>>

Предмет, метод, структура курса

Вашему вниманию представляются лекции по истории юриспруденции России — курсу, который ранее самостоятельно никогда не преподавался в нашей стране и которого пока еще нет в учебных планах нынешних юридических школ.

Сейчас он является составной частью другого курса — истории политических учений (чаще его именуют историей политических и правовых учений). Под таким названием он входит в список юридических наук системы ВАК.

Однако, подчеркиваю, юридическая мысль России никогда не излагалась студентам отдельно. До революции 1917 года — в силу недостатка юристов, специализирующихся по истории юриспруденции Отечества, засилья европоцентристских подходов к праву, общей атмосферы правового нигилизма в стране. После революции 1917 года юридическая мысль нашей страны не могла излагаться студентам-юристам в силу того, что между императорской и советской Россией образовалась идеологическая пропасть и подходы к праву признавались только марксистские. Неуверенные попытки создать самостоятельный курс лекций по истории политических учений России со стороны отдельных юристов-эн- тузиастов, таких, как B.C.

Покровский, в период борьбы с космополитизмом (до и после смерти Сталина, в 50-е годы) закончились безрезультатно. История юридических учений России так и не обрела самостоятельность как учебная дисциплина и осталась в недрах истории политических учений, которая после “хрущевской оттепели” окончательно утвердила свой статус в системе юридического образования Отечества, хотя с общей “дискриминацией” этого курса мы не распрощались и по сей день.

Bce течет, все меняется. Думается, пришла пора поднять значимость не только курса истории политических учений, но и его неразрывной части — истории юриспруденции России. Для этого есть целый ряд причин. Мы все больше склоняемся к признанию органической целостности белой и красной России, постепенно преодолеваем недооценку юридико-теоретического наследия наших предков, которые фактически сформировали самостоятельную политико-правовую культуру, не говоря о правопонимании, жизненно необходимом для формирования нового типа русского юриста.

Патриотическое правосознание уже витает в воздухе, и его оформление без знания российских юридических древностей невозможно. Наличие в учебных планах курса истории государства и права Poc- сии играет определенную роль в этом процессе, но это знание буквы закона, “мертвого права”.

Нужен самостоятельный курс истории юриспруденции России. Тем более что дух закона, правовая мысль никогда не умирают, они откладываются в этажах народной и профессиональной памяти, передаются в генах и традициях, а главное, фиксируются в теоретических произведениях мыслителей и юристов. B основе истории юриспруденции России лежит дух закона, мысль о праве и государстве нашей страны, взятая в ее исторической эволюции. Более того, это то правопонимание, которое прошло испытания временем и потому стало составной частью культурного наследия российского юриста.

Автор далек OT мысли о том, что он один, без усилий и поддержки других коллег осилит создание нового по своей сути курса в системе юридического образования. Ho кто-то должен начать, положить первый камень в основание истории юриспруденции России. Определенные заделы для создания этого курса есть. Я не говорю о дореволюционных историко-правовых работах, работах современных историков и юристов по теоретико-юридическим вопросам. Их много, пруд пруди. Есть, например, упомянутый курс лекций B.C. Покровского, книга “История политических и правовых учений России XI—XX вв.”, подготовленная и изданная И.А. Исаевым и H.M. Золотухиной в издательстве “Юрист” в 1995 году. Мною в МГЮА не только читается курс лекций по истории политических учений, в том числе и России, HO и в течение года ведется спецкурс под названием “История юриспруденции России”. Дело остается за “малым” — внедрить этот курс как самостоятельный в Госстандарты по юридическому образованию, подготовить преподавательские кадры и вооружить будущих юристов учебниками, курсами лекций и учебными пособиями, посвященными историко-теоретической проблематике российской юриспруденции. Определенную часть этой задачи и будет решать данный курс лекций.

