<<
>>

Разумеется, самосознание развитой личности характеризуется способностью воспринимать себя со стороны

, но при этом сохраняется способность оставаться вменяемым, быть в «в себе». Российское сознание часто застревает в этом акте восприятия со стороны и «теряет себя»; по словам Г.

Флоровского, «повышенная чуткость и отзывчивость очень

12

затрудняет творческое собирание души» . Простым и наглядным примером этой односторонне-экстравертной установки (по словам Н. Бердяева, «жалкого провинциализма мысли»), может служить популярная среди определенной части россиян самоуничижительная фраза «Увидеть Париж и умереть»[12] [13].

В настоящее время российская мнительность выражена и формализована в часто употребляемом вопросе: «А соответствует ли это статусу цивилизованной страны?». А.С. Панарин разъясняет: «Следование концепции догоняющего развития всегда сопровождается скрытым комплексом неполноценности и вины. Это может быть и вина перед собственной, прерванной и поруганной традицией (реформаторы не могут просто оставить ее в покое, им надо ее

дискредитировать), и вина, связанная с несовершенством

14

«интерпретации и заимствования чужого опыта»

Возражая против характеристики России как «цивилизации-подростка» можно указать на ее явные достижения в литературе, искусстве, науки, техники. Но это сферы, в которых способности и таланты могут проявиться в подростковом и юношеском возрасте. Примечательно, что русский гений уже внес несомненный клад в общечеловеческую культуру в тех сферах, в которых не боялся быть своеобразным, в них недопустима простая подражательность. Но в практических областях общественной жизни (экономика, политика, право) Россия еще не стала «самой собой». Эту черту российского бытия Н.О. Лосский называет «недостатком средней области культуры»: «Бедность в значительной степени есть следствие малого интереса народа к материальной культуре (...) Воля и мышление русского народа не дисциплинированы; характер русского человека, обыкновенно, не имеют строго выработанного содержания и формы»[14] [15].

Возникает вопрос о причинах этой неразвитости практических сфер российского бытия. Стоит постоянно

учитывать сложность и противоречивость исторических условий зарождения и развития российской цивилизации. Для исследования этих условий целесообразно использовать разработанное замечательным отечественным мыслителем М. Бахтиным понятие хронотопа - «времяпространство», «неразрывность пространства и времени», «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений»[16]. Для идеологизированного сознания характерно «умение» мыслить вне реального пространства и исторического времени, а абстрактность формулировок сочетается с волюнтаризмом. Можно заметить, что в философской литературе проявляется стремление образно охарактеризовать крайнее теоретизирование как состояние, аналогичное обмороку. Дело в том, что выражение «потеря сознания» не означает, что прекращается работа мысли и воображения, но при этом утрачивается реальное восприятие пространства и времени, что часто проявляется в мышлении реформаторов, которые одержимы стремлением реализовать ту или иную идеологию без учета объективных условий данной страны.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Еще по теме Разумеется, самосознание развитой личности характеризуется способностью воспринимать себя со стороны:

  1. Видеть себя со стороны
  2. Способность договора образовывать устойчивые формы взаимодействия сторон
  3. СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: РЕАЛЬНОЕ И ВОЗМОЖНОЕ
  4. Одной из важнейших способностей, которые связываются в современной научной традиции с сознанием, является способность к усвоению языка
  5. Когда вы берете в руки книгу о духовном развитии, всегда спрашивайте себя:
  6. Самосознание
  7. Способна ли демократия жить одним будничным интересом, одним развитием действующих друг'на друга сил?
  8. 11.2. Самосознание человека
  9. Воспринимаемая социальная поддержка
  10. Методы диагностики развития личности
  11. Методы диагностики развития личности
  12. Совместное самосознание
  13. 2.2 Понятие личности, ее структура и развитие
  14. Этапы развития взаимоотношений души и личности
  15. Совместное самосознание у людей
  16. Всеобщее свободное самосознание
  17. Самосознание — продукт преобразований мозга
  18. Необходимость развития личности в обществе.
  19. Временной аспект развития личности в онтогенезе
  20. Временной аспект развития личности в онтогенезе