<<
>>

Пробелемы секуляризованной юриспруденции.

Правопорядок, основанный на православной духовности, на абсолютных заповедях, гармонично содержит в себе понятия гражданского и общественного долга, ответственности и совести, отвечает потребностям развивающегося общества.

Объясняется это тем, что каждый человек, искренне принявший духовность подобного типа, неравнодушен к любым нравственным и социальным процессам, тонко чувствует их направленность, стремится к святости, подвижнической, праведной и общественно-созидательной жизни. Такой человек живет по Праву и в полицейских мерах сдерживания не нуждается.

И.Л. Солоневич писал: «Российская государственность строилась на Православии, а не на юриспруденции. Все попытки перевода с православного языка на язык «конституций» суть попытки безнадежные»177. При понимании разницы между Правом и юриспруденцией эти слова И.Л. Солоневича можно признать истинными. В них содержится убеждение в том, что юриспруденция не должна быть автономна ни от исторической судьбы нации, ни от вероисповедных форм ее сознания.

В противном случае безпочвенность юриспруденции будет только отдалять ее от Права и ослаблять не только государственность, но и народ.

Философия и наука в сравнении со Священной книгой Нового Завета имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания. Лишь православная вера на сегодняшний день способна дать людям целостную Истину. Православное правосознание, не противопоставляющее Право, Правду и Православие, имеет глубокую и очищающую основу, и на этой только основе российскому обществу удавалось ограждать и растить свою духовную культуру.

Итак, Право имеет внутренний и внешний выход на человека: внутренний через запечатленную в душе человека совесть как часть правосознания, внешний - через Божьи заповеди, традиционную нравственность и правовые законы государства.

Право носит духовный, священный и истинный характер, поэтому в отличие от законодательства оно непреложно и неизменяемо, потому что основывается на непреложной и неизменяемой Божьей воле и потому не ограничивается никакими условиями места и времени. Право рассчитано на всеобщее действие, но в современном мире локализуется в пределах небольшого числа стран, прежде всего - России.

Праву недостаточно одной лишь юридической силы для эффективного действия; нужна еще сакральность, без которой Право теряет свою силу. Эта сакральность и есть религиозное измерение Права. В настоящее время Право переживает кризис целостности, Оно лишено сакральности, священного смысла путем отделения Русской Православной Церкви от государства и утратило фундаментальные нравственные начала из-за противопоставления традиционной нравственности - русской Правде.

В современности религиозная подоплека мировой жизни нисколько не утратила своего основополагающего значения. Последнее столетие обозначило особую роль религии в жизни человеческого общества, обнажив все уродство жизни без нее. Любая правовая доктрина или концепция правовой реформы всегда имеет философскую основу, а еще глубже - религиозную, определяющую смысл исторического бытия и определенное видение собственной роли и места в мировой истории. Основой любого общества всегда служила религия. А когда традиционные верования по тем или иным причинам переставали оказывать влияние на общество, государства и даже нации погибали. Ведь по сути дела, все социальные, политические, экономические и культурные процессы представляют собой более низкий план бытия по сравнению с планом метафизическим. В правовой сфере явно присутствует некая глубинная субстанция, проявляющаяся в разных ипостасях и в разные моменты времени, но всегда сохраняющая собственную непознанную до конца суть.

История Права обнаруживает некую цепь преемственности, воспроизведения в действующих юридических положениях элементов

Божественной первонормы. Правосознание, утратившее свои религиозные корни, оказывается неспособным поддерживать и отстаивать национальную государственность и культуру.

Многие авторы отмечают, что связи между Правом и религией, существовавшие в ранних обществах, были разрушены в Новое время178. Именно в этот период происходило обмирщение или секуляризация общества, то есть высвобождение от религиозного и церковного влияния всех сфер

жизнедеятельности общества и человека. Наблюдалась и интенсивная десакрализация правового бытия и утрата им основополагающих христианских императивов и эйдосов. Удар наносился вполне целенаправленный - по тем абсолютам, которые и составляют центр Права. [141]

Возникнув в западноевропейской культуре процесс секуляризации неотвратимо разрушал универсум христианского Права, обнаруживая свое действие во всех цивилизациях мира. В общетеоретическом плане этот процесс означал замещение сакральных символов и религиозных императивов Права на мирские, земные понятия и нормы. Ш. Монтескье заявил, что у Божественного и у человеческого закона противоположны цели, а не только происхождение и природа179.Он не был одинок в подобных оценках, которые в конечном счете обслуживали заказ извлечения из Права атрибутов священности. И. Кант восклицал: «...да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливое соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать или же господствовать! Без них все превосходные человеческие задатки остались бы навсегда неразвитыми. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что хорошо для человеческого рода: она хочет раздора»180. Торжество безнравственности стало возможным после того, как религия была почти полностью исключена из духовной жизни.

Доходившая в своем мировоззрении до безусловного правового нигилизма российская радикальная интеллигенция стремилась восполнить духовный вакуум нигилизма гипертрофированно переживавшимся и казуистически осмыслявшимся морализмом, в котором поколения интеллигенции видели высшую форму духовной жизни мыслящей личности. Отрицателям религиозных оснований Права нелишне напомнить глубокую мысль Аристотеля: «Предполагать в человеке только человека - значит ошибаться в нем».

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Еще по теме Пробелемы секуляризованной юриспруденции.:

  1. § 1. Аналитическая юриспруденция
  2. 1.6. О значении метафизического подхода в юриспруденции
  3. §2. Римская юриспруденция
  4. Римская юриспруденция.
  5. Социологическая юриспруденция
  6. § 10. Юриспруденция
  7. § 5. Социологическая юриспруденция
  8. § 9. Интегративная юриспруденция
  9. ЛЕКЦИЯ 5. Юриспруденция русского народа. Е.И. Пугачев
  10. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ IX — XIII ВЕКОВ
  11. ПОНЯТИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
  12. Статистический метод в юриспруденции
  13. 1.3. Философские категории в юриспруденции
  14. 1.3.2. Римско-голландская юриспруденция
  15. ЛЕКЦИЯ 6. Юриспруденция A.H. Радищева
  16. § 10. Юриспруденция
  17. К вопросу о специальных методах юриспруденции: сфера криминалистики.
  18. 42. ВЕРСИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