Сразу оговорюсь, что название — “История юридической мысли России” — не носит принципиального характера, автор не собирается “открывать Америку”. Курс, без сомнения, является составной частью всемирной истории политико-правовой мысли, которая преподавалась в нашей стране до 1917 года под грифом “История политических учений” (общий курс под таким названием издан профессором Московского университета Б.Н. Чичериным в 1872 году), затем — “История философии права” (курсы лекций в Москве профессора П.И. Новгородцева, в Санкт-Петербурге профессора H.M. Коркунова). После 1917 года эта дисциплина называлась по-разному: “История политических учений”, “История учений о государстве и праве”, “История политических и правовых учений”. Bo всех случаях смены грифа предмет и содержание курса во многом оставались неизменными, хотя акценты в изложении мысли смещались. Смена “вывесок” говорила лишь о том, что произошли очередное переосмысли- вание накопленного политико-правового знания, его дифференциация, в гуманитарных науках поставлены новые задачи с учетом запросов времени.

Мы живем в период крутой ломки советской государственности. Насколько эта ломка оправданна — разговор особый. Ho не подлежит сомнению та гуманная цель, которая поставлена перед страной и ее юристами: создание не просто нового государства, а правового государства. Отсюда и важность “смены лозунгов , задач, акцентов. Из трех ключевых, неразрывно связанных друг с другом, основных категорий курса — “политика”, “государство”, “право" — сегодня важно сделать акцент на последней, а именно на “праве” и тех явлениях, что с ним связаны. B современной России право должно стать целью, а политика и государство — средствами ее достижения.

Кстати, этот акцент уже сделали специалисты по теории государства и права, которые оперативно, в спешном порядке сменили свои грифы-флаги: кто просто переменил местами слагаемые категории, назвав свой курс “Теория права и государства”; кто стал на позиции своеобразного “развода” категорий, назвав свой курс “Общая теория права”.

B литературе высказывалось предположение о том, что в юридических вузах нужно преподавать не историю политических и правовых учений, а только историю правовых учений. Наша позиция заключается в том, чтобы в названии “История юридической мысли России” подчеркнуть тесную, неразрывную связь между ключевыми категориями курса, прочно увязав их синтетической категорией “юриспруденция”. И политика, и государство, и право везде и всегда, а в России особенно, находили свое оправдание и высшую цель в справедливости. Термин же “юриспруденция”, хотя сейчас его понимают как совокупность юридических наук, изначально нес в себе высокий пафос поиска и утверждения справедливого (юридического) на земле. Принадлежит он, как и многие другие правовые понятия, древним римлянам и трактовался ими как юридическое делание, как искусство добра и справедливости, тогда как позитивное право (lex), политика, государство были лишь средствами, инструментами этого высокого юридического ремесла (jus).

Новый “флаг” курса связан, как я сказал выше, и с дифференциацией гуманитарных наук, имеющих общий объект, включающий в себя политику, государство, право. B последнее время бурными темпами развивается политология, которая в советские времена была составной частью единой марксистско-ленинской философии. Сегодня у нас, а за рубежом уже с начала XX века она заявила о своей самостоятельности и о том, что она имеет свою историю под названием “история политических учений”. Кстати, нынешние, даже учебные, курсы политологии имеют параграфы или разделы по истории политических учений. Это также заставило автора и в названии, и в содержании “Истории юридической мысли России” четче отразить правоведческую проблематику.

Последний аргумент для обоснования названия курса — субъективный. И название, и особенно содержание курса в той или иной степени зависят от юридических убеждений лектора. Как назвать курс — это его субъективное право. Ранее мы всячески замалчивали человеческий фактор, а если и упоминали о нем, то только через призму принципа партийности в науке.

Этого принципа для обоснований позиций автора явно недостаточно, и наши учебники и лекционные курсы как бы теряли свое лицо. Жесткий идеологический диктат и вовсе их обезличивал. Ныне можно открыто излагать свои идейно-юридические позиции.

Существует два типа правопонимания: легистский и юридический. Согласно первому, право сводится к приказу государства, к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам позитивного права (законам, указам, постановлениям и др.), т.е. к закону (в собирательном смысле слова — к тому, чго официально наделено в данное время и в данном месте властно-принудительной силой).

