<<
>>

Программа этого движения была сформулирована в 1903 году, когда вышли в свет сборники «Проблемы идеализма» и «От марксизма к идеализму».

Авторы статей сборников — выдающиеся русские мыслители, в свое время бывшие сторонниками марксизма, — Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Петр Струве, Семен Франк и другие — обозначили свой разрыв с революционной идеологией и теоретическими основами марксистской философии.

Они указали на наивность, противоречивость многих положений этого учения. B частности, на взаимоисключающие тезисы о примате экономики над культурой и о роли социальной революции, изменяющей экономику исходя из идейных предпосылок, равно как и на надежду на освобождение человека в коммунистическом обществе, хотя, по теории Маркса, человек в коммунистическом обществе будет полностью принадлежать обществу. Такие идеалистические чаяния марксизма шли вразрез с его материалистическим базисом, с учением об экономике, из чего Николай Бердяев и другие мыслители делали вывод о теоретической недостаточности марксизма, не отвергая ценности собственно политэкономиче- ских идей Маркса.

Эти общефилософские идеи получили свое правовое преломление в другой работе, которая стала знаменитой сразу после ее публикации в 1909 году.

Речь идет о сборнике «Вехи», в котором революционная идеология марксизма и народничества была подвергнута уничтожающей критике. Авторами сборника были все те же мыслители-неоидеалисты (Булгаков, Бердяев и другие), к которым присоединились ведущие теоретики социальных наук — Новгородцев, Кистяковский и другие.

Авторы не обошли своей критикой и утопизм марксисткой политической философии с ее верой в чудесное преображение действительности в результате революции. B упрек марксизму веховцы ставили, прежде всего, нигилизм, пропаганду разрушения — ведь в результате разрушительной революции общество если и могло измениться, то только в худшую сторону. Позитивное развитие общества требует идеологии именно созидательной — такую идеологию веховцы полагали возможным создать через обращение к религии и идеализму, через утверждение конституционных прав личности и начал правового государства — идеи, во многом близкие политической программе кадетов — и через отказ от насильственного переустройства мира.

«Вехи» стали одним из важнейших символов перемен в интеллектуальной жизни тогдашней России, новым направлением мысли и творчества для русской интеллигенции (отсюда и название «Вехи»). Если раньше любой думающий, образованный или, как говорили тогда, прогрессивный человек должен был, в принципе, быть атеистом, материалистом и революционером (это было стереотипами субкультуры русской интеллигенции конца XIX века), то веховцы разрушили этот стереотип. Они призвали искать пути к познанию и улучшению общества, социальной жизни именно в идеальных устоях бытия, в том направлении, о котором ранее говорили B.C. Соловьев и Ф.М. Достоевский. B этом аспекте вскрывалась и «основная ложь марксизма» (по выражению H.A. Бердяева) — вера в светлое социалистическое будущее и в чудесное преображение жизни через революцию на поверку оказывались лишь суррогатом, заменой религиозной эсхатологии. Действительно, марксизм претендовал на то, чтобы быть цельным мировоззрением, дающим исчерпывающие ответы на все вопросы мироздания и бытия, в том числе и на вопросы о смысле жизни человека и о смысле истории. B интерпретации русских радикальных марксистов (которые порой были очень далеки от текстов самого Маркса) пролетариат занимал место божества, которое способно чудом преобразовать жизнь и установить рай на земле, а революционер- марксист становился оракулом, которому известны законы истории и ее конечная цель, и который провозглашал истину в последней инстанции, претендуя на спасение человечества через личный подвиг.

Разумеется, подобная критика со стороны веховцев получила гневную отповедь лидеров марксизма, особенно Ленина, который в своей обычной манере не жалел бранных эпитетов на ревизионистов и отщепенцев, предавших светлые идеалы марксизма. Ho нужно отметить, что и среди убежденных марксистов нашлись те, кто принял во внимание критику веховцев и сделал из нее выводы. Среди таких лиц можно вспомнить наиболее яркий пример — Анатолий Луначарский, будущий нарком просвещения при Советской власти, который в своей работе «Религия и социализм» (1911 г.) прямо объявил о религиозной основе философии марксизма, о богостроительстве как духовной идеологии революции.

Ho все же резонанс, последовавший за выходом «Вех», не смог сломить идеологию марксизма и предотвратить революционный переворот. Уже после Октябрьской революции, в 1918 году веховцы опубликовали еще один совместный сборник — «Из глубины», в котором попытались осмыслить мировоззренческие предпосылки и результаты революции. Здесь были повторены как старые идеи — необходимость отказа от нигилизма, призыв к покаянию и религиозному перерождению интеллигенции, так и новые традиционалистские идеи, сводившиеся к критике любых нововведений и к утверждению неприкосновенности сложившегося уклада жизни. Сборник «Из глубины» — последняя совместная работа этой группы мыслителей, которые после эмиграции продолжили свою интеллектуальную работу поодиночке. Из данных мыслителей мы рассмотрим творчество двух основных — H.A. Бердяева и С.Л. Франка — чьи идеи наиболее известны в истории русской философии и наиболее показательны для всего движения неоидеализма.

<< | >>
Источник: Антонов M.B.. История правовой мысли России. Конспект лекций. 2011

Еще по теме Программа этого движения была сформулирована в 1903 году, когда вышли в свет сборники «Проблемы идеализма» и «От марксизма к идеализму».:

  1. Идеализм и материализм какреиіение проблемы пределов личности
  2. ВОПРОС: Мой пример из современности, российской действительности. Когда у нас была ситуация с компанией «ЮКОС», было заявление руководства страны, что с руководством компании все будет в порядке, в результате акции «ЮКОСа» взмыли и инвесторы на этом заработали. После этого компания практически разрушилась, руководство посадили - была ли это политика?
  3. Среди законодательных актов были и такие, которые так и не вышли в свет
  4. Политический идеализм
  5. Материализм и идеализм
  6. § 5. Правовой идеализм и его причины
  7. Материализм и идеализм
  8. 43 ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
  9. Полн. собр. соч., т. IS, с. SS 3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА
  10. Идеализм и либерально-идеалистическая теория
  11. 2 Абсолютный идеализм В. Ф. Гегель.
  12. Философия абсолютного идеализма
  13. Глава. 1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИДЕАЛИЗМА И МАТЕРИАЛИЗМА
  14. 3.2. Античный материализм, идеализм и диалектика
  15. 3.2. Античный материализм, идеализм и диалектика