<<
>>

Правда, таким образом, понятие Божественное, восходящее к Богу.

Русские духовные стихи, собранные в «Голубиной книге», поражают удивительной ясностью понимания и глубиной постижения религиозных вопросов. Чуткая народная совесть безошибочно определяет грех как искажение, искривление Божественного порядка (Права), как первопричину мирских неустройств.

Жизнь по кривде воспринималась в древнерусском обществе как преступление, то есть такому поведению одновременно давалась и нравственная, и правовая оценка, которая едина и не допускает внутреннего разрыва. «Правдивая жизнь» - означает «правовая», ей противостоит искривление Божественного порядка, антиправовые - безнравственные, греховные поступки, они же - преступления. Право, Правда и Православие образуют в этих оценках неразрывный духовный синтез, имеющий единое происхождение - Божий промысел.

Понятие Правды относилось к сфере упорядоченного Богом бытия, определяющего по Высшим абсолютам характер отношений в человеческом обществе. У наших предков слова «Право» и «Правда» нередко использовались как синонимы, оба эти духовные явления ассоциировались с Богом, в них видели единственно справедливую защиту, но все-таки в изначальном

смысле Правда означала санкционированную Богом извечную нравственность русского народа, а Право - вершину Божественного порядка, торжество Истины (Любви), Добра и Красоты в межличностных отношениях и в обращении людей к природе и самому Господу Богу.

Русские имели не только высокоморальную религию и адекватную Божественным заповедям нравственность, но и освященное Божественной истиной Право, в котором эта религия и эта нравственность органически сочетались. Их общим источником является любовь. Такой духовный синтез, будучи национальным достоянием русского народа, одухотворял все сферы его жизнедеятельности и позволял ему воспроизводить в земной жизни неземные идеалы и ценности.

Истории известны случаи, когда русичи, заняв земли соседей- агрессоров, не только жили с этими народами мирно, но и платили побежденному народу дань[104].

Это было по Праву, по совести, они платили как будто за аренду земли, хотя никто не мог силой заставить их делать это. Когда правящая верхушка русского общества со временем стала терять свое духовное достояние, начала утрачиваться мораль, совесть, вера и само Право. Аморальное поведение становилось нормой, и кривда вытеснила Правду в душах многих людей. Так реальные события истории Руси были запечатлены в мифологическом сюжете о столкновении Правды и кривды, основанном на национальном мировидении и правопонимании русского народа.

Известны русские пословицы: «Бог - в правде, а неправда - от лукаваго», «Без правды житье - вставши да за вытье», «Дело знай, а правду помни!», «Правда суда не боится», «На правду нет суда», «Не в силе Бог, а в правде», «Без веры господь не избавит, без правды Господь не исправит», «Делай не ложью - все выйдет по Божью», «И Мамай правды не съел». То есть, если человек живет «по Правде», «по совести», значит, он не утратил связь с Богом. Его дух обращается к Святому Духу.

Правда служила русскому обществу в качестве нравственного

оценочного критерия при оценке дозволенного и запретного. Правда

имела под собой глубокое религиозное обоснование и в полном

своем виде называлась «Божьей правдой». В международном

договоре с Ригой 1284 г. мы читаем: «Аже иметь жялобитися васъ

кто на Рижяны или Гълмино или кто иныи, и вышлите к намъ, а мы

112

правду дамы по Божьи правдъ»[105]. В «Велесовой книге» говорится:

«... лишь моля Бога да имея чистые души и тела наши, будем иметь

113

жизнь с праотцами нашими, с Богом слившись в единую Правду» .

Полноценное изучение Правды возможно лишь во взаимосвязи с таким понятием как «Истина». В западноевропейских языках есть термин, эквивалентный понятию «истина», но только в русском языке есть термин «Правда», который объединяет истинное и нравственное воедино. А в китайском языке есть даже древний иероглиф, обозначающий единство трех начал - истинного, нравственного и прекрасного.

В русском Праве эти начала представлены православными идеалами Любви (Истины), Добра и Красоты.

В русском правосознании подразумевается, что Истину невозможно обрести вне праведной нравственности, вне лада с богом, ибо Бог у русских нередко упоминается с эпитетом «Боже правый», указующим на всеобъемлющую безукоризненность Правды Божией. Не случайно первые формально определенные правовые памятники на Руси называли «Правдами» - «Русская Правда», «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей». В более поздние времена «Правду» заменили в России законоуложениями, сводами законов и кодексами. Но изначально в русском миропонимании Истина (Любовь) не может быть неправедной, а [106] добро не может быть обретено вне Правды-Истины и соответственно - всякая ложь неправедна и безобразна, поскольку искажает образ Божий в душе человека. В единении Правды-Истины-Красоты состоит изначальное своеобразие русского правопонимания.

Грамматически слова «Право», «Правда» и «Православие» - однокоренные, вследствие чего праведность и Право связываются друг с другом неразрывными смысловыми средствами. Эти слова обозначают глубоко религиозные, сакральные понятия, обладающие Божественным смыслом. Человек может выйти за пределы ограничивающих его субъективных представлений о Правде, но невозможно выйти за пределы Правды-Истины, хотя и возможно уклониться от нее в какой-то ошибочный субъективизм. И. Пересветов писал по этому поводу: «В каком царстве правда, там и Бог пребывает, и не поднимется Божий гнев на это царство»[107]. Собственно, и Константинополь пал потому, что жители его, внешне соблюдая «веру христианскую», забыли о «правде». Смысл пон

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Еще по теме Правда, таким образом, понятие Божественное, восходящее к Богу.:

  1. Мы говорили об образе Божием в человеке, но в чем состоит подобие Богу?
  2. Сформулируем онтологическую проблему таким образом.
  3. Таким образом,Гегель создал надэтическое мировоззрение
  4. Таким образом, к характерным чертам мусульманской правовой доктрины необходимо отнести:
  5. Декларация эта не означает, таким образом, действительной те­леологии выхода за пределы эмпирической реальности
  6. Таким образом, в условиях состязательности ч. 1 ст. 204 ГК РФ нуждается в дополнительном истолковании
  7. Право в русском правосознании образует неразрывное единство с Правдой,
  8. Таким образом, можно констатировать двойственный характер инструкций ЦИК России
  9. Таким образом, причинами возникновения мусульманской правовой доктрины, ставшей источником права, являются:
  10. Таким образом, рассмотрение норм правовых актов в системе позволяет проводить оценку пробела в оспариваемом акте.
  11. Таким образом, процедура выбора судом второй инстанции способа рассмотрения дела не согласуется с принципом диспозитивности
  12. 1. Бог любит человека и создал его таким образом, что человек может знать Бога.
  13. Материя, таким образом, - возможность; форма - дей­ствительность. Вещь же - единство формы и материи: воз­можность, ставшая действительностью.