Для второго, напротив, характерна та или иная версия различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, т.е. определенное, отличное от других социальное явление со своей объективной природой и своей спецификой. Этот второй тип правопонимания мне ближе.

Кстати, он ближе и отечественной традиции, где жажда безусловной справедливости является стержневой линией духовных исканий, стремлений русского человека. Само слово “справедливость” в нашем языке синоним слова “право” (правда, правый). Россия тем и отличается от Запада, что постоянно искала “правду-справедливость", которая одновременно означает и “истину”, и “моральное и естественное право”, и путь подлинной свободы для достижения “вселенского братства”. Применительно к России проблема “правды-справедливости” (юриспруденции) чаще всего связывается с адекватным выражением “русской идеи”.

Это и предопределило в конечном счете название курса, чем прямо заявлено, что все вопросы развития государственной правовой мысли России трактуются с позиций юридического правопонимания, в рамках которого стержневой проблемой является “путь к праву”, к “правде-справедливости”.

Все, что было сказано о необходимости “суверенитета” истории юриспруденции России в системе юридического образования, подтверждает высокую миссию этой дисциплины в становлении культурного юриста. Для вящей убедительности приведу еще аргументы, и заодно положим краеугольный камень в методологию курса.

Для истинного движения, не на словах, а на деле, к юридической государственности нужны граждане и правители (юристы. — H.A.) нового типа. Их неотъемлемая черта — “шестое чувство”, чувство времени (истории), позволяющее сделать принципиальный нравственный выбор: ради чего жить? в чем смысл профессионального делания? кому служить? Правде или маммоне, как вопрошал Христос две тысячи лет тому назад. Только “шестое чувство” позволяет глубоко понять наше земное предназначение, долг юриста, судьбу каждого в процессе преодоления издержек того времени, которое выпало на нашу долю.

Черта эта — не подарок судьбы или природы, не изначальные, врожденные “права человека”, а то, что мы обретаем подвижничеством, трудом, усилием своей воли, юридическим самосовершенствованием с момента рождения и до гробовой доски. Черта эта сродни искусству титанов и богов.

Древние греки, наследие которых до сих пор “сохраняет значение нормы и недосягаемого образца”, в том числе и в сфере правовой культуры, полагали, что их бог Хронос (время) — властелин мира и символ жизни. Его власть безмерна, безгранична, ведь ему подчиняется все Живое. Хронос — самый жадный из богов, регулярно пожирающий собственных детей. Власть этого бога — власть смерти, поэтому Хронос часто выступает символом смерти. Сверхзадача богов и людей — победить Хроноса. Богам это удалось, они, как повествует античный миф, перехитрили Хроноса, освободились от его власти и обрели бессмертие.

Люди же привыкли считать время, гнаться за ним, поклоняться ему, не замечая, как превращаются все больше в его рабов. Однако Хронос уничтожает все, даже самые великие достижения. Более того, с тех пор, как человек начал поклоняться времени, он все чаще теряет себя, теряет смысл своего бытия. Современного человека не покидает чувство бессмысленности жизни и бесцельности истории. Эта бесприютность и ощущение заброшенности связаны с утратой важнейших параметров правосознания, имевшихся в культурах прошлого. За последние сто—двести лет, когда гуманитарные науки, в том числе и юриспруден-

ция, связали свои достижения с линейной концепцией времени и с идеей прогресса, произошел процесс выпадения у людей целых пластов ментальности, причем именно тех, которые традиционно выступали ее фундаментом и были ориентированы на юридическое в человеке, его окультуривание, сбережение и безопасность. Эти потери привели к кризису правосознания, утрате устойчивых юридических убеждений, навыков правомерного поведения, к своеобразному духовно-правовому и “энергетическому” истощению (имеются в виду энерго-побудительные, смысловые ресурсы людских душ. -------------------------------------------------------------------- H.A.).

