Право открывается только духовному опыту.
Отрицатели Бога не способны познать Права. Обращенные к миру злобой, корыстью и завистью дефакто ненавидят Право, а, следовательно, выражают эти чувства по отношению к Богу - в этом заключается страшная ошибка их жизни.
Бог постигается только духом и любовью. Потому-то под Православием понимаютне создание все новых и новых культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого163. Божья воля, открытая человеку в Его Заповедях, и определяет тот «замысел природы», о котором упоминают юснатуралисты. Правовые начала проявляются непосредственно, прямо в духовном мире человека - нужно лишь подготовить свою душу для восприятия. Зафиксируем: Право есть благодать Святого Духа, а Православие - стяжание благодати Святого Духа. Таково соотношение данных духовных понятий.
В православном мировоззрении заложена органичная цельность. Православие (в отличие от западно-римского христианства) ориентирует русского человека более на внутреннее совершенствование, а не внешнюю деятельность. При этом умственная работа не сводится к рационализированию, а является актом целостного созерцания.
В этой созерцательной углубленности большую роль играют интуиция, образное мышление, нравственное чувство гармонии, меры и благообразия.Добросовестному правоприменителю необходимо научиться познавать Право из Божественного откровения, традиционной нравственности, законов государства и собственной совести. Тогда можно будет рассчитывать на праведность суда. А свои субъективные права граждане России смогут получить и вне нормативных актов.
При условии господства православного правопонимания есть шанс, что юридическая система России наконец снова станет правовой. Изменятся многие оценки в правовой сфере, вскроется многолетний обман, отпадут многие стереотипы и смысловые подмены. Предстоит крупномасштабная работа по возрождению духа Права во всех отраслях нынешней юриспруденции.
Право призвано быть проявлением единого Божественного закона мироздания во всех сферах общественной жизни.Так, акт крещения в Православие, с точки зрения секулярной юриспруденции, не может признаваться юридическим фактом, но является без сомнения правовым фактом, который влечем именно правовые, а не юридические последствия для человека. Это потребует дифференциации отношений на правовые и юридические, чего пока в правоведении нет. Такая проблема даже не ставится сегодня учеными-юристами и это довольно странно, ведь мы уже апеллируем к разнице правовых и юридических норм. Нужно делать следующий шаг к Истине.
Только религиозные мотивы позволяют правильно решить вопрос о моменте возникновении права. Начало действия Права на земле хронологически соответствует моменту, когда Бог создал перволюдей - Адама и Еву. Бог учреждает Закон для каждого сотворенного Им явления, а относительно наделенного свободной волей человека Бог предусмотрел смысл жизни, функции и необходимые ограничения в действиях - не просто Закон, а Право. Для того, чтобы человек оставался человеком, он должен был с момента появления на земле пребывать в тех правовых измерениях, которые предопределил ему Бог. Это правовое измерение было обозначено Господом еще до сотворения человека. А если это так, то объективное содержание Права не может изменяться по воле человека, не участвовавшего в их установлении, и не может быть в зависимости от человеческих представлений о Праве. Право есть константа человеческого общения. Оно необходимо не для изолированных друг от друга робинзонов, а для социальных групп.
Естественные (природные) законы, таким образом, установлены Богом для условий функционирования мира, а для общения людей дано Право как способ одухотворения Творцом своих созданий; одухотворения в сакральном значении присутствия в людях дыхания Божия, боговдохновенности. Право не противоречит ествественным природным законам, положенным Богом, поскольку не может побуждать человека совершать невозможное.
Задолго до возникновения государственности человек уже имел первый правовой закон еще в едемском саду: «От всякого дерева в саду будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт. 2,16-17). После грехопадения Право стало усложняться, определяя границы, не выходя за которые человек может жить в ладу с Богом, окружающими и своей совестью. Нетрудно предположить, что Право существовало до сотворения человека в качестве одного из элементов Божественного плана создания человечества. Право изначально было в самом Боге и как проявление Его Святого Духа стало известно людям. В первое время человек не нуждался в существовании особо сформулированного комплекса правил, регулирующих его бытие - все свое знание о порядке вещей он получал непосредственно из Богообщения. И только после злоупотребления людьми своей свободной волей, когда нравственный упадок общества приобрел угрожающий характер, Бог дал первый свод своих Заповедей, имеющих все признаки правовых положений. Когда Адам в раю сливался с Богом непосредственно, ему не требовалось знания о добре и зле и пространных сводов законов, ибо общение с Богом есть общение с Истиной. После изгнания из рая Адам и Ева, уже обладая знаниями о добре и зле как впечатленным законом, должны были руководствоваться в своих отношениях новой ипостасью Права - нравственностью. Это продолжалось до того момента, пока Бог не продиктовал Моисею на горе Синайской Свои законы и заповеди. С той поры Божьи законы и нравственность представляют собой две тесно взаимосвязанные компоненты единого Права. Совесть же стала Божьим оком в душе человека, тесными вратами, за которыми открыта дорога в вечную и счастливую жизнь. Совесть не пропустит в душу греха, соизмеряя его с Божественным законом, если человек всем сердцем верит в Бога и Его законы. Только Божьи законы могут стать для души своими, а прочие будут оставлены совестью.
Догматы православной веры, нравственный заповеди, учение Спасителя об устройстве общества, о способах поддержания общественного мира, о средствах восстановления попранного порядка - все это носит правовой
Еще по теме Право открывается только духовному опыту.:
- [102]. Отсутствие в науке вертикального измерения открывает возможность использования ее достижений в целях духовно и практически прямо противоположных.
- К какому подходу правопонимания относится следующая характеристика права: «Право - это нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, а законодатель их не создает, а лишь открывает и формулирует»?
- Игнорирование духа есть выражение капитуляции юриспруденции перед явлениями свободной воли, свободной личности и свободы вообще. Само существование правовой сферы убеждает нас в том, что право есть одно из безусловных духовных явлений и важнейший инструмент для воспроизводства духовности в обществе.
- Декарт, как пишет Шеллинг,1 «только поколебал выстроенную средствами естественного разума метафизику, да и то только на время.
- Следует обратиться к опыту правового регулирования данного вопроса в ряде других стран.
- Поэтому представляется, что в ГПК РФ следует закрепить право апелляционного суда выйти за пределы жалобы только в интересах правосудия, то есть, при следующих обстоятельствах:
- 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
- Итак, Право представляет собой сложный духовный феномен, пункт органической встречи религии, нравственности и юриспруденции
- Наука открывает грех
- 1.2. Дождь открывает все следы
- 1. Непосредственное самобытие как само себе открывающееся бытие
- Глубокое проникновение в судьбу почвенников открывает для нас постепенное преодоление ими западничества
- Часть вторая Век семи мудрецов, или Греция открывает закон
- 6.2.12. Апарт-отель «Арбат-Владивосток» – первый и единственный в своем роде проект на Дальнем Востоке открывает свои двери
- Экстремальность метапсихологически мы определили как ситуацию возможности, а именно, двоякой возможности: возможности невозможности, открывающей возможность возможности.
- 13. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.
- Лекция 3. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право
- Чтится только устремление к Служению Общему Благу.