<<
>>

П.Я. Чаадаев всегда склонялся на позиции западного пути развития России

, но уже в первом философическом письме решительно выступает против слепого, дурного, поверхностного подражания иностранцам. П.Я. Чаадаев выступает против славянофилов в “Письме неизвестного неизвестной”, он считал, что если России и выпадет миссия облагородить человечество, то только в будущем, и конечно, не военными средствами (как пыталась сделать это Россия в период военных выступлений в Крыму в 1854 г.).

П.Я. Чаадаев смотрит на проблему конкретно-исторически: “Европа не впадает в варварство, а Россия овладела пока лишь крупицами цивилизации, Европа-наследник, благодетель, хранитель всех предшествующих цивилизаций. Россия во многом обязана европейской цивилизации, просвещению Запада”. П.Я. Чаадаев приверженец просветительства, в просветительской деятельности главное он видит, не расширение области наших идей, а в том, чтобы исправить их и придать им новое направление.

Россия же, если она только уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы.

В контексте ряда других положений можно предположить, что речь идет об узких частнособственнических интересах, о страстях партийной борьбы имущих классов, смене правительств. Все это, по мнению Чаадаева на данном этапе неприемлемо для России. Однако никакая земная власть не помешает миру идти вперед. Российскому народу надо наращивать духовную мощь, так как внимание, которое возбуждают к себе народы, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от мира, который они производят. Цель нравственного облагораживания была личной целью

П.Я. Чаадаева. Он понимал ограниченность тех политических учений, которые достижение наилучшего образа правления и жизни видели единственно в воспитании мудрости и добродетелей в правителях и их помощниках.

Отмечая обстоятельства, в силу которых Россия отстала в умственном развитии, а это - обособленность сознания, П.Я. Чаадаев одновременно видит в них на будущее “большие преимущества”. Он выражает надежду, что русское общество, по крайней мере в лице его образованной части, начнет свое движение вновь с того места, на котором оборвалась нить, свертывающая его с другими народами западного мира. Призывая к этому, он успокаивает тех, кто “боится революции на манер западноевропейских”, поскольку в русском народе есть что-то неотвратимое, а именно - его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет. П.Я. Чаадаев находит “наше положение счастливым” ибо Россия стоит перед лицом опередившего её Запада. “Мы пришли позже других, а значит, сможем сделать лучше их”, если сумеем правильно оценить свое преимущество, и использовать опыт так, “чтобы не входить в ошибки, в их заблуждения и суеверия. Больше того: у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка”.

П.Я. Чаадаева считал что, для того чтобы улучшить будущее России нужно, прежде всего, оживить веру, всеми возможными способами и дать себе истинно христианский импульс, так как на Западе все создано христианством, а у нас православие обретает Россию на отсталость, замыкается в своем религиозном обособлении от европейских принципов жизни. А в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформулировало западный мир. Оно создало политический уклад, философию, науку, литературу, улучшило нравы, создало предпосылки для свободы личности. Поэтому для России целесообразно было бы перенять идеи католицизма.

Долгое время творчество П.Я. Чаадаева рассматривалось с односторонних позиций защитника католической церкви, низкопоклонничества перед Западом, неприятия и даже ненависти к России. Одно из главных обвинений против П.Я. Чаадаева заключалось в идеализации им католицизма. В католичестве он видел в первую очередь соединение религии с политикой, наукой, общественными преобразованиями.

П.Я. Чаадаева привлекала активная, созидательная деятельность римско-католической церкви, ее соперничество с государственной властью. Католичество дало миру образец западной цивилизации, культуры.

Вместе с тем, философ критиковал религиозные порядки православной церкви. Эти идеи восходили к оценкам П.Я. Чаадаевым истоков проникновения православной религии в русские земли. Он сетовал, что «повинуясь злой судьбе, мы обратились к жалкой, презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. Волею одно честолюбца эта семья народов только что была отторгнута от всемирного братства, и мы восприняли, следовательно, идею, искаженную человеческой страстью».

В размышлениях П.Я. Чаадаева после написания “философических писем” на первый план выдвигается проблема России, и новое её решение отличное от прежнего. Развитие взглядов П.Я. Чаадаева на Россию после “философических писем можно разделить на 2 этапа 1) 30-40е г. г. 2) конец 40-х г. г. и до его смерти в 1856г. Первый из них характеризуется оптимизмом. Он надеется на то, что Россия сможет не только быстро пойти по пути собственного прогресса, но и помочь Западу решить его проблемы, встать во главе человечества. На втором этапе футуристическая идея дает трещину потому, что П.Я. Чаадаев исключает возможность того, что при существующих в России социальнополитических и нравственно-идеологических условиях она пойдет по пути прогресса и станет лидером прогресса европейского и даже общечеловеческого. Но для этого Россия должна быть подвергнута коренным преобразованиям.

Важнейшим документом, в котором выразилась эволюция взглядов на Россию, является “Апология сумасшедшего” (1837 г.)

Историю России, пишет он, нельзя объяснить нормальными законами нашего разума, её таинственно объясняет верховная логика провидения. Специфика же России в её, “ограниченности”, особенность истории - в географическом положении. На истолковании особенности русского народа и его истории базируется и прогноз П.Я.