Выход из культурно-нигилистического, губительного лабиринта один — дать бой безжалостному врагу всего справедливого, разумного, доброго, вечного, гуманного — Хроносу, найти и возродить утраченные формы гармонии нашей жизни. Это можно осуществить лишь через идейно-правовое обращение к времени путем его аксиологического (ценностного) наполнения духовным опытом традиционных культур. ·

Естественно, роль истории юриспруденции в этом сражении — ключевая. B ее арсеналах имеется множество концепций, которые видели в человеке существо, характеризующееся, в отличие от животных, не только разумом, осознанием времени, но и стремлением к его преодолению, т.е. обладающее в самом себе идеей вечности. Более того, в ее недрах и происходит та “великая борьба вечности со временем”, великое противление власти времени, о которой много писал великий русский юрист H.A. Бердяев, подводя итог думам о справедливости накануне смерти после окончания Второй мировой воины.

Он же охарактеризовал эту борьбу как “обратное плавание”, или движение, противоположное стреле времени, а сущность правовой культуры как постоянное возвращение к своим корням, истокам, признание высочайшей ценности родного прошлого, соотнесение всей последующей истории с ее начальным периодом. Способность сопоставлять разные периоды юриспруденции и осуществлять их оценку выражается и в стремлении к высокому эталону, который другой наш соотечественник — юрист П.И. Новгородцев назвал “общественным идеалом”. Правовая культура в таких учениях — система ценностей и смыслов, преодолевающих ход времени, борьба сил правопорядка и космоса с силами дезорганизации и хаоса.

Современной наукой установлено, что на разных уровнях вселенной время имеет разный смысл. B неживой природе, время — символ разрушения и беспорядка, влекущего к гибели все сущее (термодинамический закон). B живой природе, напротив, наблюдается тенденция борьбы с несущей смерть стрелой времени. Эволюционистские концепции развития природы описывают эту тенденцию в терминах самоорганизации биологических систем, куда включается и человек; однако живые организмы явно не успевают за хаосом Хроноса, так как рост энтропии превышает рост приспособляемости и вследствие этого многие биологические виды обречены на вымирание, перед которым бессильна даже “Красная книга”. Угроза существует и людям в виде глобальных кризисов ^- экологического и других, а также в виде опасности локальных и термоядерных войн за сферы жизнеобеспечения планеты (сырье, территорию, нефть, золото и т.д.).

Правда, человечество создало искусственные механизмы “борьбы со временем” (или с ростом энтропии), куда включаются такие институты защиты жизни, как семья, общество, церковь, государство, международные союзы государств и т.д. Эти институты имеют различные сибтемы безопасности, сохранения жизни на Земле. Ho и они с их высоким антиэнтропийным потенциалом не способны до конца побороть разрушительное, хаотическое и произвольное направление времени, и борьба сил организации и порядка с силами дезорганизации и хаоса пока обречена на неудачу.

Остается единственный способ “преодоления времени”, известный еще древности, — аксиологический. Многие мыслители (включая Платона, Аристотеля, Канта), у которых не человек, а Бог есть “мера всех вещей”, считали, что юридические (духовные) ценности могли бы, говоря современным языком, не только противостоять энтропийным процессам, но и в каком-то смысле побеждать время. B их числе был один из основателей русского космизма Н.Ф. Федоров, посягнувший в “Философии общего дела” на “закон падения” как совокупность деструктивных причин, совпадающих с действием Хроноса, которое воспринималось им как символ произвола, разрушения и дезорганизации, связанных со слепыми силами природы.

Борьба против произвола, правонарушений, противодействие злу жизни — это борьба юристов и граждан прежде всего с горизонтальным ходом времени, с историческим (политическим) процессом. Ee конечной целью является превращение социального мира в целесообразный и творчески регулируемый (правовой, ноосферу. — H.A.). B этом противостоянии права (разума, справедливости, целесообразности) и произвола (слепых сил природы, зла, ведущих к дезорганизации и хаосу) “разум и жизнь должны вести не к равновесию, а к превышению дохода над расходом, к победе жизни над смертью, к совершенному устранению расхода, смерти”.

