что в демократиях не приходится опасаться нелепых постановлений, так как почти невозможно, чтобы большинство сошлось на каком-либо абсурде. Демократическое государство, с точки зрения Спинозы, наиболее естественно и более приближено к свободе, поскольку каждый гражданин имеет право на самовыражение в той мере, в какой это право имеет другой гражданин. Демократия — форма государства, в которой наиболее полно реализуются естественные права человека.
B области международного права Спиноза остается верен своей естественно-правовой теории и рассматривает войну как естественное состояние. Ha этом основании право войны принадлежит каждому государству, право мира — союзным государствам. Ведение военных действий должно быть сообразовано с политической целесообразностью и в то же время мир должен быть конечным результатам войны.
Учение Б. Спинозы о государстве и праве свободно от влияния религиозных идей. Он — основатель светской доктрины государства и права, дальнейшее развитие которой нашло отражение в английской, французской, русской, американской п ол и т и ко - п pa во во й м ы сл и.
Учение Спинозы о праве оказало заметное влияние на концепции ряда теоретиков естественного права, в том числе на теорию народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.
Еще по теме Политическое и правовое учение Б. Спинозы:
- 2. Политическое и правовое учение Спинозы
- § 3. Политическое и правовое учение Спинозы
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ
- 3 Учение о субстанции В. Спинозы и Г.В. Лейбница
- Политическое и правовое учение Дж. Локка
- § 3. Политическое учение Ибн Халдуна
- § 8. Политическое учение Ивана Тимофеева
- 2. Политическое учение В. И. Ленина
- § 2. Политическое учение В.И. Ленина
- 6. Политическое учение Ивана Тимофеева
- Политическое учение Кальвина
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
- Консервативное политическое учение М.М. Щербатова
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЖАНА БОДЕНА