Чаадаева о будущем России, её роли во всечеловеческом прогрессе. Миссию России он видит в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада. Россия сама не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку.

Оно может быть достигнуто сравнительно легко благодаря исторически сложившимся чертам русского характера и основанного на них механизмах развития страны - легкость проведения реформ сверху, свобода от традиций. Это будущее будет представлять собой реализацию продуманно-отобранных идей, лучше западных, принципов и установлений. Взгляд П.Я. Чаадаева на историю, состояние и будущего

России получил обоснование в его философии истории, которая, опиралась на общефилософскую систему.

Рассуждения П.Я. Чаадаева о праве и правовых проблемах отличает глубина понимания и демократизм. П.Я. Чаадаев писал о гонениях за неугодные правительству мысли. «Правительство преследует не поступок автора, а его мысли». Порицая сам подход, связанный с криминализацией идей, а не поступков, П.Я. Чаадаев убедительно показывает несостоятельность конструируемого в данном случае состава преступления. Во-первых, мысль, выраженная автором когда-то, может им уже не разделяться спустя какое-то время. Во-вторых, следует установить субъекта преступления. В-третьих, наказание должно быть соразмерно преступлению.

Сама постановка вопроса о соразмерности наказания преступлению свидетельствует о прогрессивности правовых воззрений П.Я. Чаадаева. «Законы о наказаниях имеют в виду не только охрану общества, целью их служит еще наиболее возможное усовершенствование человеческого существа». «Уголовное законодательство предназначено не только оградить общество от внутреннего врага, но еще раз развить чувство справедливости. С этой точки зрения следует рассматривать все виды наказания и самую смертную казнь, которая ни в коем случае не есть возмездие, а лишь грозное поучение, действительность которого, к сожалению, весьма сомнительна».

П.Я. Чаадаев твердо верил в светлое будущее человечества, путь к которому - духовное совершенствование людей.

Вхождение в высшую сферу духовного бытия он связывает с коренными переменами в условиях общественной жизни. Прежде всего, это относилось к России, судьбой которой он был более всего озабочен и будущность которой связывал с всеобщей линией общественного развития.

Наибольшее внимание П.Я. Чаадаев уделяет деспотизму власти, как светской, так и духовной. Не ограничиваясь общими замечаниями в адрес деспотизма, он раскрывает его влияние на конкретные явления общественной жизни.

Идеал П.Я. Чаадаева - жизнь по воле разума, в полном согласии с природой и требованиями социальности, с необходимостью диктуемыми условиями общественного развития. Совершенный умственно и морально человек способен жить без посреднической роли позитивного закона и уж во всяком случае, без внешнего принуждения со стороны политической силы.

П.Я. Чаадаев считает, что коренное переустройство общество возможно с помощью мирных средств. Основное из них - просветительство. Надо пропагандировать истинную и добрую идею, «в свое время мысль найдет другую, родственную, которую она потрясет, прикоснувшись к ней, и тогда вы увидите ее возрождение и поразительное действие в мире сознаний».

Многие сподвижники П.Я. Чаадаева выступали за умеренную конституционную монархию, с разделением властей. Сложно определить какая форма правления импонирует П.Я. Чаадаеву. По-видимому, его взгляды созвучны тому образу правления, который ориентируется на правление наиболее лучших, избранных и он отвергает непосредственное волеизъявление народа. Истина «возникает не из толпы, а из среды избранных или призванных».

П.Я. Чаадаев не был однозначным западником или славянофилом, а попытался свести в один узел разорванные концы русской просветительской мысли. В его творчестве на разных его этапах удивительным образом нашли отражение основные направления политической мысли девятнадцатого века - славянофильство и западничество. Возможно, что наиболее глубоким и значимым в наследии П.Я. Чаадаева является не его общеизвестная и часто цитируемая критика России, а сама динамика мысли - преодоление «болезни западничества» и признание права России сыграть в мировой истории свою роль.

2.5.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Еще по теме П.Я. Чаадаев всегда склонялся на позиции западного пути развития России:

  1. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТСКОЙ РОССИИ CO СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
  2. 3-й этап – XIX – начало XX в. - Попытка поиска самостоятельного пути развития и политическое поражение консервативного движения в России
  3. Зубов Дмитрий Львович.. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ – ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ.1999., 1999
  4. Тема 3: Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
  5. 5.4. Россия в 1917 голу 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль октябрь 1917 г.)
  6. 2.1. Инвестиционная и производственная сфера оборонно-промышленного комплекса России и оборонных предприятий Москвы: состояние и пути дальнейшего развития
  7. Мусульманское население в России всегда было значительным.
  8. Глава 22 ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВСЕГДА ЛИ ПОЛЕЗНЫ АРГУМЕНТЫ «ЗА»?'
  9. Открытие западного пути в Индию.
  10. П.Я. Чаадаев.
  11. 1.3.1. Первое впечатление не всегда верно, но всегда устойчиво
  12. РАЗДЕЛ II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО (ДВА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ: ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ)
  13. Когда вы берете в руки книгу о духовном развитии, всегда спрашивайте себя: