<<
>>

Рационализм и органицизм.

Консервативная правовая доктрина в качестве одного из следствий рационализма называла механицизм. Механическое восприятие человека и общества приводило к признанию человека атомом, а общество совокупность разрозненных атомом, стремящихся к удовлетворению своих интересов в отсутствие органических связей.

На человека и общество переносились материалистические, естественнонаучные аналогии, когда человек и общество уподоблялись машинам, которые можно рационально настроить на определенные правила работы.

Для консерваторов человек рассматривался как частица иных социально-культурных общностей (нации, общества, государства). Такие общности созданы и функционируют как организмы, а не технические устройства.

Традиционное мировоззрение было синтетическим, синкретичным и человек был погружен в действительность, ощущал единство с миров. Преобладание рационального знания, начиная с Аристотеля и заканчивая Ф. Бэконом, раскололо цельный взгляд на мир, а новоевропейский человек разорвал пуповину, соединяющую его с миром.

Вследствие чего, современный рационально мыслящий человек видит только часть мира и не способен к целостному миросозерцанию, а значит и пониманию действительности, где человек, бог и природа едины. Впоследствии развитие такого мировоззрения привело к появлению учения о концептах-симулякрах - понятий, которые ничего в действительности не отражают. И в целом, для современной науки характерна перегруженность голыми теориями и пустыми понятиями, бессмысленными концептами, которые призваны скорее программировать человека на потребление какого-либо продукта или лояльное отношение к безнравственной власти.

Поэтому свою задачу консерваторы видели в приближении сознания к целостности мира, погружению человека в недра самой жизни - народной почвы. В таком единстве человек мог вернуть свою цельность и гармоничность, которая была разрушена диктатом разума и как следствие появлением ощущения абсурдности, пустоты, одиночества в сознания человек.

В этом смысле не случайно рождение в конце XIX в. в Европе психоаналитики, которая стала реакцией на разрушение целостного сознания людей. Только синтетический взгляд на мир вернет ему истинный взгляд, из раба вещей и тотальных технологий манипуляции превратит в личность, отстаивающую высшие нравственные начала жизни.

Органическое мировоззрение исходит из признания постепенности, естественности и самопроизвольности развития социума, как и всей природной среды. Любые рациональные рецепты нарушают органический рост жизни общества как целостного организма.

Органическое мировоззрение путем погружения сознания человек в цельность мира открывает ему истину, приближенную к абсолютной, божественной истине и сочетающую красоту, нравственные абсолюты и любовь к миру. Человек прозревает, его осеняют образы и идеи, сокрытие в глубинах народного духа и природе.

Рационализм же способен лишь схватить в понятийной форме верхние слои истины, и то, как правило, в искаженном свете. В современных условиях рационализм поставлен на службу субъектам глобализации в целях разработки новых форм обогащения и что более прискорбно форм уничтожения той большей части человечества, которая для идеологов глобализации является «лишней» (технологии ведения войны, революции, распространения опасных вирусных заболеваний и т.п.). Увлечение разумной составляющей приводит человека к ограниченности и бедноте сознания. Не случайно, что современный человек с помощью науки старается обрести то, что и так сокрыто в его природе, но постепенно утрачивается - цельность жизни, гармония души и тела.

Все новое лучшее оказывается хорошо забытым старым, спрятанным в недрах человеческого духа - коллективного бессознательного.

Таким образом, недостатками рационализма как способа познания мира выступают:

- отвлеченность разума от жизни;

- целенаправленность и искусственность разумной деятельности;

- оценка жизни по безжизненным теория, в которых жизнь уродуется и насилуется;

- рационализм охватывает лишь часть истины, поверхностно и искаженно;

- разум способен отразить прошлое и сиюминутное в динамичной жизни человека;

- стремление разума искусственно изменить естественные, стихийные законы жизни, которые чреваты социальными, природными и техногенными катастрофами;

- культ разума характерен для либерализма и социализма, для которых развитие немыслимо без новаций, революционных взрывов по спланированным проектам.

Подчиненный коньюктуре разум за идеалы принимает какие- либо явления современности, модные философские концепции, под которые стараются подвести новые стихийные формы жизни.

Осознавая ограниченность возможностей разума, консерваторы отстаивали органический взгляд на жизнь, который имеет ряд достоинств:

- органический взгляд является продуктом самой действительности;

- органическое мировоззрение способно в акте интуиции проникнуть в глубины истины и прозреть будущее;

- органическое мировоззрение сохраняет цельность человеческого сознания, его гармонию с природой;

- органическое мировоззрение не строит иллюзий и проектов по преобразованию жизни по абстрактным теориям, а значит, учитывает естественное развитие окружающего мира, которое не терпит разумного вмешательства;

- органическое мировоззрение носит отпечаток традиционности и консерватизма, выступает за органичность жизни.

