«Примирительная» идеология, которой руководствовался М. А. Бакунин в конце 1850-х - начала 1860-х гг
., воспринималась адекватнее всего польскими «сибиряками» (так именуются недавние ссыльнопоселенцы в документах Ш-го Отделения). «Тайною полицею было не однажды, а много раз доносимо, что так называемые Сибиряки, т.е.
люди возвратившиеся из Сибири, - фиксируется в справке жандармского ведомства, - пользуясь именно по той причине особенным влиянием между революционерами...,388
принимают деятельное участие во всех выходках партии красных» . А вот какими, например, словами раскрывает политический смысл своей деятельности в Варшаве 18601861 гг. один из молодых сибирских друзей М.А. Бакунина - Генрих Краевский. «Принимал я участие в делах общественных, - сообщает он 16 февраля 1862 г. Бакуниным в Прямухино, - не иначе как с разрешения правительства, получал его одобрение, в городе стал известен как человек умеренный с примирительными
389
наклонностями» (выделено мной - В.Д.).
Не только на диаспору польских сибиряков была, конечно, сориентирована стратегия М.А. Бакунина тех лет.
В «примирительном» духе он стремился влиять на различные группировки русской дворянской интеллигенции: начиная от сторонников М.Н. Каткова и почвенников-славянофилов и заканчивая конституционалистами- западниками, связанными с ним либо земляческими, либо родственными узами (А.М. Унковский, Н.А. и П.А. Бакунины). В особенности же эффективно концепт «примирения» был задействован в отношении лондонских «старых товарищей», т.е. А.И. Герцена и Н.П. Огарева, с авторитетным мнением которых тогда были вынуждены считаться либералы всех оттенков и даже министры из правительства Александра II. Тем более, идейные позиции М.А. Бакунина были понятны молодому поколению «кающихся дворян» (В.Ф. Лугинин, Л.И. Мечников, М.И. Михайлов, Н.А. Серно-Соловьевич и др.). Наконец, и во властных структурах имперской бюрократии существовала тогда влиятельная реформаторская группировка (Н.Н. Муравьев-Амурский, Н.П. Игнатьев, [359] [360] [361]Н.А. Орлов и др.), представители которой в 1857-1862 гг. симпатизировали М.А. Бакунину[362] [363] [364]. В «примирительном» тоне выдержаны публицистические сочинения М.А. Бакунина, которые печатались за границей сразу же после его нашумевшего бегства из России. Среди них особое место занимает программная работа 1862 г. «Народное дело: Романов, Пугачев или Пестель?». В ней опальный политик убеждал императора 391 Александра II лично возглавить освободительную «революцию «сверху» в России . В период второй эмиграции (1862-1876 гг.) концепт компромиссного «примирения» у Бакунина трансформировался в идею «альянса», то есть согласия, достигаемого между субъектами политического процесса на основе взаимных уступок. «Отсюда следовал «универсальный» по своей значимости факт,- отмечает Л.Г. Сухотина, - не отчуждение и отрыв социальных структур, как и отдельных индивидов друг от друга, но их тесное взаимодействие обуславливают поступательный ход 392 общественно-исторического процесса» (выделено мной - В.Д.). Действуя снова на европейской авансцене, чтобы найти адекватную сферу приложения собственных сил, на рубеже 1860-1870-х гг. М.А. Бакунин заключал временные политические альянсы с близкими по духу радикальными социалистами и бунтарями-анархистами ряда стран Запада. Не был исключением из этого правила и К. Маркс. Взаимоотношения с ним Бакунин пытался также строить на основе «примирительного» компромиссного согласия. Подобная тактическая линия вполне соответствовала установке на блокирование с возможными союзниками в интересах «общего дела». Сблизившись со многими представителями западноевропейского анархизма и «пролетарского» коммунизма, к концу 1860-х гг. М.А. Бакунин уже в качестве признанного лидера левых радикалов континента возглавил входивший в состав I Интернационала Международный союз социалистической демократии (пресловутый «Альянс»). Итак, если в 1837-1839 гг. своими публичными обращениями к императорской власти и дворянской общественности М.А. Бакунин предпринимал целенаправленную попытку инициировать внутриэлитное «примирение сверху», то позднее, в 1860-е гг. он был вынужден перейти на «низовой» уровень практической реализации концепта. В этот раз как политик он делал свой окончательный выбор, формулируя для авангардного меньшинства национальной элиты новаторскую идею «сближения и примирения с 393 народом» (выделено мной - В.Д.). Иначе говоря, отказываясь от идеи компромисса с абсолютистской верховной властью, он переходил к полному ее диалектическому отрицанию, пропагандируя альтернативный вариант гражданской общественной консолидации «снизу» при активном инициативном участии русского европеизированного «образованного класса» и с опорой на крестьянское трудовое большинство народа России. 1.3.
Еще по теме «Примирительная» идеология, которой руководствовался М. А. Бакунин в конце 1850-х - начала 1860-х гг:
- 59. ФРАНЦИЯ В 1850–1860–Е ГГ. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ
- «Великие реформы» 1860-х гг., как и предупреждал Бакунин, оказались на поверку грандиозной ложью.
- Самобытная специфика многогранной персональной идеологии М.А. Бакунина
- Идеология «Народного Дела» 1860-х гг.: базовые компоненты и ценностные основания
- Подберите понятие к данному определению: «Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться».
- Либеральная идеология зародилась в умственной атмосфере XVIII века, которая склонна была утверждать естественную гармонию.
- Некоторые институты многостороннего сотрудничества в Восточной Азии и АТР, в которых КНР принимает активное участие с начала ХХІ в.
- Основной процесс в политической жизни Руси позднего средневековья — образование Московского государства, которое нуждалось в выработке новых форм властвования и новой идеологии
- Статья 1. Применение Примирительного регламента
- Статья 16. Прекращение примирительной процедуры
- Статья 2. Начало примирительной процедуры
- МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН
- Дж. Лильберн. Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого, с различными вопросами, замечаниями и жалобами народа, заявляющая, что теперешние действия парламента противоречат тем основным принципам, какими он руководствовался в своей борьбе против короля, и глубоко несправедливы по отношению к тем, которые являются его лучшим друзьями и защитниками, и говорящая о многих других вещах, имеющих весьма важное значение для свобо
- Примирительные процедуры:
- Англия (1815—1850)
- ЛЕКЦИЯ 13. M.A. Бакунин