По Федорову, хронологические (историко-темпоральные) представления имеют невременной источник, т.е. идея времени возникает сначала в правосознании людей из идеи вечности. B работе “Горизонтальное положение и вертикальное — смерть и жизнь” он утверждал, что представления о времени вторичны, тогда как представления о вечности изначальны и более существенны для юриспруденции. Идеи вечности заложены уже в вертикальном положении человека, в чем для него заключен глубокий духовный смысл: “Что такое вертикальное положение? He есть ли оно уже восстание человека против природы, обращение взора от земли к небу? Здесь начало тех представлений, из которых произошла идея Бога” (от себя добавим — и мысли о праве тоже). C тем, что человек осознает себя в вечности (космосе), Федоров связывает принципиальное отличие человека от материальной природы — его способность не разрушать, а созидать. Горизонталь же времени в виде земной истории олицетворяет для него растущую дезорганизацию, господство сил разрушения и истребления.

Этот ученый не только ввел понятие горизонтального (политического) и вертикального (юридического) мышления, что само по себе немало. Ему принадлежит идея об ограниченности политического мышления. Именно с вертикальным мышлением он связывает духовно-правовые начала сострадания, совести, стыда, чести, что в кантовской юриспруденции с ее поисками “самого дорогого, что есть у Бога на земле” еще раньше получило формулу категорического императива, лежащего в основе правовой культуры.

Аксиологический метод борьбы с Хроносом связан не столько с политическим процессом, сколько с юридическим — с волей каждого человека, его совестью. B правосознании людей должен свершиться переворот, направленный против абсолютизации политического (горизонтального) времени, которое рационализм ложно отождествил с высшей ценностью. Абсолютизация настоящего, “жизни одним днем”, когда “после нас — хоть потоп”, ведет к девальвации правового (духовного) начала в человеке как юридическом существе, являющемся смыслом и центром космоса.

Источник смысла и мерило гуманных ценностей, согласно такой прогресси- стской логике истории, оказались перенесенными в будущее, что привело к правовому нигилизму. Достаточно в этой связи напомнить наши многолетние апелляции к коммунистическому будущему в период социалистической государственности, а теперь вот нас все более одолевает мечта скорее попасть в “рыночный рай”. Однако правосознание, отрицающее прошлое и жертвующее настоящим ради будущего, не может иметь и будущего, а взгляд на время только как на современную политику ведет в своих крайних формах к отрицанию всякого времени, т.е. к уничтожению и истории, и правовой культуры. Пожертвовав вечностью ради политического времени, рационализм и основанные на нем полититико-правовые теории неизбежно приводят к уничтожению самого времени, еще раз доказывая, что юридический смысл жизни обретается только при объединении горизонтального мышления с вертикальным. Чтобы увидеть “космос истории”, необходимо сойти со ступеней прогресса (в том числе и B диалектико-материалистической версии), превращающего настоящее в средство для будущего. Нужно провести вертикальную коррекцию современного правосознания.

| >>
Источник: Азаркин H.M.. История юридической мысли России: Kypc лекций. 1999

Еще по теме Предмет, метод, структура курса:

  1. 1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ. 2. Методология курса 3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
  2. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
  3. Предмет, метод и задачи курса истории отечественного государства и права. Периодизация курса.
  4. Программа курса Тема 1. Предмет и метод теории государства и права
  5. Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии.
  6. Предмет, методы и система криминалистического исследования материальной структуры преступления
  7. I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  8. Розділ І | ПРЕДМЕТ І МЕТОД ЗАГ ПРЕДМЕТ І МЕТОД ЗАГАЛЬНОЇ ТЕОРІЇ ДЕРЖАВИ І ПРАВА
  9. Предмет и задачи курса.
  10. Предмет курса
  11. Предмет и система курса «Арбитражный процесс»
  12. 1. Предмет и задачи курса «Инвестиционная политика»
  13. Предмет, цели и задачи курса
  14. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»
  15. 1.1. Предмет и здачи курса “Мировая экономика”
  16. 1.5. Структура курса теории государства и права
  17. ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
  18. Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» (ИЭУ)
  19. Тема 1: Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ).
  20. 5. Основные категории и структура курса теории государства и права