Важно заметить, что рационально-научный взгляд, появившийся в эпоху Возрождения, превратил весь мир, общество, человека в машину, механизм, которые функционируют по строго заданным законам и могут изменяться по воле человека. Механистический взгляд превращал окружающий мир в материал для преобразования по началам человеческого разума. Но, главная ошибка рационалистов состояла в том, что ими не были учтены естественные, стихийные, органические начала развития всего живого, в том числе человеческих коллективов. Все известные рациональные попытки устройства общества оказались утопиями и привели к чудовищным последствиям (фашистские режимы, государство всеобщего благоденствия с социальным паразитизмом и деградацией человека, псевдо и лжедемократии, обслуживающие интересы финансовых и промышленных кругов и т.д.).

Органический взгляд на мир, общество и человека возвращает им цельность, стихийность, свободу, в которой человек в борьбе со своими страстями обретает свое человеческое предназначение. В государстве или обществе-машине человек опускается на уровень винтика, шурупа, простого орудия, покорного и идущего к заранее определенной цели - коммунистическому идеалу, обществу сильных, материально обеспеченных и т.п.

За такой жизнью теряется существо человеческой природы - таинственной и божественной, а не механической и заблаговременно известной.

Органическое мировоззрение исходит из признания постепенности, естественности и самопроизвольности развития социума, как и всей природной среды. Любые рациональные рецепты нарушают органический рост жизни общества как целостного организма.

Органическое мировоззрение путем погружения сознания человек в цельность мира открывает ему истину, приближенную к абсолютной, божественной истине и сочетающую красоту, нравственные абсолюты и любовь к миру. Человек прозревает, его осеняют образы и идеи, сокрытие в глубинах народного духа и природе.

Рационализм же способен лишь схватить в понятийной форме верхние слои истины, и то, как правило, в искаженном свете. В современных условиях рационализм поставлен на службу субъектам глобализации в целях разработки новых форм обогащения и что более прискорбно форм уничтожения той большей части человечества, которая для идеологов глобализации является «лишней» (технологии ведения войны, революции, распространения опасных вирусных заболеваний и т.п.). Увлечение разумной составляющей приводит человека к ограниченности и бедноте сознания. Не случайно, что современный человек с помощью науки старается обрести то, что и так сокрыто в его природе, но постепенно утрачивается - цельность жизни, гармония души и тела. Все новое лучшее оказывается хорошо забытым старым, спрятанным в недрах человеческого духа - коллективного бессознательного.

Таким образом, недостатками рационализма как способа познания мира выступают:

- отвлеченность разума от жизни;

- целенаправленность и искусственность разумной деятельности;

- оценка жизни по безжизненным теория, в которых жизнь уродуется и насилуется;

- рационализм охватывает лишь часть истины, поверхностно и

искаженно;

- разум способен отразить прошлое и сиюминутное в динамичной жизни человека;

- стремление разума искусственно изменить естественные, стихийные законы жизни, которые чреваты социальными, природными и техногенными катастрофами;

- культ разума характерен для либерализма и социализма, для которых развитие немыслимо без новаций, революционных взрывов по спланированным проектам.

Подчиненный коньюктуре разум за идеалы принимает какие- либо явления современности, модные философские концепции, под которые стараются подвести новые стихийные формы жизни.

Таким образом, консервативная правовая идеология Западной Еврпоы характеризуется следующими особенностями:

- интуитивизм в сочетании с высокой долей рационализма;

- органицизм;

- историзм;

- конкретность;

- культур-национализм.

<< | >>
Источник: А. А. Васильев. Консервативная правовая идеология в Западной Европе в XVII - XX вв.: истоки, сущность и перспективы.. 2014

Еще по теме Рационализм и органицизм.:

  1. Органицизм
  2. Рационализм, эмпиризм, иррационализм
  3. Философия рационализма
  4. 3. Рационализм утопии
  5. Рационализм и позитивизм
  6. Китайская мысль характеризуется рационализмом
  7. Рационализм в качестве определяющего начала
  8. 2.2. Эмпиризм и рационализм о структуре научного знания
  9. Глава I Теоретические основания философии критического рационализма
  10. Рационализм, воспринятый как единственно возможный путь познания,
  11. Противопоставление абстрактного рационализма и исторического опыта, жизни при оценке общественно-политических процессов.
  12. ОГЛАВЛЕНИЕ
  13. Антирационализм и мистицизм.
  14. Методологические позиции в идеологии
  15. Методология курса
  16. Методы
  17. 38. Как складывается культура западных стран в первой половине ХХ в.?
  18. 2.1. Понятие рациональности в трансцендентальной прагматике
  19. Кризис классической рациональности во всей своей глубине обнаружился во второй половине XIX столетия.
  20. S ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: