<<
>>

Религия сама по себе не изобретение человека, а проявление его врожденного чувства.

Она составляет основу жизни. Жизнь без веры можно уподобитъ существованию без дыхания, без воздуха. Право без веры вырождается в законничество (юриспруденцию). Существует только одна религия, которая полностью удовлетворяет вопросам веры - это Православие, без которого Право немыслимо.

Православие взывает к свободному человеческому сердцу, а не к слепо покорной воле. Православие пытается пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть, а не требует от человека повиновения и соблюдения предписаний (законничества). Православие спрашивает человека о самом лучшем и зовет к совершенству. Православие есть религия Любви, Добра и Красоты, что делает его неразрывным с Правом по самой сути и наименованию.

Православному христианину права нужны постольку, поскольку они служат обеспечением исполнения им своего долга, обязанностей. Права нужны ему, чтобы он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к подобию Божию, исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом.

Но по мере дальнейшей секуляризации общества акцент делается на неотчуждаемых правах индивида вне его связи с Богом и без учета его поврежденной грехом природы, нуждающейся в исцелении. В результате от правопорядка остается жалкая имитация, а ученые-юристы всерьез пробуют обсуждать разрушительные идеи об отмирании Права, противопоставлении Права и нравственности, верховенстве закона и т.д. Для восстановления подлинного правопорядка придется возвращать в правовую доктрину страны мысль о том, что порождает преступления человеческая греховность; а понятия греха и преступления в российском Праве необходимо максимально приблизить друг к другу на основе священных источников. Понятие греха относится к области Права, т.к. обозначает беззаконие, отступление от закона, преступное деяние, находящееся за пределами закона.

Одной естественной нравственности человеку оказывается недостаточно, чтобы противостоятъ искушениям мира, тем более - современного. Поэтому совесть человека должна подкреплятъся правилъно выбранной верой в Бога - тогда субъект Права оказывается защищен изнутри и извне. Нравственное чувство, не просвещенное благодатъю Христовой, обыкновенно бывает замутнено и искажено вследствие первородного греха и личных грехов.

Подлинное Право всегда стремится к пробуждению и воспитанию правовых чувств, которые одновременно являются нравственными и религиозными. Правовое чувство может пробудитъся в человеке, если Право будет свидетельствовать о причастности граждан к высшей цели, высшему Абсолюту и Высшей идеи сакралъного.

Для признания верховенства и господства Права нужно согласитъся с очевидным, что Право - явление, зафиксированное на небе, а закон государства - на бумаге; и без согласования с тем, что на небе, закон в лучшем случае окажется невостребованным обществом. Христианские теологи эту идею выразили в стройном учении, согласно которому мир основан на иерархии форм (Божественной, духовной, материалъной). Так, Ф. Аквинский разделил законы на четыре типа:

- Вечный закон - это сам Божественный разум, управляющий миром;

- Божественный закон, изложенный в Библии;

- Естественный закон - это отражение Вечного Закона человеческим разумом (например, закон продолжения рода);

- Человеческий закон - это законодателъство, выражающее требования естественного закона и подкрепленное санкциями государства176.

Православное христианство облагораживает правосознание людей через любовъ и совестъ. Они вдохновляют и придают человеку неразложимую [140]

абсолютную опору. Авторитет Православной Церкви не ведает ссылки и костра, а есть авторитет откровения и любви. Православие осмысливает сферу правосознания в неизменном сохранении Божественного образа сотворенного из земли человека и в создании условий для реализации в нем потенциального Богоподобия. В этом состоит цель правопорядка.

Православное правосознание не порабощает человека прошлому, а вырывает из-под тотального гнета настоящего. В Православии человек реализует свое право не быть собственным современником, право жить не только сегодняшним днем и не только тревогами дня завтрашнего. Человек открывает как раз свою несводимость к личному прошлому и к нынешней конфигурации общественных отношений. При помощи Права, укрепленного Православием и нравственной Правдой, оказывается возможным распространять высшие духовные ценности на область практических отношений. Такое Право позволяет сочетать общественные структуры правопорядка с «интимностью» правовых переживаний отдельного индивида.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Еще по теме Религия сама по себе не изобретение человека, а проявление его врожденного чувства.:

  1. 5. Проявления преступности у врожденного преступника
  2. Религия представляет из себя такого рода явление, в котором представлены различные проявления индивидуального, социального, культурного и т. д. бытия человека.
  3. “Новый” человек: его проявления и развитие
  4. “Новый” человек: его проявления и развитие
  5. “Новый” человек: его проявления и развитие
  6. “Ветхий” человек: его проявления и развитие
  7. “Ветхий” человек: его проявления и развитие
  8. “Ветхий” человек: его проявления и развитие
  9. Сама религия невозможна вне правовой сферы,
  10. Смерть сама по себе ничего не значит, и в самоубийстве, с точки зрения мира, ничего не происходит.